Человек. Свобода. Рабство. 13: Рабство Греха

Apr 21, 2015 11:22



Все, идущие путем моего собеседника, свою свободу отдавать не хотят. Да и не могут. Как можно отдать, то чем не владеешь? Если бы они истинно были свободными, то видели бы неразрывную связь своей свободы и ответственности за то, как этот Дар используется ими. Отказываясь от ответственности, Человек тут же отказывается от самой свободы.

Очень важно в любом разговоре всегда держать в руке путеводную нить смыслов. Тем более в таком как наш, в котором любая затронутая смежная тема достойна отдельного внимательного изучения. А для этого очень важно видеть не только слова и рождающие их эмоции, но и стоящие за всем этим смыслы.  Вот пример короткого вчерашнего разговора в комментариях.

«Так как в мире есть зло, и раз Бог на него не реагирует, то либо Бог зол, либо его нет. А как же «Просите и даться вам? Разве жертвы этого зла не просили Его о помощи?».

Сточки зрения смыслов тут явный увод в сторону от обсуждаемой темы.

Природа зла, причины его попущения со стороны Бога. Ответственность!!! Бога за зло живущее в человеке.

Тема огромная и очень сложная. Зло есть? Есть. Бог его попускает? Попускает. Значит… И вот идти туда, в сторону того, что же это «значит» равносильно открытию еще одной серии текстов. Большой и сложной серии. Поэтому я пытаюсь показать это и предложить собеседнику выбрать, что же именно он хочет обсуждать.

«Во-первых, дается только просящим с верой. Во-вторых, только то, что ведет ко спасению. И,  в-третьих, как может создание требовать у Создателя отчета  в Его делах?»

На смысловом уровне:

Что есть вера?  Что есть промысел Божий о Спасении? Что значит само понятие Спасения? Какие есть права у Человека как спасаемого в этой схеме по отношению к Богу как спасающему?

«Здорово! Значит Бог ту не при делах. Ни за что не отвечает!».

Сточки зрения смыслов человек выбирает последний вопрос:

Должен ли Бог !!! в ручном режиме исправлять все сделанное Человеком в падшем состоянии. То есть, может ли Человек быть по настоящему свободным, чтобы выбирать между ДОБРОМ и ЗЛОМ? И нести за это полную ответственность? В том числе
и творя зло самому, и подвергаясь злу со стороны других?
Это уже совсем близко к обсуждаемым нами вопросам и потому я обрадованный задаю
единственный вопрос.

«А как бы со свободой, данной Человеку? Где ей место в схеме, когда Бог управляет Человеком и его поступками и исправляет каждое проявление Зла »

Тут есть еще одна, казалось бы, сторонняя тема. Она касается ответственности Творца за свое творение. Понимая это, я упреждаю следующий вопрос собеседника

«К тому же Бог однажды и навсегда сделал все возможное, чтобы дать человеку возможность стать свободным от рабства греха и смерти. Он это сделал Страшной Ценой - Распятием Сына своего Единородного! Этого мало?»

На этом разговор прекратился. Я не уверен, что мой собеседник видел его на только что описанном мной смысловом уровне. Его первоначальный посыл о «злом боге» говорит, что он воспринимает эти темы чисто эмоционально. И это очень понятно, потому как тема наличия зла в мире, прежде всего, находит отклик в нас именно на эмоциональном уровне. Я привел этот разговор, только ради демонстрации того, как легко мы можем отказываться от Дара Свободы. Человек видит творимое им же зло и буквально требует от Бога - забери свой Дар, мою свободу и удали из мира зло.  На самом деле, я тут одну половину фразы добавляю то себя.

Все, идущие путем моего собеседника, свою свободу отдавать не хотят. Да и не могут. Как можно отдать, то чем не владеешь? Если бы они истинно были свободными, то видели бы неразрывную связь своей свободы и ответственности за то, как этот Дар используется ими. Отказываясь от ответственности, Человек тут же отказывается от самой свободы.

Это именно мы и видим в страшном разговоре Первозданного Человека со своим Творцом в Эдемском саду после своего грехопадения.

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?
Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».(Быт. 3:8-13)

Человек (и Адам, и Ева) на призыв Бога отвечают тем, что прячутся от Него. То есть у них наступило полное расстройство того триединства природы, о которой мы говорили выше.

Человека покинул Дух. Но об этом завтра. Кроме того, его покинул и разум. Человек прячется от всеблагого Бога! Это раз. Он прячется от Всевидящего Бога! Это два. И главное, он прячется от предложенной Богом помощи. Весь разговор Создателя со своим падшим созданием - это непрестанное предложение последнему помощи, через призыв к покаянию. Господь сразу обличает грех, уже живущий в Человеке, и тем самым показывая, что Он все знает. Но Человек начинает оправдываться.

Что это? Куда делось совершенство Человека? Оно умерло вместе с тем, как человек стал рабом греха. Об этом же свидетельствует и отказ от ответственности Человека за соделанное. Человек обвиняет в своем преступлении всех: Адам - Еву и Бога, который дал ее Адаму. Ева - змея и Бога, попустившего змею искусить ее. Всех, кроме себя!!! Нет никакой свободы! Есть только рабство и новый господин над Человеком - грех.

ПАДЕНИЕ ПЕРВОЗДАННЫХ


«Посреди рая находилось древо жизни; вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого. Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла.

Познание это хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, - для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно.

…праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола.

Праотцы почтены были свободою, при свободе в руководителя дан им Дух божественной премудрости: справедливость требовала, чтоб свободе предоставлено было выразиться по произволу ее. Выразилась она самоубийством».

Последние, что я хотел добавить от себя к словам святителя Игнатия - указать еще раз на то, что автор «Слова о Человеке» подчеркивает, ссылаясь на святых отцов: Человек в Раю не был статичен. Он должен был развиваться. К сожалению, мы сделали большой крюк на этом пути, через «египетское рабство» - свое падение и попадание под власть греха.

Слово о Человеке, свт. Игнатий Брянчанинов, Человек, рабство, свобода

Previous post Next post
Up