Пррредыдущие части:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7, и
8 kilka_pera2День Учителя. О другом. И всё о том же.
«Начало» тут
http://kilka-pera2.livejournal.com/27833.html Мои дедушка и бабушка - учителя. Сельские учителя. Почти сорок лет проработавшие в начальной школе в селе Тулуковщина Клинцовского района Брянской области.
Маленькое деревянное строение на широкой поросшей травой поляне, в двух шагах от дома бабушки и дедушки. Это бывшая школа грамоты, построенная в 1890 году. Внутри - три комнатки. Два класса и учительская. В школе работают мои бабушка и дедушка и еще два учителя. Дедушка - заведующий. В его семье учителями были его дядя и двоюродный брат, сам же он заканчивал фабричное училище, но после травмы пришлось резко менять свою жизнь. И он поступил в Стародубское педагогическое училище. Во время учебы познакомился с бабушкой. А в 1943 году они оказались в Тулуковщине. И этот неказистый домик стал ИХ школой на долгие годы. ( Свернуть )
Дети учатся в две смены. Учитель начальной школы - это учитель «всего сразу». Вот с «Книгой по пению для первого класса» в руках бабушка идёт на урок музыки. А дедушка ведёт гомонящих ребят на школьный двор. У них будет физкультура.
Начальный курс обучения - четыре года. А дальше - чаще всего Гордеевский интернат или средняя школа в поселке Ольховка. В классах по 20-25 человек. В 60-70-х годах будет уже меньше, по 10-15.
Ученики - сельские ребята, дети военного и послевоенного времени. Еще не настали относительно благополучные 60-е и 70-е. Не хватает учебников, нет тетрадей, ручек. Учителя и дети пишут на обрывках газет, обоев, часто самодельными перьевыми ручками.
В школу ходят дети не только из Тулуковщины, но и из окрестных деревень. Иногда за несколько километров. Зимой, в темноте, по морозу, в штопанной латаной одежде и рваной обуви. Порой голодные. Четыре урока, а потом долгая дорога домой. На очередном собрании рождается идея «школьного чая». И несколько лет подряд в учительской ставят большой самовар, на собранные деньги (часто вкладывая и свои небольшие средства) учителя покупают самые дешевые бублики, приносят из дома чашки и на большой перемене дети пьют горячий чай.
В учительской - старый шкаф с книгами. Каждый год в конце августа, получив казённые деньги, бабушка и дедушка едут закупать новые учебники. На оставшиеся деньги можно купить несколько книг. Так собирается школьная библиотека.
В небольшом селе новости расходятся быстро. С утра слышно: «Павел Иванович за учебниками поехал!» и вечером у школы, усталых, нагруженных сумками, бабушку и дедушку встречают самые любопытные малыши. «Что привезли? Можно посмотреть? Чур, я первый читаю!»
В Тулуковской школе была удивительная традиция, созданная моими бабушкой и дедушкой. В выпускной вечер они с детьми шли в ближайший городок Клинцы в десяти км от Тулуковщины. Там на крошечном местном аэродроме их уже ждал пилот. И счастливые дети садились в самолет и делали круг над городом. Это был прощальный подарок от их учителей.
Что такое сельский учитель? Особенно в 50-60-70-е годы? Это и юрист и политобозреватель и библиотекарь и советчик и образец для подражания и просто человек, на которого смотрят все. И твоя работа рассматривается внимательно и жёстко и ждут от тебя того, чего сами, уставшие от работы в поле и в колхозе, тянущие домашнее хозяйство и большую семью родители не могут, не успевают, не умеют дать своим детям. Ждут интеллигентности, ума, достоинства, ждут не просто знаний, ждут практически, чуда. И надо много знать, много читать и много думать, надо быть в курсе и подавать пример, но не натужный, а искренний пример честной жизни, интереса к своему делу, к работе, к детям.
Дедушка был депутатом сельского совета. Помогал людям, чем мог и умел. Всегда. Всем.
Дедушка и бабушка выписывали очень много газет. К ним часто приходили по вечерам, просили вслух почитать газеты, а потом объяснить, рассказать, «перевести» сухие строчки на понятный язык. «Что ж, Павел Иванович, как считаешь, будет война с Америкой или нет?» В конце концов, дедушка просто начал ходить по вечерам в колхоз и читать вслух газеты. И это было нужно, это было правильно, этого ждали.
В послевоенных газетах тогда печатались номера выигравших облигаций государственного займа. Дедушке приносили облигации и просили, чтобы он хранил их у себя и сверял номера. Когда он предлагал просто переписать нужные цифры, односельчане удивлялись «А зачем?» Дедушке доверяли безоговорочно.
В 1964 году бабушка и дедушка купили первый в селе телевизор. К ним приходили все. Смотреть фильмы и выпуски новостей. Потом тут же разбирались и перипетии фильма и мировые проблемы.
Раскрываю старую папку и перебираю старые, с многочисленными портретами вождя мирового пролетариата грамоты: «Павлу Ивановичу Беляеву за активное сотрудничество в газете «Труд», «Павлу Ивановичу Беляеву за активную общественную работу в обществе охраны природы», «Павлу Ивановичу Беляеву за пропаганду педагогических знаний среди родителей» и много, много других.
У бабушки меньше времени. Работа, дом, хозяйство и трое детей. Всё надо успеть, всё сделать. А еще - выслушать односельчанок, которые приходят за советом, помочь, поговорить, подсказать. И как быть с непослушным сыном и как жить с непутевым мужем «Ведь вы-то, Андреевна, наверное, и не ссоритесь с Павлом Ивановичем никогда», и как связать, вышить, сшить «чтоб в доме было, как у вас, хорошо».
А по вечерам, после работы, проверки тетрадей, составления учебных планов, домашних хлопот, уложив детей спать, бабушка вяжет или вышивает, а дедушка читает ей вслух. Тихо тикают часы, потрескивает огонь в грубке (так называется маленькая печка), уютно стучат спицы, негромко читает дедушка.
А в выходные - за грибами или ягодами и дедушка по дороге наизусть читает стихи русских поэтов, множество стихов. А бабушка - своего любимого Пушкина.
И сама суть жизни - не Учить Уча, а Учить своим примером, своей скромной, неяркой, но при этом насыщенной, занятой, трудовой жизнью. Не жаловаться, не кричать, не пугать учеников истериками и вызовом родителей, а иметь негромкий, но удивительно веский Авторитет. Когда профессия оказывается призванием. А потом становится Званием. Учитель. Великий Учитель.
В этом году мы ездили в Тулуковщину. Я не была там больше двадцати пяти лет.
На кладбище нашли дедушкину могилу. Аккуратная и ухоженная с покрашенной оградой, с завязанным по традиции тех мест свежим пасхальным рушником. На памятнике - фамилия, имя, отчество, годы жизни. Фотография. И подпись. «Великий Учитель».
Это сделали его ученики.
Я смотрела на дедушкину фотографию и вспоминала слова Виктора Астафьева: «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. "Чисто брат с сестрой!.." Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово "учитель"! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
52vadim Софья Горюнова (Корвень-Ковнацкая) Прапрабабушка. ~ 1840 г.
Миронов Мих.Ив. Прапрадедушка , Миронова ( Горюнова) Нина Алекс. Прабабушка.
Миронов Мих.Ив., Миронова ( Горюнова) Нина Алекс.,Люба. Бабушка, Вера. Двоюродная бабушка .
Миронова ( Горюнова) Нина Алекс.
Пррродолжение следует.