Человек. Свобода. Рабство. 10: Свобода Рая

Apr 15, 2015 12:00




Христос Воскресе!

Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развитие. Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. Делать это можно не только в Раю. Просто там Человек наиболее свободен от остального попечения, и потому наиболее соответствует своему предназначению. Построить такие возможности на Земле  - не противоречит, а, на мой взгляд, наоборот соответствует природе Человека.

В эти светлые пасхальные дни все воспринимается как-то по-другому.Знаете, как в предвкушении чего-то большого человек практически не замечает мелких неприятностей и неудач. Так и в эти дни в масштабе Пасхи Христовой очень трудно удерживать внимание на каких-то негативных происшествиях и новостях.

Они конечно ни куда не делись, к сожалению. Положение в России и вокруг нее спокойнее не становится. Но идешь мимо храма и слышишь пасхальный трезвон детворы, которую на этой недели пускают в звонницы, и снова в душу возвращаются Радость и Свет от Праздника Праздников. К тому же в жизни есть место и радостным событиям.


Вчера мы с товарищами провели встречу с девятыми и восьмыми классами в ставшей уже для нас «нашей» школе №1491 района Отрадное. Мы с ребятами читали и обсуждали дневники потрясающего Человека и Героя Рудневой Е.М. Я обязательно завтра опишу, как все прошло, тем более что мы все ушли после встречи наполненные радостью от общения с ребятами. Но сегодня я хочу вернуться к текстам святителя Игнатия. Тем более что сегодняшние две главы так же соответствуют по своей теме Пасхальной Радости. Сегодня мы будем говорить о Рае. Конечно же, разговор будет строиться вокруг поиска ответов на все те же вопросы о Свободе и природе Человека.

Рай - это ведь не просто нечто утерянное и почти что сказочное. Рай это место, где Человек был подлинно свободен и полностью соответствовал своему предназначению, живя в согласии со своей природой. Утеря Рая, это, прежде всего, потеря свободы и себя, нежели некого комфорта и чего-то еще, телесного, то есть животного.

Мы говорили выше, что предназначение Человека это быть Храмом Бога. Ему поэтому были даны при творении образ и подобие Божие. Более того Человек отличался от всех до этого созданных творений тем, что в себе соединял два мира, условно называемыми видимым и невидимым. Соответственно этому Господь дал «дом», где бы Человек максимально полно мог бы реализовывать заложенный в нем потенциал. Этот дом - Рай. Вот что пишет святитель об этом доме.

РАЙ

«В громадном мироздании не только мы, но и обитаемая нами земля - величины весьма малозначительные.

Рай веществен, но вещество его тонко, как тонки души…

“Рай, - говорит блаженный Феофилакт Болгарский, - есть село духовного покоя”. Рай, по сказанию сего учителя Церкви, был чувственный: Адам видел его, плоды дерев райских употреблял в пищу, веселился там духовно.

Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо Земля служит некоторым подобием рая».

Глава достаточно длинная. Я же выделили те места, которые мне лично показались важными для нашего разговора. Масштабы Вселенной потрясают своей бесконечностью. Как и происходящие в ней процессы и события. Но стоят ли они чего-то без Человека? Есть ли История без Человека?

Христианство исходит из того, что Мироздание антропоцентрично, то есть все в нем подчинено служению Человеку. Мне кажется и со светской точки зрения так же. Если Человек единственное разумное существо во Вселенной (а пока данных, позволяющих предположить обратное, нет), то весь этот грандиозный «спектакль» под названием «Мiр» имеет только одного «зрителя» - нас. А без нас он не стоит ничего. Потому что только наше участие в нем наделяет его хотя бы каким-то смыслом. И, конечно же, Человек не просто зритель. Он именно участник всего это Таинства. Но об этом ниже.

Опрощение христианства рисует Рай как место нескончаемого телесного удовольствия. Это настолько же далеко от действительности, как и представление о коммунизме, как об обществе, подчиненным лишь удовлетворению материальных потребностей человека. Если последнему принципиально противостоит марксизм, то извращенное толкование Рая отвергает православная Церковь, в лице своих святых. Рай это место духовного совершенства прежде всего. Забота о  теле там
отсутствует вообще.  Человек в Раю, как отчасти и при коммунизме, свободе от унизительного рабства заботы о хлебе насущном. И
все освобождающееся в результате такой свободы время и силы Человек посвящает реализации своего подлинного предназначения - Восхождению.

Не менее важно для меня и констатация того факта, что Земля, то есть мiр, является для Человека лишь заменой и подобием Рая. А это значит, в том числе, и то, что приведение Мiра в состояние более полного подобия своему прообразу (Раю) вещь вполне естественная, если не обязательная для Человека. Ведь Человек обязан стремится соответствовать своей природе и предназначению. А это наиболее полно возможно в Раю. Соответствовать же надо уже тут на Земле. И потому не возделывать Землю мы не можем!

Как я писал выше, Господь создал Мир как место обитания Своим творениям. Рай же предназначался Человеку. Он был подарен Человеку, как совершенный дом для совершенного по своему потенциалу созданию. И Человек бы в этот дом введен.

ВВЕДЕНИЕ В РАЙ И СОВЕРШЕНСТВО ПЕРВОЗДАННЫХ

«в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15). Рай насажден рукою Божиею; недостатков нет в нем: в нем преизобилует присутствие и благоухание благодати Божией…

Во внимании этой проповеди, в изучении Бога, состояло главное делание рая; изучение изящества созданий было деланием второстепенным.

Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно - относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания. Это делание представляло собою поприще бесконечного преуспеяния!».

Часто основной задачей Человека в Раю представляют его физическое возделывание. И святитель Игнатий начинает с указания заповеди Бога об этом. Но тут же прибавляет, что Рай создан Совершенным Творцом. И потому подержание в нем порядка это не самоцель для Человека. Так как Человек триедин и каждая из составляющих его частей требует развития, то необходима была работа и для тела. А так как тело было самым «низшим» в иерархии частей Человека, то считать, что попечение о нем является чуть ли не главным и единственным предназначением пребывания Человека в Раю - абсурдно. Об этом ниже пишет святитель.

Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развитие. Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. И делать это можно не только в Раю. Просто там Человек наиболее свободен от остального попечения, и потому наиболее соответствует своему предназначению. Построить такие возможности на Земле  - не противоречит, а, на мой взгляд, наоборот соответствует природе Человека.


Христос Воскресе!

прп. Григорий Синаит, Слово о Человеке, Труд, свт. Игнатий Брянчанинов, Рай, свобода

Previous post Next post
Up