Paris - Provins - Essoyes - Troyes - Auxerre - Chablis - Essoyes - Flavigny-sur-Ozerain - Semur-en-Auxois - Essoyes - Langres - Dole - Arbois - Source de la Loue - Lods - Ornans - Besançon - Arbois - Belvédère du Fer à Cheval - Cascades du Hérisson - Baume-les-Messieurs - Château-Chalon - Arbois - Bourg-en-Bresse - Roche de Solutré - Cluny - Préty - Tournus - Montréal - Noyers-sur-Serein - Tonnerre - Essoyes - Moret-sur-Loing - Fontainebleau - Barbizon - Paris
Начало:
0,
1,
2
21 сентября 2023 г.
С утра (то есть, после кофе с круассанами, окончательных сборов, прощания с любезными хозяевами и "посидеть на дорожку") мы отправились за машиной. Дорога была разведана, автобусы ходили по расписанию. Моросил, правда, дождь, но мы не сочли это плохой приметой. Быстро до автобуса добежали и с автобуса тоже, даже не очень промокли.
Прокатная контора Лионского вокзала размещалась на втором этаже, лифт не работал, а мы с чемоданом, ну ладно. Служащие были доброжелательны и любезны, все нам оформили очень шустро, заверили, что второй водитель включен в договор (что неправда), а заправку на пути возврата машины мы никоим образом пропустить не сможем (впоследствии тоже оказалось неправдой). На прямой вопрос о запаске чувак призадумался и выразил надежду, что должна быть.
По лестнице с чемоданом вниз маленько легче, чем вверх, а в гараже так и вовсе был лифт, и в нужном месте отыскалась белая Тойота. На ключе так и было написано - blanc, хотя к сюрпризам мы были готовы (плавали-знаем, в прошлый раз оказалась черная). Но вот сама машинка выглядела не очень. Стотыщ километров, покоцанная вся и запаски в багажнике не оказалось. Ямка под запаску есть, но - ни домкрата, ни колеса.
Удалось найти местного служителя, тоже доброжелательного и любезного, он тоже удивился и спросил, хотим ли мы, чтоб он притаранил колесо. - Oui, - радостно закивали наивные мы, но через некоторое время чувак вернулся и сказал по-французски: "А вот и не притараню". После краткого переглядывания мы попросили отметить этот факт на нашей копии contrat и загрузили вещи в машину. Приходит - нет, говорит, не получится, напишите по такому-то мейлу, что колеса не было, и езжайте себе так просто. Альтернатива была туманна и времеемка, а нас уже вот-вот ждут в аэропорту!
Впоследствии внимательное изучение договора (в чистом поле) показало, что прокатная контора может и не давать запасное колесо.
А пока едем в аэропорт Шарль де Голль под руководством местного навигатора. Мы почему-то решили, что ему видней, а он почему-то повез нас насквозь через город. Через площадь Республики, через площадь Бастилии - славная получилась прогулка по центру Парижа на машине. Под дождем в одной сплошной пробке.
А ведь должны были где-то сразу возле Лионского вокзала выехать на Периферик и ехать себе спокойно. В общем, через некоторое время очнулись от оцепенения и поняли, что машинный навигатор про трафик ничего не знает. Очнувшись, включили вейз, он огородами вывез нас на периферик. Дело пошло поживее, и в конце концов приехали.
Тут я спрашивала, как нам встречать Женьку, и казалось это мероприятие крайне стремным. А оказалось элементарно: действительно, есть место под названием "dépose minute" (которое в нашем случае называлось départ minute), и Женьку мы забрали без проблем, хоть и сильно позже из-за долгой пробки. Лучше бы мы о проезде через Париж заранее позаботились, чем о встрече в аэропорту.
Встретились и помчались в Провен, который уже давно дожидался.
Provins - старинный город в Шампани (сегодня, правда, относится к департаменту Сена и Марна), чей расцвет приходится на XII-XIII века. Один из лучших в Европе образцов средневекового купеческого города, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город на холме, до сих пор окружённый средневековыми стенами.
Генрих I еще в 10-м веке даровал жителям Провэна хартию вольности, что и положило начало росту города. Помимо своих ремесленников в средние века он был славен труверами. Нам более знаком термин «трубадур», пришедший из провансальского диалекта, но в принципе это одно и то же. В конце XIII века его тогдашняя владелица 11-летняя графиня Жанна Наваррская вышла замуж за французского короля Филиппа Красивого, и Провэн постепенно стал приходить в упадок. Те, кто читал популярную в свое время серию «Проклятые короли», должны помнить историю о том, как этот самый Филипп Красивый, задолжав кучу денег ордену тамплиеров, проблему долга решил просто: разогнал орден и казнил его гроссмейстера. На костре гроссмейстер ордена тамплиеров проклял короля на 13 поколений вперед и, как он и предсказал, король и его подручные не дожили до конца года, а династия Капетингов очень скоро сменилась династией Валуа.
Но тут тоже дождь! Временами - прямо ливень.
А мы туристы ведь, нам бы хоть что-нибудь посмотреть. Вот, к примеру, Collégiale Saint-Quiriace de Provins. Из Вики: Первая коллегиальная церковь была построена еще в XI в. Столетие спустя её решили расширить и перестроить, так появилась нынешняя церковь, правда, её строительство так и не было закончено из-за финансовых трудностей. В 1662 г. в церкви произошёл пожар, пострадала её верхняя часть, которую потом восстанавливали несколько лет, в это же время был построен и купол. На фасаде табличка: здесь была Жанна д'Арк. Впрочем, в Шампани и Бургундии она была везде. А здесь слушала мессу 3 августа 1429 года.
А еще тут хранится голова
Иуды Кириака. Мощи этого святого императрица Галла Плацидия привезла в Анкону, а голова оказалась в Провене. Ну, так у них тогда было принято. Генрих I Шампанский привез голову из Иерусалима и специально построил для этого церковь.
А рядом на холме - какой-то немыслимый космический корабль. Это Башня Цезаря («La tour César»), построенная на месте римского укрепления в XII веке. Звалась в прежние времена «tour du Roi», «Grosse Tour», «Тour aux prisonniers».
Некая легенда утверждает, что Провен существовал уже при римлянах, и башню построил Юлий Цезарь. Но свидетельств тому никаких нет, а название в честь Цезаря является скорее символом могущества. Говорят, что это единственный в мире восьмиугольный донжон на квадратном основании (вот и объяснение необычному космическому облику).
Могучая вещь
Дождь, конечно, поливает. Но надо же еще и город немножко посмотреть
Вот это - известный памятник старины, Maison des Trois Pignons, по-русски - Дом с тремя щипцами, датируется XV веком. Заодно узнала, что такое щипец и чем он отличается от фронтона.
Нет, все-таки так жить нельзя, никакого удовольствия от прогулочки.
Побежали обратно к церкви и далее к машине.
И вот когда мы уже к машине подошли (а запарковали ее не близко), из облаков проглянуло солнце. Несправедливо! Но другого никто не обещал, включая синоптиков.
Ну и понятное дело, что если уж мы под крышей, то на дворе окончательное солнце. Хоть возвращайся.
Увы, нам еще ехать и ехать, до нашего Эсуа - часа два с лишним, а по дороге еще и в супер надо заскочить.
Приехали, рухнули. Это был очень дождливый день и очень короткий пост. Зато завтра чего только не увидим!