Франция-2023. 10. Cascades du Hérisson, Baume-les-Messieurs, Château-Chalon

Mar 07, 2024 09:52

Paris - Provins - Essoyes - Troyes - Auxerre - Chablis - Essoyes - Flavigny-sur-Ozerain - Semur-en-Auxois - Essoyes - Langres - Dole - Arbois - Source de la Loue - Lods - Ornans - Besançon - Arbois - Belvédère du Fer à Cheval - Cascades du Hérisson - Baume-les-Messieurs - Château-Chalon - Arbois - Bourg-en-Bresse - Roche de Solutré - Cluny - Préty - Tournus - Montréal - Noyers-sur-Serein - Tonnerre - Essoyes - Moret-sur-Loing - Fontainebleau - Barbizon - Paris
Начало: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
26 сентября 2023 года

Итак, сегодня кружок из Арбуа на юг. Первым у нас были намечены La reculée des Planches-près-Arbois и его (ее) Cascade des Tufs. Но мы заранее не знали, как это все устроено, и каскад проскочили. Решили заехать на обратном пути - а на обратном набрались уже стольких впечатлений, что про каскад забыли. Зато само Reculée не проскочили! Вот панорамная точка под названием Le Belvédère du fer à cheval, отсюда можно на него посмотреть. Однако позже мы увидим еще более прекрасное и эффектное рекюле, там я и расскажу, что это такое.

На русский "рекюле" переводится как слепая долина. Штука эта достаточно редкая, а в качестве наиболее ярких образцов как раз приводятся слепые долины Юры, яркая геологическая особенность этой провинции.
Едем дальше по маршруту. Вейз, наставленный на "Cascades du Нerisson", приводит на большую и красивую парковку. Изучив карту, понимаем, что нет, не эта парковка нам нужна, два главных водопада далеко.

Поэтому переставляем вейз на La maison des cascades. Едем еще 19 км вниз-вниз-вниз по узким лесным асфальтированным тропкам (29 минут) и приезжаем на другую большую и красивую парковку, но уже за 10 евро. Кстати, вспомнила, что я читала всякие ужасы про вейз в горных районах Франции, но с нами он вел себя хорошо. Дом каскадов (водопадов) обещает нам прогулку длительностью une petite heure (ааа! это же наша "шаа кала"!). А та парковка, на которую вейз привел вначале, находится возле Le saut Girard (в верхней части карты).

И вот мы топаем вперед и вверх по весьма цивильной и благоустроенной тропинке. Наша программа минимум - водопад Eventail и водопад Le Grand Saut.

Вот он, Веерный каскад, Eventail! Высота 65 метров, ширина более 20 метров.

Хотелось бы конечно, воды побольше, на картинке он выглядел понаряднее.

Дальше топаем

Тут водопад Le Grand Saut. Совсем бедненький сегодня, хоть и высокий, как обещано.

Возвращаемся на парковку и едем дальше. Это Le Belvédère des Roches de Baume-les-Мessieurs. Слепая долина разворачивается под нами во всей своей красе, вот тут мы про нее и расскажем. Итак, la reculée. Это узкая глубокая долина, окруженная утесами и высокими отвесными стенами, которая заканчивается тупиком. У основания долины - источник, дающий начало потоку, который затем занимает дно долины. Этот поток - как правило, продолжение гидрологической системы, расположенной выше по течению и просочившейся через многочисленные подземные полости. Курсив - перевод из французской Википедии. Никакого потока на снимке не вижу (даже намека на него), но все остальное налицо.

Слепая долина имеет сложное происхождение, как ледниковое, так и гидрологическое. Она может быть простой и короткой (несколько километров) или довольно длинной с многочисленными тупиковыми ответвлениями. Ширина варьируется, но остается ограниченной, от нескольких сотен метров до километра, с преобладанием склонов высотой от 60 до 250 метров.

И вот мы на дне цирка - в деревеньке Baume-les-Messieurs.

Кукуруза и ее тени.

Проголодались. Работает кафе, но там долго сидеть-ждать, нет у нас на это времени. Купили какие-то горячие бутеры, загрызли на лавочке с видом на обедающих.

И в аббатство. Сен-Пьер-де-Бом-ле-Месьё называется.

Немного истории. Предположительно монастырь был основан примерно в VI веке, хотя документально его существование подтверждено только с конца IX столетия, В IX же столетии была проведена реконструкция монастыря, после которой он получил название в честь святого Петра. Монастырь принадлежал ордену бенедиктинцев. В XII веке обитель Бом получила статус имперского аббатства.
Вплоть до XVIII века монастырь сохранял репутацию богатого и влиятельного аббатства, которое пережило несколько больших пожаров, произошедших в начале XIV-го, в начале и второй половине XVI веков, после них монастырским зданиям требовались серьезные восстановительные работы. Впоследствии монастырь постепенно клонился к упадку и был закрыт после Великой французской революции. В 1849 году благодаря деятельности Проспера Мериме сохранившиеся здания монастыря были включены в список памятников исторического наследия и спасены от полного разрушения.

Церковь аббатства была постепенно перестроена в готическом стиле в XII-XIII веках, фасад построен в XV веке. После закрытия монастыря его клуатр был уничтожен, но сохранился старинный фонтан, некогда стоявший в его центре.

Взбежали на какую-то горку, отсюда видны жилища монахов.

Мишлен рассказывает, откуда пошли эти "месье". Сначала здесь селились бедные монахи, и аббатство называлось Baume-les-Moines (просто монахов). А со временем оно вошло в моду у знатных господ и тогда было переименовано в Baume-les-Messieurs. Ну а потом пришли революционеры, аббатство порушили, месье разогнали. Кстати, в полутора-двух часах езды есть город под названием Baume-les-Dames, и там таки был женский монастырь для благородных девиц.

Из аббатства открываются самые красивые виды на цирк Бом-ле-Месье (почему-то вспомнилось выражение "история с географией").

Было да быльем поросло

А вот специально для bruxelloise_ru: Главной культурной ценностью служит выставленное в монастырской церкви фламандское ретабло-триптих, подаренное аббатству Бом городом Гентом в 1525 году. Ретабло имеет 3 метра в высоту и 5.6 метра в ширину, состоит из 25 дубовых досок и украшено живописными (на боковых панелях) и резными (на центральной) изображениями со сценами из жизни Христа. Ретабло признано шедевром фламандского искусства. Приезжай, Лейла!

Потом мы сели в машину и проехали несколько километров к туфовому водопаду, там большая хорошая парковка. Простите за занудство, уже третья большая хорошая за сегодняшний день, но из песни слова не выкинешь. Вот такое нам обещали.

А так оно на самом деле. Засушливое лето в этом году во Франции - вот, видимо, и последствия.

В целом - и так неплохо, но в любом случае лучше приезжать весной, когда много воды.

Здесь чудеса, здесь леший бродит. И мы побродили в свое удовольствие.

Тут грот. Вижу двух овец, что про это скажет Роршах?

И тут грот. Но это не то, что называется "Гроты Бом-ле-Месье" - платная достопримечательность с настоящими сталактитовыми пещерами. Таких пещер мы видели мильон (включая нашу израильскую), так что решили не ходить. Вот слепую долину видим впервые и неизвестно, увидим ли еще. А скажи мне Галка, я хорошо выгуливаю твои штаны полосатенькие?

Еще одно без названия, из серии "а вдруг Л. не соберется выложить красивые фотки".

Ну и едем дальше. Там наверху - деревенька Шато-Шалон.

А на склонах - ее виноградники.

Где-то читала, что есть всего четыре апеласьона желтого вина, и один из них - в Шато-Шалон (а сейчас ссылка не ищется).

Смотрим внимательно - а там, оказывается, кто-то есть!

С другой стороны без виноградников, но тоже неплохо.

А с третьей стороны виды на деревеньку из нее самой.

Сезон охоты на тыкв еще не закончился, вот вам еще одна, ядреная.

Вернулись домой. Завтра снова в дорогу, надо закупиться. Тетенька в супере согласилась попозировать - машина режет сыр!

Завтра едем на юго-запад и ночуем в городке Турню. Маршрут сегодняшнего дня вот

П.С. Цитирую откуда-то (не помню откуда): Одними из самых впечатляющих и знаковых в Юре являются горный массив Планш-пре-Арбуа с его туфовым водопадом и Бом-ле-Месье, одна из самых красивых деревень Франции с туфовым водопадом, пещерой и аббатством IX века. Так вот. Этих туфовых водопадов (Cascade des Tufs) оказалось ровно два: один в Бом-ле-Месье (мы его видели) и второй возле Арбуа. Помните, я говорила, что мы хотели заехать на него на обратном пути? И не заехали. А в ЖЖ нашла отчет от Рафа, из которого следует, что он таки похож на водопад Бом-ле-Месье и вполне симпатичен, когда с водой. Впрочем, наш Бомский мне и без воды понравился.