Контора или Поставка.

Jul 08, 2014 11:01

С поставщиком надо разговаривать, не вынимая из него пальца.
Анна Худякова.

После того как первые очки заработаны можно браться и за тяжелые дела.
В нашем бизнесе, не считая конечно добывание проектов, важнейшим участком является поставка с логистикой. Она же источник постоянных скандалов и геморроя, а так же поставка является главным виновником всех бед и козлом отпущения.

Так всегда было, есть и будет аминь.



Что ни делай с поставкой, какие не вводи отчеты и контроль, в поставке постоянно происходят факапы (от англ. FuckUp.- косяк. корпоративный сленг). По моим оценкам, треть вины лежит на отделе поставке, треть на руководстве, треть на менеджерах ведущих проект.  Порою возникает ощущение, что все, абсолютно все участники процесса заинтересованы в этой постоянной жопе. Зачастую провалы поставщиков закладываются на самом начальном этапе проекта, и менеджеры проектов, на всякий пожарный, прямо на старте создают организационную неразбериху, чтобы спустя время, когда произойдет факап, свалить всю вину на поставку, а самим даже не пройти по делу краем.

Скажете как же так, менеджер проекта своими бонусами зависит от выполнения проекта в срок, и не в его интересах устраивать бардак. Возможно и так. Не знаю как у вас в бизнесе, а на нашем рынке, все, абсолютно все проекты нереально выполнить в срок и с надлежащим качеством. Это ясно всем участникам бизнеса задолго до старта, от заказчика, до исполнителя.
Между нами говоря, это очень забавная игра. Мы, подписываемся под условия договора, точно зная, что не успеем в срок. Заказчик, точно знает, что мы знаем, что не уложимся. А мы в свою очередь знаем, что заказчик знает, о том, что мы знает за то что не уложимся.
Но, несмотря на то, что все участники консорциума заранее знают, что  будет жопа, делают вид, что все идет по плану. Мы врем, что все едет по графику, заказчик врет что готов принять проект в эксплуатацию. И все врут на пропалую. На нашем корпоративном сленге это называется ДАТЬ ПОЗИТИВ.

А когда наступает засада, заказчик начинает нас пугать пенями, а мы уходим в тину.
Вот такая вот бизнес концепция.
А иначе никак.
Как сказал один из бандосов в фильме «Бумер»- не мы такие, жизнь такая.

Круто?
Не верите?
Так я вам скажу ха!

История- СРЫВ ПРОЕКТА.

Как-то раз, мы совсем уж круто просрали сроки, и заказчик стал угрожать нам пенями.

( КакбЭ это не моя проблема, участвовать в говнотерках со стороны продаж. Моя стихия обеспечение операционной деятельности компании. Все что касается суеты со стороны продажи зона ответственности менеджеров и собственника, он же генеральный директор и коммерческого директора. Так мы поделили зоны ответственности на старте. Шеф с коммерческим с поте лица лопатят рынок в поиске проектов, а я закрываю операционные вопросы, чтобы они не отвлекались от главного. И по нашей бизнес концепции, это их поляна придумывать отмазы перед заказчиком, почему срываются сроки.  Это их хлеб, но…
… но почему то, периодически, те кто должны разруливать эти ситуации с заказчиками сливаются, а конфликт доходит до такой стадии, когда менеджера уже не воспринимают за субъект переговоров, и спрашивают, нет ли кого-нибудь дома из взрослых кого-нибудь постарше.
Ну и менеджеры бегут ко мне за помощью. Одним словом, постепенно мне пришлось заниматься и этими вопросами. )

Так вот, как-то раз, мы совсем уж круто просрали сроки, и заказчик стал угрожать нам пенями.
Это был очень крупный заказчик, лидер Российской IT индустрии, вы все несколько раз в день пользуетесь его сервисами, и пени намечались как никогда крупные.
И все бы ничего, если бы не удод менеджер. Мало того что сроки были нереальные, так он забыл заказать поставке одну небольшую херню. Вскрылось это в момент, когда все уже приехало. А чтобы вы понимали, среднее время перевалки товара от склада производителя через границу к нам, от трех до шести недель. А теперь этот срок удваиваем, так как срок этот никак не зависит от того тонну товара ты везешь, или один гвоздь.

В общем надо было сдаваться. А надо сказать, что в ТОП руководстве этого заказчика работает мой старинный кент. И об этом какбЭ никто не знает. Я как чувствовал, что не надо об этом распространятся, чтоб не бегали ко мне с просьбами порешать вопросы. Ну а тут деваться некуда.
Я набрал приятеля, обрисовал ему всю ситуацию, все как есть рассказал, без утаек. И порешали мы, что мне надо ехать сдаваться, посыпать голову пеплом, и обещать впредь никогда ни ни. Ну а там по обстановке. Если все пойдет не по плану, мой приятель ситуацию постарается сгладить.

Рано утром, облачившись в спец одежду, костюм с отливом и лаковые штиблеты, и надев дорогие часы, мы с бедолагой менеджером отправились на голгофу. Губы я красить не стал.

( Вы не подумайте чего лишнего, просто  всегда,  когда моих родителей вызывали в школу на родительское собрание, мама строго спрашивала меня, натворил ли я что-нибудь  серьезного в школе. Красить ли ей губы перед собранием?
А вообще если вас интересует ЭТА тема прочтите вот это. )

Во встрече участвовали, я собственной персоной, удод менеджер, и руководитель департамента закупок заказчика. Представитель заказчика явно был на взводе, и он явно подготовился к встрече. Из его папки торчала заранее заготовленная доказуха. Контракт, графики реализации проекта,  копии всех переписок со всеми наши гарантиями в том, что все идет по плану. Одним словом, Наполеон стоял на холму перед Ватерлоо и был готов к долгой и упорной битве. Солдаты исповедались, снаряды и обозы были готовы, санитары разматывали бинты.  Император планировал жестокую бойню, и пленных брать он не собирался.

Я, в самом начале перехватив инициативу, предложил сформулировать повестку дня.
Император криво усмехнулся, и великодушно позволил мне добровольно засунуть голову в гильотину.
Я предложил сформировать повестку дня всего из двух вопросов, первым из которых был «ПОЧЕМУ СОРВАНЫ СРОКИ ПРОЕКТА?», вторым же вопросом я предложил, «ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ!»

Наполеон откинулся в кресле, оглядывая меня, несколько мгновений пожевал губами и с кривой усмешкой утвердительно кивнул. В принципе я догадывался что он ожидал от меня, к этому моменту я уже знал их правила игры. Я должен был по идее, выложить ему невероятную версию событий, по которой следовало, что виноваты все, от вендоров и дистрибьюторов  до стихийных бедствий и произвола таможни. Все кроме нас. Причем по стандартной версии должно было выходить так, что мы прилагали все усилия, не жалея живота своего, в защите интересов заказчика. Прямо таки люди падали от изнеможения на рабочих местах, захлебываясь в собственной крови от невероятного напряжения.

( Я не утрирую, я несколько раз участвовал в подобных переговорах, и слышал подобные версии. Причем они готовились основательно и загодя. К каждому пункту готовились заранее доказательства, копии писем с различными дистрибьюторами, таможенными брокерами и производителями. Часть доказухи была реальной, хотя и не всегда относилась к конкретно этому проекту, а иногда тупо была сфабрикована. Часто, если конечно в вендором хорошие личные отношения, они делали по нашей просьбе нелепые информационные письма, о неких тектонических разломах в земной коре, из-за которых пришлось на месяц остановить работу завода, иногда что-то про  цунами, редко упоминали Годзиллу.

Версии были настолько невероятные, что у заказчиков, да что там у заказчиков, у меня расширялись зрачки.
Были случаи, когда в конце доклада раздавались долгие аплодисменты.
Ну конечно же все знали что это полное вранье, но если нас не ловили на не состыковках фактов, считалось, что инцидент улажен.
Мне вообще порою казалось, что нам дают эти проекты только для того, чтобы послушать продолжение этой невероятной саги.
Иногда правда ловили на вранье, а в таких случаях на Руси обычно бьют, но учитывая то, что менеджерами этих проектов берут только потомков Остапа Бендера, и у них с выдержкой и находчивостью все в  порядке, они виртуозным кульбитом выскальзывали из тупиковой ситуации.

Один раз заказчик щимил одного из талантливых наших жуликов менеджеров Антона  Андреева.
Тот на говнотере, выбрал стратегию нападения, и ответ на  претензии заказчика, пошел в атаку и сам предъявил претензии. По его версии, из за того, что заказчик, несмотря на все его гарантии, до сих пор так и не совершил платежи наш расчетный счет, чем сорвал наш финансовый план, что привело к кассовому разрыву, блокирования отгрузок на наш склад, угрозе пеней от контр агентов. ( На самом деле, деньги уже неделю как были у нас в кармане.) По сюжету разговора, выходило так, что не мы, а уже заказчик должен был оправдываться перед нами.

Пока Антоха вялил им мозг, финансовый директор заказчика вышел из переговорной на пописать, а сам набрал телефон нашего офиса, и попросил соединить его с кем-нибудь, кто может проверить приход  денег. На нашу беду, в офисе в тот день был только один из менеджеров Максимушка  Друзь, а у нас все менеджеры в состоянии по базе посмотреть пришли деньги или нет. Секретарь сразу же соединила с Масимушкой, а тот и рад стараться, быстренько все проверил и успокоил заказчика, что все в поряде, деньги на кармане, дескать не беспокойтесь. А че, какие к нему претензии, он же не знал, что в этот момент где-то собираются предать суду Линча его коллегу, предупреждать надо.

Тем временем, финансовый директор возвращается в переговорную, и шлепает на стол козырного туза, дескать а вот я сейчас звонил к вам, и мне сказали что деньги дошли.
Все взгляды обратились в сторону Антона, дескать, теперь ваш сударь, и похоже последний ход.
Антон, не моргнув взглядом переспросил  фамилию того, кто дал эту невероятную информацию?
Финдир ответил, что поинтересовался и даже записал информатора, дескать, это некий Максим Друзь!
В этот момент Антон разразился гомерическим хохотом, и успокоившись заявил, что у нас в компании нет и не было никого с подобной фамилией!

Это была полная и безоговорочная победа!
А Максимушку от греха подальше на неделю отправили в отпуск за свой счет, и впредь запретили брать телефон. )

Одним словом, Наполеон представитель заказчика утвердил повестку дня, поудобнее устроился в кресле, и дал мне слово по первому вопросу «ПОЧЕМУ СОРВАНЫ СРОКИ ПРОЕКТА?».

Я прокашлялся, сделал пару глотков воды, и глядя ему в глаза заявил:
-ПОТОМУ ЧТО МЫ МУДАКИ!

В этот момент мой менеджер грохнулся со стула в глубокий обморок.

Пару мгновений все переваривали услышанное.
Еще через пару мгновений заказчик встал и протянул мне руку для рукопожатия.
- Чувак, ты первый нормальный человек в этом мудацком бизнесе, которого я встретил. Я впервые слышу от человека правду! И еще, вопрос с пенями снят! Переходи ко второму вопросу.
...

Мы долго потом с ним сидели и пиздели. Я рассказал, где и как мы накосячили, он долго смеялся. Потом мы с ним обсуждали проблемы друг друга. Я рассказал ему ща наши реальные трудности он за свои. Он признался, что не мы одни такие, что все поставщики лажают сроки. И что все отдают себе отчет,  что сроки не выполнимы, на самом деле сами закладывают пару недель на факап. И по большому счету, для них важно не в какой срок мы привезем, а ориентировочные даты когда это произойдет, потому как им это все еще запускать надо поэтапно. А посему им даже удобнее, если мы будем отгружать частями, главное им заранее давать обратную связь, где в данное время что находится.

Проговорили формат обратной связи, договорились, что будем онлайн давать информацию по статусам, и обменялись своими мобильными телефонами, на случай если исполнители с наших сторон начнут прятаться от ответов и будут уходить в тину.
Потом мы привели в чувство, все еще валяющегося в глубоком обмороке моего менеджера, и нам устроили экскурсию по дата центру.
И долго еще на улице не могли попрощаться, рассказывая друг другу байки с рынка.

Скажете я молодец?
Да я молодец.
Правда всего это геморроя вполне можно было и избежать.
А ведь не всегда все так гладко заканчивалось.
Это хорошо, что еще клиент был, который десяток лет на рынке, и не такого выдел, и в принципе морально готов к нашим проблемам. А ведь есть еще куча мелких, штучных клиентов, за которых мы, сдуру, беремся периодически.
И ведь давно уже вычислили минимальный объем проекта, который нам интересен.

Мы заточены только на крупные проекты, это позволяет одномоментно осуществлять заказ товара и перевалку его через границу, и оптимально загружать производство. В таких проектах, оптимальное соотношение организационных транзакции на объем проекта в денежном исчислении. Я не говорю уже за минимальную себестоимость выполнения проекта благодаря оптимизацию на объеме. Это и издержки логистические, и специальные цены за объем и оптимальные расходы по оплате услуг субподрядчиков и так далее.

Так нет, жадность годами губит фраера, и мы хапает все, что проползает мимо.
Даже есть у нас специальный менеджер смертник Максим Друзь.
У него вообще нет вариантов, что-либо сделать вовремя. И товар его закажут только вместе с с заказом какого-нибудь крупного проекта, а иначе дорого везти, и его субподрядчиков оплатят последними. А еще все мелкие заказчики платят вперед, в отличие от крупных, и деньги их тут же уходят на закрытие кассовых разрывов.

И сидит бедный Максимушка, и вздрагивает каждый раз, когда звонит его телефон. И слышит он в трубку от клиентов такое, после чего порядочный человек обязан жениться.
И нет у него никаких перспектив, и давно не ждет он что включат ему свет в конце тоннеля.
А самое поганое в его ситуации, что не приходится ему ждать поддержки и помощи от коллег. Ни словом ни делом.

История два. БАНДОСЫ.

Однажды, назревал в конторе очередной конфликт с заказчиком. Заказчик это был Макса Друзя.

Откуда я знал?

Так работа у меня такая, все знать.
Ну а ко всему прочему я подписан на все основные корпоративные адреса, вот и читаю все раскаленные письма от клиентов.
Макс традиционно основательно просрал срок сдачи проекта.

А тяжесть ситуации была в том, что макс уже раза четыре менял свои показания клиенту, придумывая все новые и новые причины, перенося сроки, давая каждый раз гарантии и ставя на заклад свои яйца.
А прелесть ситуации была в том, что Макс изначально не мог спрогнозировать хотя-бы приблизительную дату сдачи. Ему воообще никто в конторе не мог ответить на вопрос, где блеать его товар.

Потом уже, когда осела пыль, я добился от закупщика чего тот динамил с ответами Макса.

Кузьма ( это наш руководитель поставки ) сам не мог добиться от логистов ответа. По невероятной случайности одна из коробок сборного груза, в которой находился товар, взамен того чтобы прилететь из Америки в Финляндию, улетел в Алма-Ату. Ну бывает такое, редко но бывает. Тридцать девять коробок прилетели, сука,  как и надо было в Финляндию, а одна улетела в Алма-Ату. Так ситуация осложнялась тем, что пока эта, сука Алма-Атинская коробка не прилетит в Финик, все тридцать девять тоже не могут никуда двинутся. Правила такие. Задекларировано сорок коробок, значит все сорок и должны перейти границу.
 А там вообще-то товара на несколько проектов было, и все проекты горят. Не так как Максовый но горят. И Кузьма сам весь синий, пытается понять куда одна коробка делать, и не до Макса ему, и посылает он того на три буквы, чтоб не отвлекал, и врет Макс заказчику напропалую, и придумывает одну версию за другой.

Кстати, за то что коробка в Алма-Ате это я узнал. Тамошний брокер, долго не мог понять что за коробка у них валяется, да и послал на наш корпоративный ящик письмо с вопросом, не наше ли добро? Обычно на этот ящик идет один спам, и никто эти письма не читает. Кроме меня. Точнее и я не читаю, а тут что-то мне подсказало, что не простое это письмо. Я как прочитал Кузьме его, так я давно его таким счастливым не видел.

Ну вот, а заказчик тот, хоть и заказал нам серьезный проект на интересные деньги, похоже с правилами рынка не знаком был. И похоже это его дебют был на этом рынке. Я потом уже узнал, что это какие-то мебельный барыги были, решившие себе серьезную хранилку данных сделать. А бизнес этот до сих пор полу криминальный, и люди там под стать бизнесу. Они как Максовый лепет услыхали, решили, что кидаловом попахивает.
Да я бы и сам так на их месте подумал.

Ну и стали они слать страшилки официальные на почту. А потом и сам Макс прибежал, дескать прости Андрей меня дуру окаянную, сдал я твою фамилию злодеям. Уж очень они разозлились, и спрашивали кого постарше. Но телефон я таки твой мобильный не сдал, сказал Макс. Еще бы, просто не было его у Макса тогда, мне тоже не с руки давать его этим дуракам малахольным, чтоб звонили мне по ночам потом.

Я тогда Макса сразу предупредил, чтоб не впутывал меня в дела свои темные.
Сам замутил тухляк, сам и выкручивайся теперь, тебе именно за это бонусы с проектов и платят.
Макс мне тогда гарантировал, что разрулит ситуацию.

Не разрулил.

В один прекрасный день, пришел ко мне Макс зеленого цвета. Пришел и сел напротив меня. Сидит и молчит, только глазами моргает часто-часто.
Ну, говорю, рассказывай че тебе от меня надобно старче.
И молвил тогда Максимушка, что приехал к нам на встречу директор конторы, с его правой рукой, как они сказали, «КАЧЕЛИ РАСКАЧИВАТЬ».

ЕДЯТЬТЯМУХИ.

Ну и че ты ко мне приперся, говорю я ему, иди вон к Боссу за помощью. Макс от такого предложения еще зеленей стал. Не могу, говорит, ссу говорит. Босс меня с говном съест за такой подарочек. Ну иди тогда к коммерческому, это его хлеб. Нет, говорит Макс, ходил уже, не идет коммерческий, говорит, сам разруливай.
Ладно, думаю, надо Макса спасать.

Тем более, что я к тому моменту уже свыкся с мыслью, что это моя дополнительная роль в компании, работать громоотводом. Менеджеру же важно сохранить хорошее отношение с заказчиком, чтоб  в дальнейшем контакт иметь рабочий, а когда надо наехать на него, или наоборот выслушать и пообещать разобраться и жестоко покарать всех виновных, это как раз я.
Да и тем более, что и для меня эти разборки были полезные.
Я по их итогам вносил изменения в основные процессы и алгоритмы работы.

Я отправил Макса к качальщикам прав, сказал, что скоро подойду, сам перекинулся парой фраз с Кузьмой, пытаясь выжать из него правду из за чего косяк, и прокрутив в голове варианты стратегии переговоров двинулся на стрелку.

Продолжение следует, хотя честно говоря, не знаю как вам читать, а мне что-то  уже поднадоело писать.

25.Контора  или Труба.№1.
26.Контора или Труба. №2.
27.Контора или Команда.
28.Контора или Анализ.
29.Контора или Лояльность.
30.Контора или Поставка.
31.Контора или Бандосы.
32.Контора, или Продавалы.
33.Контора, или Заур и Приметы.
34.Контора, или Ответственность.
35.Контора, или Дед.
36.Контора. или Дед окончание.
37.Контора, или Коррупция.№1
38.Контора, или Коррупция.№2
39.Контора, или Обособленный счет. №1
40.Контора, или Обособленный счет. №2
41.Контора, или Планирование.

Работа.

Previous post Next post
Up