И начало пути к этому положило разрушение триединства Духа, души, тела. Которое, в свою очередь, возможно только при наличие этой иерархии подчиненности Духу. Подчиненности стремлению вверх, развитию! Снова и снова убеждаюсь, что единственно, где вопрос ставится именно так, это в христианстве и коммунизме.
Вот и Великий Четверг, когда православным выпадает возможность стать участником последнего Вечера Христа проведенного среди своих.
Как же хочется быть Ему этим «своим»! Когда слышишь слова молитвы:
Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими:
не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
но яко разбойник исповедаю Тя:
помяни мя, Господи, во царствии Твоем.
то проникаешься всей глубиной драматизма этого События. Этот вечер не просто уникальный. Он неожиданный и очень грустный. Господь омывает ноги ученикам. Протестует Петр. Святой первоверховный апостол отличался от прочих своим горячим нравом. Во всем Евангелии он таков.
Вот и сейчас, решительно отказывается от омовения Христом ног - «не умоешь ног моих вовек!». А потом после увещевания
Господа не менее горячо - «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову». Так же горячо Петр пообещает следовать за Господом в Его страданиях. Так же горячась, ударит ножом слугу первосвященника в саду. И потом так же в какой-то горячке трижды отречется от Христа.
Очень умилительно видеть, как все евангелисты будут покрывать любовью этот поступок своего товарища. А Марк, ученик Петра (по существу сам Петр, так как Марк писал со слов своего учителя) будет отделять уже Петра от прочих апостолов и писать:
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. (Мк, 16:7)
Господь оканчивает земное Служение проповеди. Впереди Служение страданием и Крестом. Но Он печется не о Себе, а об учениках. Просто с какой-то материнской заботой! Омывает ноги, благословляет хлеб и вино и подаем им. Бесконечные слова утешений и предостережений. Увещевания, среди которых - любите друг друга, служите друг другу. Делайте это в память обо Мне! Потому и узнают что вы Мои, если будете так поступать. Нет предела любви Бога к Человеку! Нет предела любви Господа к своим ученикам!
Это распространяется и на Иуду, замыслившего предать Спасителя. Господь обличает его, говорит о его планах. Тем самым дает возможность предателю опомниться, отказаться от замысла, покаяться. Но все напрасно. Предательство свершится. Помня об этом, приведенные слова молитвы воспринимаешь иначе. Не знаю, у одного ли меня такие эмоции, но когда дохожу до «не бо врагом Твоим тайну повем», я каждый раз себя чувствую каким то разведчиком, которому поручено что-то важное. Как толковал молитву «Отче наш» св. прв. Иоанн Кронштадтский, надо быть как бы глашатаем и разведчиком Царства Небесного на Земле. Как-то так…
Таково символическое и мистическое содержание Великого Четверга. В бытовом же плане в этот день начинается приготовления к
Пасхе. Наводится порядок, красятся яйца, пекутся куличи, варятся пасхи. Мои дети очень любят эту суету. Она чем-то схожа с предрождественской и предновогодней, но только еще более звонкая и светлая. То ли потому что весна. Не знаю. Взрослым же сложней. Самые строгие дни поста, и тут тебе возиться с явствами и снедью. Но ничего, навык поста помогает.
Кстати о посте. Конечно, отказ от животной пищи не главное в этом деле. Но он дает очень много. Возникает ощущение полной свободы от пищи. Буквально уже на второй недели становится безразлично, что есть. Что дают, то и кушаешь! И знаете, сколько это освобождает в тебе сил! Ты лишаешь питания всего лишь одну страсть - чревоугодие, но какое же ощущение свободы из-за этого! Так Господь дает нам вкусить прообразы бесстрастной, то есть безгрешной жизни «будущаго века». Ощутить свои силы, силы своей души.
Именно о душе и ее силах следующая глава труда святителя Игнатия.
СИЛЫ ДУШИ «Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества - этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека - это обнаружение внутри живущей смерти…
Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело.
“Сначала, - говорит
Макарий Великий, - князем века сего и господином всех видимых человек был поставлен от Бога…»
Иоанн Дамаскин: «Душа есть существо свободное, одаренное способностию хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное”
Руководствуясь этими свидетельствами святых отцов и многочисленными другими, которые оставляем для избежания обременительного многословия, мы утверждаем о душе нижеследующее. Она дух - подобно ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю»
Какую пирамиду рисует православие! Дух над всем! Он соединяет Человека с Богом (светские люди - читайте с Идеей). Бог увлекает, привлекает к Себе душу. Она в свою очередь тянет вверх и тело, как место своего пребывания и средство самореализации. Дух, душа, тело - вот иерархия восхождения!
При этом ни один из, условно говоря, «низших членов», не умален в своем достоинстве. Душа - это сама жизнь, по сути именно она соответствует тому, что человек называет «Я». Она наделена умом, чувствами и что нам особо важно в этом разговоре - свободой. Тело наделено способностью оберегать душу (жизнь), и в то ж время реализовывать ее потенциал на Земле. Без тела душа была бы бесплодной. Все важно! Все равно друг другу, но только при наличии этой иерархии подчиненности Духу.
А без этого устремления, все рушится. Душа, отрезанная от Духа, начинает искать себе всякого рода компенсаторы, чтобы заполнить и образовавшийся вакуум смыслов. И конечный результат такого рода «творчества» души без Духа у нас перед глазами. Т.н. «современная культура» - плод окончательного изгнания Духа из жизни человека за последние полтора века.
Тело переставшее быть местом жительства души и ее инструментом из храма превратилось в кабак. Буквально в кабак. И одновременно в товар. Да и весь человек все увереннее превращается в вещь. Общество потребление это ведь не только культ тела и души без Духа. Это еще и превращение потребностей в товар и вещь. Когда можно уже моделировать потребности, навязывать их. А это ведь в свою очередь моделирование человека. Уходит таинство Человека. И появляется человек как плод технологии. Когда это окончательно станет так, Человек, да и человек станет просто не нужен.
И начало пути к этому положило разрушение триединства Духа, души, тела. Которое, в своею очередь, возможно только при наличие этой иерархии подчиненности Духу. Подчиненности стремлению вверх, развитию! Снова и снова убеждаюсь, что единственно, где вопрос ставится именно так, это в христианстве и коммунизме.