Да, вот так вы можете рассекать по Каппадокии - при наличии у вас: а) денег, б) водительских прав, в) большого пальца на правой руке. Хорошо бы ещё иметь мозги, но это не обязательно и потому не проверяется, хотя в некоторых случаях явно не помешало бы. Забота о безопасности представлена обязательным ношением каски (см. картинку выше), которую выдают в прокате. Не знаю, спасёт ли она от перелома позвоночника (весьма популярная травма при этом виде спорта), но носить надо.
Однако начну с самого начала. Идея разъяснить квадроциклы родилась у Змея, когда, празднуя прибытие за ужином, мы обсуждали программу на следующие два дня, а заодно прикидывали как бы нам исхитриться сделать так, чтобы после этого у нас не отвалились копытца. А то в свой четвёртый визит в Каппадокию мы уже знали как оно бывает. То есть, в идеале, хотелось бы подобраться поближе к самым красотам, но не особо при этом напрягаясь. Машина тут не очень годилась, ибо не везде протиснется, лисапед - потому что утомительно, а на коняшках мы не умеем. В общем, методом исключения пришли к квадроциклам. Но и тут оказалось всё не запросто. Когда на следующее утро мы пришли в приглянувшийся нам прокат, то были слегка обескуражены несколько неожиданными сведениями...
Их нам предоставил тамошний специально обученный сотрудник. Уяснив, что мы желаем поездить на ихнем средстве передвижения сами, без группы, он любезно, но твёрдо, сообщил нам, что в общем и целом пуститься в свободное плавание мы можем, однако же:
1. В этом случае, ездить можно ТОЛЬКО по большим дорогам, там, где ездят машины. Ни на какие грунтовки и ни в какие долины заезжать нельзя.
2. Бензин за наш счёт, так же как и любая поломка агрегата.
3. Буде приключится авария, оплата как медицинских расходов, так и ремонта транспортного средства ляжет исключительно на наши хрупкие плечи. Никаких страховок тут не предусмотрено, никакой ответственности они не несут, всё на свой страх и риск.
Тут мы сразу несколько подвисли. Третий пункт меня мало волновал (в силу моей беззаветной веры в способность Змея безупречно водить абсолютно любой драндулет с колёсами), да и второй тоже, но вот первый делал всю затею бессмысленной. Какой резон брать квадроцикл, когда по этим-то дорогам мы быстрее и комфортнее можем путешествовать на уже имеющемся авто? Да абсолютно никакого. Ну разве что чиста покататься, но так это и в Анталье можно сделать распрекрасно, нечего на это тратить немногие дни здесь... хм..
Ну и, конечно, спросили, что с экскурсиями. А вот тут оказалось всё более или менее. Обещались нас катать по долинам и по взгорьям, помогать, случись чего с железным конём, ну и насчёт бензина можно было не париться. А стоимость отличалась не сильно.
В общем, почесали мы репу и согласились на экскурсию, раз пошла такая пьянка. Спросили как быть с багажом (куда ж без фотика и водички), и нам ответили - рюкзак на спину и вперёд. Это меня тоже не очень вдохновило, ведь поскольку Змей будет рулить, тащить его предстояло мне. Впрочем, уточнили, что нечто не очень большое можно будет сунуть в багажник скутера, на котором поедет гид. Ладно, спасибо и на этом.
Через час, в оговоренное время мы были на месте. Поблизости ошивалось штук шесть японцев, и мы поняли, что это и есть наша группа. Ждали последних двоих. Пока суть да дело, мы отловили гида и засунули мой зачехлённый фотоаппарат ему под попу: как раз влез в багажник под сиденьем его скутера. Рюкзак значительно полегчал, но я решила продолжить изыскания на предмет прилаживания багажа. Неожиданно это оказалось нетрудно. Рама нашего железного коня включала в себя такие изогнутые трубы впереди руля и позади сиденья. Разумеется, незакреплённый груз с такого багажника свалился бы в первые же пять секунд езды, но смекалка-то на что? Я положила рюкзак позади себя и привязала к трубам, причём в двух местах: в одном его собственными лямками и за верхнюю ручку - верёвкой. У меня ж всегда с собой верёвка, ага. На всякий случай. Змей, правда, мои узлы - системы "бантик" - счёл неубедительными и велел смотреть за багажом в оба, однако, как показал опыт, держалось всё отлично. Поэтому на первой же остановке мы как отобрали у гида фотик, так обратно уже не сдавали. Змей только переложил рюкзак на передний багажник - чтобы был на виду - и лично привязал, так что дальше аппаратус путешествовал в нём, и багажный вопрос нас больше не беспокоил.
А вот япошки свои рюкзаки так и таскали на спинах всю дорогу, да. )))
Перед началом экскурсии гид кратко описал, как будет происходить заезд. Он на скутере едет первым, а все остальные должны двигаться за ним, как индейцы на тропе войны: след в след. Не обгонять, не отставать, шаг влево шаг вправо расценивается как побег. Ок, поехали. Всего вместе с нами было четыре квадроцикла плюс гидовский скутер. Не прошло и пяти минут как я пожалела, что забыла в номере мои любимые очки (см. юзерпик). Они, несмотря что гражданские, когда-то давно прекрасно зарекомендовали себя для защиты глаз при езде на скутере. Но поделать было ничего нельзя, оставалось только щуриться. И это, конечно, не сильно спасало, всё равно казалось, что в глаза насыпали песку. По счастью, на самом деле это было не так, ибо как только мы остановились - всё прошло.
Из четырёх квадроциклов три (включая нас) - чётко выполняли указание гида: чинно ехали за ним цепочкой. Но водителем четвёртого оказался какой-то Спиди-гонщик. Просто ехать, как все, он физически не мог, сразу принялся отклоняться то вправо, то влево, прыгать по горкам, а при замедлении скорости группы - так и вовсе выписывать вокруг нас кренделя. Гид ему сказал раз, сказал два, но это не подействовало. Спиди только ругался, что так он не играет, это дурацкая езда, дурацкие правила, а он хочет кататься на всю катушку. Кончилось тем, что со второй остановки гид его отправил обратно в Гёреме (под своим надзором, конечно).
И вы знаете, на следующий день мы получили визуальное подтверждение того, что здешние правила езды на квадроциклах выдуманы не зря. Оказалось, что квадроцикл - это реально опасное средство передвижения, ну да. Топали мы, значит, пешочком из похода по Красной долине, и, уже войдя в Гёреме, заметили какую-то суету у канала, да ещё и машину скорой:
Подошли поглядеть:
Ничего себе! Оказалось, что пара квадроциклистов (опять же японцев, скорее всего) каким-то образом загнали свой квадроцикл в забетонированное русло реки, рухнув туда с двухметровой высоты. Не знаю уж, как им удалось этого добиться, учитывая, что при отпускании курка газа, драндулет останавливается моментально, но я им от души сочувствовала. Даже если они приземлились на все четыре колеса, без травм обойтись никак не могло, имхо. Тут ведь даже при подпрыгивании на кочках позвоночник начинал протестовать, а уж что говорить о таком падении?
Судя по тому, какие носилки принесла спасательная команда:
...и как осторожно они грузили пострадавших:
...травма позвоночника была хитом номер один в подобных случаях.
Понятно теперь почему одиночных катальщиков не пущают кататься по пересечённой местности? Это здесь они упали с двух метров, в людном городе, а если - в каньон, глубиной метров тридцать, и вокруг никого??
И ведь рулить этой машиной куда сложнее, чем может показаться. К ней приноровиться надо, а кто ж на это будет тратить время? Не всякий же гражданин - технический вундеркинд, как мой Змей. Вот, скажем, когда я сама попробовала порулить, так сразу открыла для себя много нового. Например, радиус поворота невольно норовишь сделать больше, чем нужно: ведь эта херня же не наклоняется, как мотоцикл, и поэтому в повороте всякий раз кажется, что тебя вот-вот снесёт с него центробежной силой. Или тот же газ. Он там сделан в виде небольшого рычажка возле правой ручки руля, и нажимать на него надо большим пальцем. Не знаю как у вас, а у меня это не самая могучая часть организма. Понятия не имею как Змей управлялся с ним несколько часов, но у меня этот самый большой палец онемел за пять минут. Неудивительно, если он откажется слушаться хозяина и заживёт своей жизнью... Так что да, если уж так хотите, то кататься можно, но - ради аллаха - ОСТОРОЖНО! :)
Впрочем, мне-то за широкой змейской спиной было ничего не страшно. Первая точка, куда мы прибыли, дислоцировалась где-то здесь, в районе №1:
То, что отмечена такая большая площадь значит не то, что мы её всю объехали, а то, что я точно не знаю где мы были. )) Где-то в том районе, да.
Гид сказал, что можно гулять, но через полчаса надо быть здесь. Н-даа.. ну что такое полчаса для Каппадокии? Да тьфу! Но деваться было некуда, назвался груздём - так полезай..
Японцы первым делом сфоткались со своими таратайками:
...а потом дружно полезли к живописным каменюкам неподалёку:
Как и везде в Каппе, скалы без дела не простаивали, а работали голубятнями:
...и конюшнями:
Воробьятни там никто не делал, но воробушки и сами умеют неплохо устраиваться:
Раньше скалы работали ещё и жилыми помещениями, с полагающимися кроватями и полочками:
Но сейчас это мало где. В качестве церквей их уже и вовсе давно не юзают, но сами церкви кое-где сохранились. Сунешься невзначай в какую-нить дырку, а там вон:
Прикольно. ))
С высоты стало лучше видать пейзаж:
(ссылка на оригинал)
До чего странно всё-таки, когда из земли торчат такие скалищи..
Благодаря прозрачному осеннему воздуху отлично было видно далёкий Учхисар:
На огородах зрели помидорки:
Потом группа вернулась к своим коням и мы переехали в другое место, неподалёку, в той же зоне. Опять пошла бродить:
(ссылка на оригинал)
(ссылка на оригинал)
Дошла до места, откуда было уже видать красную гору Актепе:
...но тут снова выяснилось, что пора возвращаться. Ну ёшкин кот.. Не разгуляешься такое время, да.. )) Самое обидное, что, вернувшись, остальных участников экспедиции пришлось ждать ещё минут 10, если не 15. Змей пил чай в имеющейся там мини-чайхане, а мне не хотелось, и я маялась.. Но в конце концов все отсталые подтянулись, и мы двинулись к точке, обозначенной у меня номером вторым.
Ну и в принципе тут уже стали ясны все плюсы и минусы экскурсионного квадроциклинга в Каппадокии. Дальнейшие передвижения их только подтвердили, поэтому изложу-ка я их сразу, чтобы не тянуть кота за хвост.
Плюсы:
1. У вас не устают ноги.
2. Всего за несколько часов вы можете увидеть три-четыре места, а главное, получаете некоторое представление о местной географии, что позволит вам а) наметить ряд пунктов для повторного посещения; б) не заблудиться во время оного. Для последнего желательно, конечно, взять с собой карту и каждый раз заставлять гида показывать вам в какой точке вы находитесь.
Минусы:
1. Если вы водитель, то у вас сильно устаёт большой палец на правой руке, а потрясающие окрестности толком не рассмотришь, ибо всё время надо смотреть на дорогу, во избежание.
2. Даже если вы пассажир, то комфорту тоже, прямо скажем, немного: в глаза набивается пыль, позвоночник ругается на тряску, да ещё и рюкзак тащишь, как дурак, на спине, несмотря, что сам едешь (если только вы не запаслись верёвкой, как я).
3. И самое главное: на каждой остановке вам времени либо мало (для прогулки по прекрасным местам), либо наоборот слишком много (если вы вернулись первым, а остальных приходится ждать, ждать и ждать..). А скорее всего - и то, и другое, да.
В общем, однозначно рекомендовать аренду квадроцикла я не могу, однако в двух случаях это предприятие имеет смысл:
а) В первый день пребывания - дабы произвести рекогносцировку и определить какие места хочется изучить подробнее в следующие дни,
б) В последний - когда ножки уже не ходят, а глазки ещё не нагляделись.. ))
Продолжение следует.. :)
Что было раньше:
1.
Как мы объявили санкции Италии, а также про отель в Бурсе2.
Бурса: Дурак и Большая Мечеть3.
Бурса: Зелёная мечеть или Никогда не разговаривайте с неизвестными!4.
Бурса: Джумалыкызык - самая аутентичная турецкая деревня5.
Анкара: Дорога, Смотровая Башня и Мечеть Коджатепе6.
Анкара: Исследуем древнюю крепость7.
Анкара: Хамамону - идеальное турецкое поселение8.
Каппадокия: Дорога Анкара-Гёреме и первый вью-поинт