Человек. Свобода. Рабство. -5: Человек и Власть

Apr 06, 2015 10:05



Говорящие о христианстве, как о религии рабов, принимают позицию иудеев, распявших Христа.  Это очень символично для Страстной недели. Они, будучи рабами греха и рабами Рима, были способны видеть и мечтать только о власти Господина над рабом. Но Господь являет, как было показано, оставшиеся типы власти: Отца, Вождя и Судии. Но и большую их - Божественную.

Поздравляю все православных со вчерашним Праздником Входа Господа в Иерусалим. С Него начинается Страстная седьмица, то есть неделя, когда православные сопереживают последние дни земного Служения Сына Человеческого.  Не вспоминают, а именно сопереживают. Соотносят с собой ее события и, как бы, каждый день выбирают позицию или роль в них. Но кроме всего прочего на эту неделю приходится и еще один Великий Праздник - Благовещение. Вот так встречается Радость о Предстоящем посещении Мiра его Создателем, Человека его Спасителем с Трагедией отвержения

человеком Спасения и Бога, а мiром своего Творца.

Зная, что украинские неонацисты, как и их заокеанские патроны, очень неравнодушный к нашим Праздникам (вспомним прошлый год или начало в Пасхальную ночь бомбардировок Сербии), со страхом можно ждать, что и эта Седьмица  вызовет у находящихся во власти сатаны приступы безумия и жажду крови Человеческой.  Но это как Господь еще попустит, и как ополченцы позволят. Но вернемся к Высоким Смыслам этой Седьмицы.

Вчера мы вместе с ликующим Иерусалимом встречали Царя Царей въезжающего в город. На службе батюшка привел слова свт. Иоанна Златоуста, о том, что именно на Кресте Господь и явил подлинно Царское Служение - Жертву для Спасения своего народа. Это трудно вмещается в голове. Потому что мы гораздо ближе к тем же жителям Иерусалима, которые через несколько дней после криков «Осанна!» в честь Господа, начнут требовать Его распятия. Ведь для нас во многом Власть синоним Силы. Но это ведь совсем не так! Сила - это атрибут Власти, но ни как не ее сущность. И последнее к чему должна прибегать Власть, так это к силе.  И лишь тогда, когда она утратила все остальные свои основания.


У философа А. Кожева есть работа «Понятие власти». Я еще до конца с ней не разобрался, но им выделено четыре типа власти: власть Отца, власть Судьи, власть Вождя и власть Господина. Именно с последней связано насилие. Именно неприятие попытки свести христианство к власти этого типа и вызвала все эти тексты. И действительно, судите сами - Господь являет в Евангелие три типа власти, кроме этой последней - Господской над рабом.

Он, несомненно, Вождь нашего Спасения (см. Послание к Евреям 2:10). Как святой пророк Моисей вывел евреев из рабства египетского, так и Господь вырвал нас из рабства Греха. Он проложил Этот Путь, как Его описывает в своей молитве Симон Метафраст (из Последования ко Святому Причащению):

«Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленная страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя, грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием Святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего»

Последние слова уже показывают Власть Христа как Судии.  Я не знаю, стоит ли приводить слова Спасителя на эту тему. Достаточно вспомнить «Притчу о плевелах » и его толковании Господом:

«…когда, оставив народ, Иисус пришел домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий; поле - это мир, хорошие семена - это сыновья Царства, а плевелы - сыновья лукавого; враг, посеявший их, - это диавол, жатва - конец века сего, а жнецы - это ангелы. Подобно тому как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония и ввергнут их в печь огненную...». (Мф. 13:36-42)

И насчет власти Отца. Он наделен ей! Сперва Иисус Христов выступает как Посланник Отца Небесного, затем открывает Своего Сыновство, а завершает:

«Я и Отец - одно». (Ин. 10:30) - Свидетельствую о Себе искушавшим Его. И вот слова для учеников о том же:

«Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…» (Ин. 14:8-11)

Эти Слова еще не произнесены на Страстной Седьмице. Это Великий Четверг. А у нас пока Великий Понедельник. Но говорим мы о вчерашнем Празднике.


Господь въехал в столицу царства своего народа на осле. Кроме высочайшего смирения в этом есть и высочайший символизм. Он использует самое мирное и совершенно не воинственное из всех вьючных животных. Потому что Бог не имеет нужды в обратном. Он ведь въезжает к своим, а не врагам! Другое дело, что Он для части из них сделался таковым, так как они присягнули иному царю - сатане. Но для подлинного Царя даже они  - свои. Он их любит, хотя Его божественная часть Природы и знает уже, что с Ним будет через несколько дней. Он приводит Притчу о злых виноградарях, где буквально описывает Свое ближайшее будущее (Мф. 21,33-39). И при этом, Он не проклинает и не закрывает даже хотящим Его смерти Пути к Нему. И потому, эту страшную притчу он предваряет другой, О двух сыновьях (Мф. 21,28-31).

Но я не хочу заниматься толкованием Евангелия. Мы говорим о Власти. Может показаться, видя ту безропотность, с которой Христос принял Свои страдания, что Он был ее лишен. Но это если видеть власть, только с точки зрения четвертого ее типа. Сами же будущие Его убийцы вопрошали Его о природе Его власти, увидев, как засохла проклятая им смоковница:

«И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21, 23)

Говорящие о христианстве, как о религии рабов принимают позицию иудеев.  Это очень символично для Страстной недели. Они, будучи рабами греха и рабами Рима, были способны видеть и мечтать только о власти Господина над рабом. Но Господь являет, как было показано оставшиеся типы власти: Отца, Вождя и Судии. Но и большую их - Божественную. Он предсказывает своим ученикам и Свои Страдания, и судьбу Иерусалима, и судьбу Мiра (Мф. 24, 3:29). И завершает как Истинный Бог

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». (Мф. 24:34,35)
Только имеющий Подлинную Власть может сказать так! Так что как видите, мы не ушли далеко от темы начатого разговора, хотя и прервали на время обсуждение природы Человека, описанной в трудах святителя Игнатия. К ним мы обязательно вернемся.

Сын Человеческий, Страстная неделя, Власть., Евангелие, А. Кожев, Метафизика, Великий Понедельник

Previous post Next post
Up
[]