Вслед за первым АСМ и без лихачества. АСМ типа ЦН-15 от ЛОМО-АВМ

May 07, 2016 00:30




Про ЦН-15 есть интересная статья, написанная коллегой idg29 на одном форуме:

ЦН-15, АСМ-1 И ДРУГИЕ РАННИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Очень распространенная в конце 40-50-х годов насосная ассенизационная машина ЦН-15 на шасси ЗИС-5 состояла из цистерны, промежуточного бачка (отстойника), четырехходового крана, маслоуловителя, вакуумного насоса и коробки отбора мощности. Цистерна изготавливалась из листовой стали, имела цилиндрическую форму и сферическое днище. Для предохранения от коррозии, вызываемой ядовитым содержимым, внутренняя её поверхность покрывалась асфальтовым лаком, а наружная - масляной краской. Внутри цистерны имелись перегородки для гашения гидравлических ударов от волн, возникающих при движении.

Для удобства внутреннего осмотра и ремонта цистерны ее снабжали горловиной большого диаметра, а для облегчения выгрузки устанавливали на шасси с некоторым уклоном назад. В нижней части заднего днища цистерны имелся заборный патрубок с ножевым затвором, служивший для присоединения приемного шланга забора и слива отбросов, очистки от густых осадков и промывки цистерны. Для забора жидких отбросов из выгребных ям использовали прорезиненный гофрированный шланг. Сбоку машины устанавливался ящик и кронштейны для укладки и крепления этого шланга в транспортном положении. Сзади цистерны имелось смотровое стекло для контроля за наполнением. Промежуточный бачок, служивший отстойником для твердых и жидких частиц, отсасываемых вместе с воздухом из цистерны, представлял собой цилиндрический пустотелый сосуд с входными патрубками и спускным краном. Отсасываемый из цистерны воздух, попадая в промежуточный бачок, резко терял скорость и менял направление движения, что способствовало выпадению в осадок находящихся в нем твердых частиц. Четырехходовый кран, соединяющий цистерну со всасывающим или напорным патрубком вакуумного насоса, имел три положения: «нейтраль» - цистерна отключена от насоса, «наполнение» - цистерна соединена со всасывающим патрубком, и «опорожнение» - цистерна соединена с напорным патрубком насоса.

Маслоуловитель устанавливали между четырехходовым краном и напорным патрубком вакуумного насоса. Шиберный вакуумный насос создавал разрежение в цистерне. Коробка отбора мощности обеспечивала насосу привод и соединялась с ним карданным валом. Работа ассенизационного автомобиля ЦН-15 выглядела так: машина подъезжала к выгребной яме, водитель снимал шланг для забора фекалий, присоединял его к цистерне и опускал приемный конец в яму. Затем открывал ножевой затвор, а четырехходовый кран ставил в положение «заполнение», вследствие чего цистерна соединялась со всасывающим патрубком вакуумного насоса. Затем водитель включал коробку отбора мощности. Насос отсасывал из цистерны воздух, и она наполнялась. Наполнение контролировали через стекло, и когда цистерна была полна, ножевой затвор закрывали, коробку отбора мощности отключали, а четырехходовый кран ставили в «нейтральное» положение. Водитель укладывал приемный шланг на кронштейн или в короб, и машина везла отбросы к сливной станции или загородные «поля орошения», точнее - ассенизации. «Поля орошения» (ассенизации) - тема для целого научного реферата. На памяти автора такие поля находились за поселком Косино. Там, где теперь расположился жилой район Жулебино.

Кроме насосных в 30-40-е годы производились и безнасосные ассенизационные машины на шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5. Они не имели вакуум-насоса, коробки отбора мощности, промежуточного бачка и маслоуловителя. Четырехходовый кран был заменен трех- или двухходовым краном. На выхлопной магистрали двигателя ассенизационного автомобиля АСМ-1 на шасси ЗИС-5 дополнительно устанавливалась газоотборная коробка с заслонкой и искрогасителем. Цистерна АСМ-1 наполнялась за счет разрежения во всасывающем коллекторе двигателя при его работе, а опорожнение - за счет давления в выхлопной системе. Очень небольшое количество ассенизационных машин было построено и на шасси ЯАЗ. Практически все они были безнасосными, однако успешно работали в Ленинграде, Киеве и других крупных городах.

Также от себя хочу добавить, что в 40-е годы АСМ на базе ЗИС-5 и УралЗИС-355 называли АСМ-1.

Мысль о приобретении моделей ЛОМО-АВМ появилась давно, но постоянно откладывалась в долгий ящик. И вот свершилось - несколько моделей этого производителя из Санкт-Петербурга теперь в моей коллекции. Сегодня покажу одну из них.
Более того, еще более давно хотелось приобрести не просто модель ЛОМО, а вообще какой-нибудь ассенизационный автомобиль. Таким образом, были убиты два зайца. Третий заяц - вообще хоть какая-нибудь надстройка на ЗИС-5.
Модель моей АСМ не очень отличается от таковой, показанной коллегой lischita в его очень подробном и интересном посте.



Традиционно для начала - вид спереди:


Перегородка между стеклами выглядит толстой и грубой.
Зеркала заднего вида нет - похоже, это минус всех моделей ЛОМО.
Подножки имеют хоть и простой но рельеф:


Минусов хватает и тут.
Первыми в глаза бросаются крашеные серебрянкой фары головного света.
Решетка радиатора - не травленая сеточка, а просто отлитое сеточкой рифление. Об искажениях геометрии передка уже говорил в своих постах коллега avianikitoss.
Отверстие под кривой стартер - несквозное.
Жутко не хватает ГРЗ, а его надо бы (ниже бужет понятно, почему):


Вид сверху:


Длиннобазная модификация ЗИС-5 - ЗИС-12 - выпускалась недолго, но поставить ее рядом вполне закономерно:


Кабины и оперение моделей имеют достаточно отличий:


ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ рядом с ЗИС-12 от MiniClassic:

Вид слева.
Конструктивно моя модель от модели коллеги lischita отличается только базой (ЗИС-5В у его модели и ЗИС-5 - у моей):


Переднее колесо:


В салоне ничего краской не выделили:-(.
Ручки дверей на моделях ЛОМО отдельными деталями не делают:


Заднее колесо:


Во время войны модель ЗИС-5 упростили, она получила обозначение ЗИС-5В.
Соответственно, поставил вместе:

ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ и учебный ЗИС-5В от MiniClassic:



Вид сзади.


Горловина и люк над ней простые, но своим видом не отталкивают:


На раме есть и прицепное устройство...


Фара сзади, как и спереди, покрыта серебрянкой.
Смотровое стекло (вытянутая вертикакльная плашка под фарой) позади цистерны на моей модели имеется в наличии - тоже серебрянка.
Заборный шланг, как уже говорилось в предыдущем посте про АСМ - из металлической пружинки.
На лючке, из которого выходит вышеупомянутый шланг, сымитирован шиберный вакуумный насос с рукояткой.
Но самое главное - на бочке сзади нанесена декаль с номером, что мне, например, весьма импонирует (и никак не понятно, отчего его не продублировали на привычных местах):


Самый массовый автомобиль 30-х годов не поставить рядом было бы грешно:


ЗИС-5 от ЛОМО возле ГАЗ-АА от НАП:



Вид справа в профиль.


В кабине все черным-черно.
Также на моей машинке запасное колесо установлено между кабиной водителя и цистерной, а не с левой ее стороны.
Видна странная дыра под луврами на капоте:
:

ЦН-15 в названии модели - это центробежный насос производительностью 15 л. Именно этим, в частности, различаются модели в своих названиях.
Вот уж не знаю, имеет ли моя модель те отличия от первой АСМ, что указаны у меня под первым катом, но внешне ничего такого не видно:


Еще нюанс: нет кожуха-пенала для укладки шланга забора и слива отбросов с лопатой поверх него (здесь он, по-видимому, установлен на кронштейнах).


Уместно поставить эту АСМ и с моделью еще одного завода-изготовителя грузовых автомобилей той эпохи - тяжелым пятитонным ярославским грузовиком ЯГ-6:


ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ и ЯГ-6 от Волчанецкого:




Вид на модель снизу:


Да, в двигатель также вкручен мешающий сильно радоваться винт, но он не так вопиюще-назойлив, как у моделей некоторых китайских производителей:


Ни один винт, в общем-то, восприятию модели не вредит:


На улице 30-х годов:


И еще:


Впопыхах забыл трехчетвертные фото...
PS: ко всему прочему, продавец отдал мне машинки практически по заводским ценам, плюс еще по сто рублей с каждой модели скинул. За что большое человеческое спасибо.
К постскриптуму прицеплю фото коробочки с моделью в состоянии поставки:


Дополнительно прикручена к подставке пищевой пленкой.
К слову сказать, смоляные модели наподобие СарЛаб, бывшей TechnoExclusive или ALF такое испытание на экстра-защиту наверняка не вытерпели бы:


И просто вид на подиуме:


Единственным винтом с шайбой через пластиковую проставку модель крепилась к подставке.
Но это определенно лучше, чем 2 самореза у MiniClassic:


PPS:  коробочка.
Анфас:


Вид на коробочку сзади.
И обращение ЛОМО-АВМ к коллекционерам.
Что призвано нести в себе белое поле слева от текста - то мне неведомо:


Сверху:


И стандартное обращение ко всем покупажщим мелкие товары на несколких языках на донышке:


Оба боковых клапана выглядят так:


Ах да, в качестве PPPS - вкладыш, прилагаемый к модели:


А еще одним дополнением к посылке был вот такой вкладыш около 15х20 см. Пожарными авто не интересуюсь, но все равно приятно:


В итоге могу сказать то, что меня эта модель ЛОМО порадовала. Зацепила. Своей необычностью, бытностью в недавнем прошлом трехкратной хотелкой, ну и так, вообще...
Не могу еще только в толк взять, чем отличается модели "типа ЦН-15" от таких же без этой надписи.
Модель автомобиля: ЗИС-5 АСМ Автомобиль ассенизационный (типа ЦН-15)
Период выпуска прототипа: 1930-1940 года
Производитель: ЛОМО-АВМ
Дата выпуска:  -
Краткое мнение: первый и классный ассенизатор в моей коллекции
Оценка:
Качество: 5 из 5. Сборка и окраска похвальны.
Детализация: 4 из 7. 0,25 минусую за каждый пункт: неокрашенная оптика, отсутствие зеркала заднего вида, неокрашенный салон, неидеальное донышко. Итого: -1 балл. Декаль вроде и есть, но дублирующих номеров нету, так что плюсовать не буду. Не хваает травления...
Соответствие прототипу: 3,5 из 5. Знатокам - право слова.
Узнаваемость: 2 из 2. Есть.
Харизма: 4,5 из 5. Достаточно харизмы, ибо говновоз.
Коробочка: 2+ из 7. Плюс - за подставку и листок с информацией, а также за таковую на коробочке; остальное - в соответствии с градацией.
Итого: 21,5 из 31.
Цена: 1600 рублей с рук.

ломо, 1940-е, грузовики, зис, ссср, 1930-е

Previous post Next post
Up