Грех простоты

Apr 09, 2012 11:21

Да простят меня друзья-психологи, но иногда мне кажется, что слово "травма" они выдумали специально. Специально и очень расчетливо. Прямо какой-то жидомасонский заговор мне мерещится! Вот живет себе человек, и все у него более-менее нормально. Ну, случается, конечно, что начальник наорет, или сын-подросток пошлет на три буквы. Но это ж пустяки! ( Read more... )

Психологическое

Leave a comment

Comments 24

solinsky April 9 2012, 10:31:58 UTC
да, потому что цель упрощения - добиться власти над умами... самый легкий способ

Reply

swann2006 April 9 2012, 18:33:40 UTC
Понятно, что этот грех свойственен, например, всем политикам, но обидно, когда тем же грешат психологи... Вообще, что может быть интереснее для консультирующего психолога, чем человеческая сложность? Надо ловить себя за шкирку всякий раз, когда хочется все упростить. :))

Reply

solinsky April 9 2012, 18:58:06 UTC
я вот специално пишу статью про то, что такое студенческий редукционизм и как с ним бороться... правда, там больше о том, что с этим явлением не справиться просто приказом думать сложно

Reply

swann2006 April 9 2012, 21:12:10 UTC
Так приказ - это же и есть упрощение. "Приказать думать сложно" - просто оксюморон. А вот как уйти от такого оксюморона? Вот это по-настоящему интересно. Потому как известные вещи типа супервизии от упрощения не спасают. Иногда даже наоборот. В зависимости от того, кто ведет супервизию. :))

Reply


helma April 9 2012, 11:45:19 UTC
Мама моя недавно где-то вычитала притчу что-ли, не знаю, как ее назвать?
И вещала мне!:)
Что многие из нас не верят в загробную жизнь. И мотивируют свое неверие тем, что изоттудова никто не возвращался еще!:)
И что вот сидят в мамы в животике два близнеца. Один родился, а второй изо всех сил упирается! И думает, что единственная жизнь - вот здесь вот, в теплом животике! И что изоттудова еще никто не возвращался!:)

Мама про загробную жизнь!
А мне про младенцев понравилось!:)

Reply

swann2006 April 9 2012, 20:40:31 UTC
Да, про младенца замечательно!! Совершенно отчетливо представляю себе этого бедолагу. :))
Вообще миф про кайфовое пребывание в утробе - это, наверное, только половина правды. То есть поначалу, может и здорово, а потом-то ребенок уже и толкается, и пинается, и, если б мог, закричал бы, наверное: "Выпустите меня!!!". Но и боится тоже - вдруг не туда куда-нибудь выпустят? вдруг там и вовсе ничего нет? И хочется, и колется, и мама не велит! :)))

Reply


dz0rin April 9 2012, 12:14:05 UTC
"Он, во-первых (искренне), пытается заложить в пустые головы крупицу знания. Во-вторых, например, хочет понравиться студентам. В-третьих, не ударить в грязь лицом перед начальством. В-четвертых, привлечь внимание девушки, сидящей в первом ряду. В-пятых... В-шестых... В-седьмых..."
И всё - мимо цели (если сам он и есть цель, а он где?) А пройти мимо цели - это ведь грех (в переводе с древного, а не с церковного)...

"Человек может думать десять мыслей практически одновременно."
Может, но это ж диагноз... Норма: "У меня есть мысль, и я её думаю" (Удав)

Reply

swann2006 April 9 2012, 21:02:00 UTC
Ну, этим удавы и отличаются от человеков. :))
Вообще мне нравится теория гештальт-психологов про фигуру и фон. В каждый конкретный момент времени фигура может быть только одна. А вот в фоне много чего понамешано. И нельзя сказать, что те мысли (желания, эмоции, образы), которые в фоне, мы совершенно не думаем и не чувствуем. Собственно, отсюда все эти внезапные озарения. Шарики и ролики крутятся, синапсы перестраиваются. Больше того, фон всегда влияет на фигуру. Это все в "Докторе Хаусе" (и в прочих подобного рода фильмах) очень хорошо проиллюстрировано.
Дальше - вопрос приоритетов. "Здоровый" человек отличается от "больного" тем, что способен осознавать собственные потребности и, так сказать, расставлять их в приоритетном порядке. То есть он способен наметить себе некую главную цель, к которой здесь и теперь он движется. Другие цели никуда при этом не деваются, однако для "здорового" человека удовлетворение от "говорения о мирах" будет перекрывать фрустрацию от "истекания половой истомою". :)

Reply

dz0rin April 10 2012, 10:59:39 UTC
Если какая-то из субдоминант (один из очагов возбуждения) достигла уровня осознания (появилась мысль), она становится доминантой (Ухтомский). Все остальные субдоминантные очаги не гасятся, но вынуждены делиться своей энергией для решения приоритетной задачи. У нормального человека, как я понимаю, не может быть две или несколько доминант. Если он выглядит как решающий множество не связанных друг с другом задач, это не значит, что доминант у него куча. Например, женщина, заботящаяся о доме, об очаге, о детях, об уюте в доме, думает одну и ту же мысль, которая просто очень разветвлённая, охватывает большое поле жизненных задач ( ... )

Reply

swann2006 April 10 2012, 20:56:19 UTC
Ну, я примерно о том и говорю, только в другой терминологии ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

swann2006 May 14 2012, 17:31:22 UTC
Так я согласен! Тут где-то Дмитрий Зорин писал, что, помимо греха простоты, наверняка существует грех сложности. И с ним я тоже согласен. Я вообще со всеми согласен ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

swann2006 May 14 2012, 20:59:39 UTC
Тогда я не очень понимаю, что означает - принять. Для меня принять - значит, осознать (прочувствовать) собственное (или чужое - приемного ребенка, допустим) прошлое как данность. И НЕ ПЫТАТЬСЯ ЕГО ИЗМЕНИТЬ. Говоря о попытках изменить прошлое, я подразумеваю, в том числе, разные способы избегания (собственно, невротики как раз этим и занимаются). При этом я должен (имею полное право) прожить всю гамму чувств по отношению к прошлому и людям, его населяющим. И не факт, что я избавлюсь от всех этих чувств. Есть раны, которые все равно будут болеть в непогоду. Но я хотя бы буду знать, что конкретно у меня болит и почему. И еще я не буду прикрываться вторичными эмоциями типа жалости (все хочу написать пост про жалость и сочувствие, но как-то руки не доходят ( ... )

Reply


Leave a comment

Up