Человек. Свобода. Рабство. 11: Свобода и Творчество

Apr 16, 2015 10:02


Христос Воскресе!

Понимать это значит быть способным Творить. Приводить к бытию свои мысли о предмете своего понимания. Устранять эту паузу между желанием и хотением, межу мыслию и созиданием мыслимого. А для этого нужна воля. А воля питается Духом. И тогда Человек становится подобным Творцу, Богу. И совершает подлинные Чудеса.

Как я и обещал вчера, сегодняшний пост посвящаю встречи с ребятами из московской школы 1491. А нас с ними большая программа сотрудничества и длиться уже второй год. Но этот год конечно особый!

70 лет Великой Победе! Сама по себе дата знаменательная. Но на фоне подымающего голову неонацизма в мире, ведущейся с ним войны на Украине, захвата фашистами Киева, гибели наших ребят, - все это делает праздник Победы совершенно другим, по сравнению с годами «мира и стабильности».

Не могло это не отразиться и на наших встречах со школьниками. Во-первых, мы сами стали более собранными и серьезными. Потому что теперь, когда стоишь перед аудиторией этих детских и юношеских глаз, то невольно видишь в них поколение тех, кто, возможно, уже сам хлебнет войны. Кроме того, ты понимаешь, что выступаешь не только от себя. Но и от лица организации, чей отряд воюет на Донбассе. Во-вторых, сами дети стали другими. Я сперва думал, что мне это кажется. Но заметно возросло внимание к нашим выступлениям. Ребята стали более активно спрашивать, комментировать, - одним словом соучаствовать в том, что мы делаем.

И еще одно, перед рассказом о прошедшей встрече. Я много раз уже отмечал, как бывает, что все пересекается: даты, символы,
смыслы и т.д. Вот и теперь - хочу написать о Рудневой и встрече со школьниками, а не отпускает начатый разговор о природе Человека. Я понимаю почему! Потому что в Рудневой мы как раз и сталкиваемся с Человеком с большой буквы. Она своей Судьбой демонстрирует нам как раз яркое соответствие природе и предназначению Человека - быть жилищем Духу. И пусть она была, наверное, атеисткой и думать не думала, что о ней кто-то будет говорить в ракурсе обсуждения труда святителя Игнатия. Но она была и есть Человек Духа!

Когда я выбирал картинку на заставку ко вчерашнему посту, я не знаю, отчего остановился на работе Петрова-Водкина «Фантазия». Я люблю этого автора, но у него много картин. А люблю эту картину, но ее сюжетное соответствие теме поста совсем не очевидно. И лишь по дороге домой я понял - дело в названии и красном коне. Красный цвет - пасхальный. Конь летит - движение, развитие, Восхождение.
Фантазия…

Человек создан по образу и подобию. Мы это уже обсуждали. Более того, святитель Игнатий привел слова прп. Иоанна Дамаскина: “Что же такое образ Божий, если не ум?” И главное проявление этого образа и подобия лично я вижу в творческой потенции Человека. Бог творит Словом, которое Духом созидает Мир. Так как в Боге Это Все едино и неделимо, то между Словом и Творением нет никакой паузы и зазора. Потому что Бог и есть Источник всего сущего: материи, времени, - по сути грубо говоря всякой энергии и ее форм.

Человек так не может, конечно. Так как он и не настолько един в своих началах. Но главное он может творить только тем, что дает ему Бог. И потому между мыслию Человека и творением есть огромная дистанция. Эта дистанция говорит Человеку, что конечно, он тоже творение Бога. И удерживает нас от повторения судьбы падшего ангела, решившего что он «как Бог». Но с другой стороны, дистанция - это не непреодолимая пропасть. И пройти этот путь Человек может, тем самым став отчасти «яко боги» (см. Быт. 3, 5). Преодолеть этот разрыв помогает воля.

Кстати Руднева писала очень точно еще в студенческие  годы «есть разница между желанием и хотением» ­(Запись от 17.08.1938)- то

есть между мыслию, начинающей акт творения и началом движения к ее воплощению. Вот это желание и есть фантазия. Потому-то я и выбрал видимо картину с таким названием, сам о том не думая, ища некого символизма и смыслового соответствия предмету моего размышления.

Человек умеет фантазировать. Тут есть, конечно, возможность ошибочно принять мечтательность за саму творческую потенцию. Но без воли направленной на реализацию своей фантазии, чтобы слово стало былью (то есть обрело бытие) акта творения нет. Кстати размышление о подобном конфликте мы видим в записи Рудневой еще школьной поры от 25 марта  1937: «Мечтают только люди, не умеющие жить. Люди практические не мечтают, а живут. Это ответила мне Татьяна Ивановна, и она была права, как всегда…»


Руднева родилась 24.12. 1920 года. Приведенные записи соответствуют 17 и 18 годам. А война застала ее в неполный 21 год. Героически погибла она 9 апреля 1944, в неполные 24 года.  Но она успела реализовать свой творческий потенциал, данный ей Богом в самой полной мере. Она сотворила себя, свою Судьбу. И теперь по ней мы можем ровнять свою судьбу и мерить свою реализацию этого потенциала.

На одном из собраний мы с товарищами обсуждали вынесенные в эпиграф к передовице слова С. Кургиняна: « Если субъект не может мир преобразовывать, то он не может его и адекватно понимать. А поскольку никакой индивидуум, даже будучи супергением, не может мир преобразовывать, то никакой индивидуум не может его и адекватно понимать»

Понимать это значит быть способным Творить. Приводить к бытию свои мысли, фантазии о предмете своего понимания. Устранять эту паузу между желанием и хотением, межу мыслию и созиданием мыслимого. А для этого нужна воля. А воля питается Духом. И тогда, убрав дистанцию, Человек становится подобным Творцу, Богу. И совершает подлинные Чудеса. Одно из таких Чудес явил наш народ в годы Великой Отечественной войны. И одним из таких чудовторцев была и есть Руднева Евгения Максимовна, о судьбе которой мы говорили с ребятами на этой неделе.

Итак, вот он отчет об этой встрече.

14 апреля была проведена третья и последняя большая встреча со школьниками ЦО №1491 района Отрадное в рамках программы Празднования 70-летия Победы. Впереди еще два урока мужества, подведение итогов конкурсов «Рисунков и писем о героизме и героях», а самое главное - Празднования Дня Победы вместе с приезжающими детьми из Донбасса. И всё… Всё на этот учебный год: мы так сдружились с ребятами, что не можем уже себе представить, что на этом наши встречи закончатся.

На этой последней встрече  мы на примере судьбы Героя Советского Союза Рудневой Евгении Максимовны вместе с детьми искали ответы на вопросы об истоках героизма. Как вчерашние подростки, школьники, товарищи по двору, одноклассники и т.д. завтра восходят в Пантеон бессметной славы Героев?


Мы вместе с детьми читали дневники Евгении Рудневой, кстати учившейся и жившей на территории нынешнего СВАО. Дневники охватывают большой период ее жизни. Она вела их с 14 лет. Последняя запись датируется 29 марта 1944г.. А 9 апреля 1944 года она погибла, совершая свой 645‑й боевой вылет. Ей было всего 24 года. Хотя с этим  «всего» Руднева бы не согласилась.

Из письма родителям, 26 апреля 1943 года
«.. люди, которые читают газету, думают, что я какая‑нибудь особенная героиня. Пусть они думают, что хотят, но я хочу, чтобы вы знали: я такая же ваша дочка, как и была, изменилась очень мало. Только постарела: ведь мне уже 22 года, да еще с половиною... Никаких я героических дел не совершаю, просто честно бью фашистов»

Дневники Рудневой очень пронзительны своей искренностью и тем потрясающим отличием ее от нас, живущих более чем 70 лет спустя. Это отметили дети в обсуждении дневников.  После прочтения мы предложили ребятам поговорить о дневниках.  Сперва они стеснялись, но очень скоро начался горячий разговор. Мне показалось, даже что присутствующие педагоги не ожидали той серьезности и эмоциональности, с которой дети… Нет, я бы уже не говорил дети, так как ребята затронули в своих выступлениях очень сложные и взрослые темы...  Они говорили об увиденной ими гигантской разнице между ними и поколением Рудневой. Они увидели, что вместе с тем есть и схожесть. Как и тогда их поколению приходится жить в условиях сгущающихся вокруг нашей страны угроз и вызовов. 


К ходе чтения дневников мы как бы искали компоненты той внутренней брони, которую выковали в себе ребята поколения Рудневой.  Одним из компонентов мы назвали волю.  Я был поражен честности ребят, когда они признали, что им ее не хватает. Как и честности и сплоченности, которые так явственно видны в дневниках Рудневой.

Еще ребята честно признали, что нет у них и той увлеченностью общественной жизнью и учебой, какие они увидели у Жени Рудневой в ее школьных записях. Мне кажется, в этом самообличении ребят не было позерства. Мне трудно сказать,  на чем базируется моя уверенность. Но я видел их глаза и ту серьезность, с которой они слушали и смотрели друг на друга и на нас. Мне кажется, они впервые ощутили себя как нечто большое и нечто цельное. Они осознали себя поколением.


К сожалению, разговор пришлось прерывать, так как ребятам надо было идти на следующий урок.

В завершении я хочу сказать о тех эмоциях, которые ты переживаешь на встрече с нынешним поколением старшеклассников. Такие встречи очень вдохновляют и согревают сердце, придают новые силы. А главное появляется вера в будущее страны. Потому что ты это будущее видишь. Оно глядит на тебя из актового зала. Глядит широко, не мигая и очень серьезно.

Христос Воскресе!

Творчество, школа 1491, Свобода, Руднева, Человек

Previous post Next post
Up