Paris - Provins - Essoyes - Troyes - Auxerre - Chablis - Essoyes - Flavigny-sur-Ozerain - Semur-en-Auxois - Essoyes - Langres - Dole - Arbois - Source de la Loue - Lods - Ornans - Besançon - Arbois - Belvédère du Fer à Cheval - Cascades du Hérisson - Baume-les-Messieurs - Château-Chalon - Arbois - Bourg-en-Bresse - Roche de Solutré - Cluny - Préty - Tournus - Montréal - Noyers-sur-Serein - Tonnerre - Essoyes - Moret-sur-Loing - Fontainebleau - Barbizon - Paris
Начало:
0,
1,
2,
3
22 сентября 2023 г.
Мы находимся в деревне Эссуа (про нее позже). Она еще в Шампани, но на границе с Бургундией. До города Труа (единственного, который получится у нас в Шампани) минут 50 на северо-восток, вот мы сначала туда, а потом в городок Осер (который в Бургундии). И сегодня с нами Олег, который знает Труа как свои пять пальцев и умеет его показывать. Окраина, через которую мы въезжаем, выглядит так себе (и население - явные иммигранты), но центр, где мы собираемся гулять, влюбляет в себя немедленно, окончательно и бесповоротно. Причем прямо начиная с плана города - самая старая часть имеет форму пробки от шампанского! (А если у кого возникнут другие ассоциации, мы их с негодованием отметаем). Машину поставили на набережной Сены. А может быть это Canal du Trévois (несколько каналов отходят от Сены прямо внутри города). Это всё, что осталось от старого порта, из которого когда-то по каналам и Сене можно было добраться до самого Парижа.
Говорят иногда, что Труа - самый средневековый город Франции. Это всё же не совсем верное словоупотребление. К средневековью относить XV и XVI века неточно. Это эпоха ренессанса, пришедшая - и очень резко! - на смену средневековью. И Труа почти целиком - город ренессансных построек.
Именно тут в 451 году был разбит Атилла, после чего он был вынужден изменить свой дальнейший путь на запад.
Здесь жил средневековый поэт Кретьен де Труа (примерно с 1131 по 1191 год), автор одного из вариантов «романа о Тристане и Изольде» и кое-каких поэм «артуровского цикла».
В толстой части пробки, обрисованной дугой Сены и каналом, находится аристократический и церковный старый город Ситэ, а в «стволе пробки» - торговые кварталы.
Квартал Ситэ (Cité), Нôtel du Petit Louvre.
В XIX веке тут был последний перед Парижем почтовый дворик, где перепрягали лошадей.
Зашли внутрь. Тут фахверк (французская разновидность фахверков называется "коломбаж") - это лишь начало, сколько у нас еще его будет потом!
И колодец
Еще и морды такие прекрасные, деревянная резьба.
По узенькой улочке
приходим к собору Saint-Pierre-et-Saint-Paul
(Петропавловскому по-нашему)
Тут витражи от XIII до XVIII веков, но собор так велик, что детали не разглядеть.
Небанальная геометрия сводов
Бесконечность
Временная выставка - скульптурные группы "Три женщины".
Идем дальше по улочкам Труа, любуемся на щипцы (про щипцы мы в прошлой серии проходили).
А тут - боже, какая прелесть! Скорее всего, не древнее, но стилизация замечательная.
А вот винтажное: Пьеро гурман и весы. И модерновое: курочка ряба.
Лишь вспомню о Фернанде... (Это Л. добавил фото, я "Фернанду" не люблю).
Опять река (или канал). Городская скульптура (за этими гусями скульптурный пес гонится, в кадр не попал).
Вдруг - чешуйчатое
Ой, а это что? Посреди французского города ивритские буквы? А это памятник
Раши (1040-1105), который, как оказалось, родился и умер в Труа, и прожил тут большую часть своей жизни. Раши был крупнейшим средневековым комментатором Талмуда, одним из классических комментаторов Танаха; духовным лидером и общественным деятелем еврейства Северной Франции. Ещё молодым студентом Раши обратил внимание, что его современникам тяжело понять сложный язык Талмуда, где перемешаны наречия вавилонского арамейского и учёного мишнаитского иврита. Поэтому он решил взять на себя перевод и объяснение священных текстов для своих современников. Олег говорил, что и христиане впоследствии пользовались его текстами для прояснения смысла тех или иных старофранцузских слов. Вскоре после смерти Раши его могила была утеряна, и только в 1990 году под одной из площадей нашли старое кладбище. И тогда французские евреи установили в центре площади этот памятник.
L'Hôtel Marisy (XVI век) с башенкой в стиле ренессанс, на rue Charbonnet.
Эта вывеска обозначает улочку с нетривиальным названием ruelle des Chats, "Кошачий переулок".
Он такой узкий, что крыши почти смыкаются, и коты могут легко перепрыгивать с одной на другую. Эти сужающиеся кверху улочки - обычное дело для европейского средневековья. Налог на землю учитывал только площадь фундаментов, и потому верхние этажи хозяева расширяли "за бесплатно". А в 70 годах XVI века Екатерина Медичи запретила строить в Париже выступающие над нижними верхние этажи. «Чтобы на голову не упали». Так что если дом нависает, то верней всего он построен (или надстроен) до Варфоломеевской ночи.
Обитатели
и эпигоны
Еще чешуйчатое
Прошел улочку - а там дворик. Зайдем.
Внутри такой садик
и целый двор коломбажа
на радость туристам.
Ладно, топаем дальше. Это пешеходная Rue Champeaux, самая оживлённая и туристическая улица в Труа. На ней Maison de l'Orfèvre (Дом ювелира, частный отель XVI века) и его башенка La tourelle.
Площадь Alexandre-Israël (нет, не имеет отношения к Израилю) и городская ратуша (Hôtel de ville) с красивейшим фасадом в стиле Людовика XIII (построена в 1624-1672 гoдaх). В нишe нaд двepным пopтaлoм - стaтуя Минepвы, в гoды Фpaнцузскoй peвoлюции зaмeнившая сoбoй стaтую кopoля Людoвикa XIV. А у ee пoднoжия выбит уникальный в своем роде peвoлюциoнный дeвиз. Дело в том, что тут он остался в своем пepвoнaчaльнoм вapиaнтe: «Liberté, Egalité, Fraternité ou la Mort». Смерть из девиза почти везде повыбрасывали, так что это весьма редкий экземпляр.
А вот карусель (мы их видели много, не покатались ни на одной).
В Труа сохранились целые улицы домов, которыми многие другие города гордились бы как уникальными. Много разноцветных, в основном XV века - особенно на улице Émile-Zola. Вот Эмиль Золя 47-55.
А вот 115-117.
А этих домов я вообще в гугле не нашла, не знаю, на какой они улице.
Тут, кажется, тоже поколдовали с площадью.
Улицу синагоги нашли, а саму синагогу почему-то нет. А она есть. Синaгoгa былa peстaвpиpoвaнa в XX вeкe. Oнa сoдepжит фaхвepкoвый дoм пoстpoйки XVI стoлeтия и втopoй дoм, дaтиpующийся XVIII вeкoм, в стилe Людoвикa XV. Снаружи и внутри синагоги дом-музей Раши. Оказалось, это в другом месте, не на улице синагоги. Пусть найдет ее тот, кто придет после нас (если к тому времени мусульмане не снесут).
Кривое
Отражается
На многих домах тонкая резьба. А окошечко каково?
В этот дождливый день почему-то нам всем четверым хотелось супа. И вот мы ходили по едальням и спрашивали: есть суп? есть суп? и нигде не было. Поэтому в очередной ресторанчик плюхнулись, уже не спрашивая про суп. Вот в таком веселеньком домике - ресторанчик "Максим", между прочим.
Не успели плюхнуться, как к нам подсел собеседник. Простой такой французский мужик, пообщаться хотел. Эти мужики почему-то липнут к Олегу как к родному. А Олег славно так с ними общается и не посылает. Добрый официант сделал нам четыре кадра, и на каждом кто-то получился с закрытыми глазами (кроме мужика). Ну ладно, я решила собой пожертвовать, меня вы с открытыми уже видели.
Заказали себе всякого: курицу Suprême de poulet aux champignons и три галеты: я бретонскую, Л. комплет (одну из двух, которые без картошки), а Женька - Georgette (так что получилось прям креп жоржет). Курочка оказалась не очень, а грибной соус отличный, ну и галеты хороши.
Что нам надо еще непременно увидеть перед тем, как двигаться дальше, - это церковь Sainte Madeleine, старейшая и одна из самых красивых в Труа (всего их там насчитывается с десяток). Церковь была построена в 1120 году и перестроена в готическом стиле около 1200 года. А интерьер реконструирован в начале XVI века в стиле пламенеющей готики.
Прожив черте сколько лет на свете, здесь я впервые услышала слово jubé. Ничего удивительного, - скажет мне потом в Париже Ирка, - их во всей Франции сохранилось всего 150, и для огромной Франции это очень мало! Мы за эту поездку увидели три, и эта была самая красивая.
Алтарная преграда или лекторий (лат. lectorium, англ. rood screen, choir screen, chancel screen, фр. jubé, итал. tramezzi, нем. Lettner) - элемент западноевропейского церковного здания позднего средневековья. Представляет собой украшенную более или менее прозрачную перегородку между нефом и алтарной частью храма. Преграды по материалу бывают каменные, деревянные и кованые. У нас тут каменная. Настоящее каменное кружево, просто глаз не отвести.
Еще про jubé. Почему их так мало во Франции.
Лектории распространились повсеместно, но в католических странах они, как правило, были убраны в эпоху контрреформации, когда барьер между мирянами и алтарём стали считать не соответствующим решениям Тридентского собора. По этой причине оставшиеся преграды теперь можно видеть, главным образом, в англиканских и лютеранских церквях, наиболее полно они сохранились в Скандинавии.
Этот резной воздушный мост с тремя аркадами построил архитектор Жан Гэльд, и заняло у него это одиннадцать лет. Здесь же он и похоронен.
Тут тоже потрясающие витражи XVI века, и их проще рассмотреть, чем в соборе.
Троянская школа витражей была знаменитой на рассвете Ренессанса.
Ну и все. Теперь едем в Осер. Труа - чудо-город! Любовь навеки.