Путешествие в Узбекистан. ч.8, велосипедная. Ущелье Сармыш.

Oct 22, 2015 22:46

Ч.6 здесь.
Ч.7 здесь.

Ущелье Сармыш.
Эта наша цель на сегодня.
Собираемся там ночевать.

21 сентября.

Напомню, что ночевали мы в доме у местных жителей.
Это дастархан с остатками нашего завтрака. А мы собираемся, кто-то считает, сколько осталось денег, а другие пакуют вещи.

Прощальный взгляд на симпатичный внутренний дворик

В котором есть голубятня.

Тепло прощаемся с нашими хозяевами.
И едем: мы с Ритой и Сергеем в магазин, а Сергей руководитель - в Хакимет, чтобы отметить там наш маршрутный лист.

В магазине произошла забавная история.
Хозяин стал спрашивать, ну, как всегда: "кто, куда, откуда". Потом сказал, что служил в армии в Подмосковье, в Клину.
На прилавке стояла большая кастрюля, и в ней был какой-то кисломолочный продукт, вроде сметаны, который продавали в развес. Помните, как у нас в советские времена продавали развесную сметану? Ну, вот вроде того, только это не совсем сметана была.
За прилавком стоял парнишка, который задумчиво мешал "сметану" ложкой, а потом её облизывал и снова мешал. Такая простота нравов.
Хозяин сказал, что хочет нас угостить. И бесплатно положил в пакетик эту "сметану", той же самой ложкой, которую только что облизывал его продавец.
Мы взяли, отказаться не вежливо. Но кушать не решились.

До свиданья, Нурата!

Впереди нас ждал Нуратинский перевал.
Путь лежал в ущелье Сармыш.
По дороге я радостно фотографировала местную экзотику. Ишак - самое распространённое транспортное средство на селе в Узбекистане.

Опять "типа патруль".

Перевал оказался не таким сложным, как я ожидала. В Армении они гораздо серьёзнее.
Взглянем вперёд.

Теперь посмотрим назад.

Вот и перевал.Высота его 1800 метров над уровнем моря. Но что-то подсказывает, что Нурата находится выше этого уровня.

Теперь только вниз.

На спуске вдруг вот такой оазис.

Здесь вода, течёт ручей и есть родник. Поэтому есть зелень. Предприимчивые местные жители торгуют сувенирами. В этом месте останавливаются отдохнуть и набрать воды практически все проезжающие.

Разговорились с одним из водителей. Он сказал, что отсюда в ущелье Сармыш есть грунтовка и можно срезать. Но мы уже заблудились на "срезке", когда ехали в Нурату. Поэтому решили, что самый короткий путь - который знаешь. И отправились кружным путём, зато по асфальту.
Спустились почти до самого Навои. Во всяком случае, от развилки до этого города было километров 15.
Тут везде есть полив, поэтому вокруг были хлопковые поля.

Хлопок

Снова местный транспорт. Как сказал хозяин, бензин не нужен, техобслуживание тоже.
Ну как с таким не сфотографироваться?

Вот и наша своротка на Сармыш. Живописно, но дует сильный встречный ветер. И дорога - тягун. Нам предстоит проехать чуть больше 21 км.

Каждый километр давался с огромным трудом. Эти 21 или 23 км мы ехали три часа. Ветер был такой силы, что просто останавливал.

Добрались до какого-то пионерлагеря.

Но оказывается, что в глубине ущелья есть ещё один лагерь, а за ним - наша цель. Ущелье "заповедник Сармыш" с наскальными рисунками древних людей.

Небольшой спуск.

После него снова тягун.

Уже вечерело, когда мы подъехали ко второму пионерлагерю. Он перекрывал собою ущелье. Чтобы попасть в заповедник, нужно было проехать насквозь.
Ура, мы победили! Героически доехали, не смотря на ветер.

Руководитель пошел договариваться, чтобы нам разрешили здесь поставить палатки и переночевать.
А я пока фотографирую лагерь.

Прямо своё пионерское детство вспомнилось.
Очень уж всё по советски выглядит.

В лагере активно что-то ремонтируют. Местное начальство разрешило переночевать сразу за территорией.

За день проехали 80 км.

22 сентября.

На следующее утро, откушав овсянки и испив кофею, отправились смотреть наскальные рисунки.

Пройдя по ущелью километра два или около того, мы увидели то, зачем пришли.

Петроглифы располагаются по всему ущелью на территории в 2 километра в количестве более 4000. Возраст большинства рисунков составляет по приблизительным подсчетам от 6 до 4 тысяч лет, самым древним же из них более 10 тысяч лет. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью специальной краски, которую древние люди изготавливали с использованием охры. Тематика петроглифов весьма разнообразна. В Сармыше можно найти как сцены охоты и священных ритуалов, так и отдельные изображения людей и животных. Встречаются и весьма странные образцы. Например, люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры. Хотя, скорее всего, это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Также попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки.

Только, чтобы так близко сфотографировать, надо карабкаться по этим скалам. Рисунки зачастую довольно высоко.

Мне это скоро надоело.
Рита и второй Серёга вообще не стали никуда лазить. Посмотрели чуток и сели в тенёчке. Я присоединилась к ним. И тут подъехало такси. Прибыли очередные туристы.
Кстати, такси в Узбекистане дешёвое, поэтому многие берут машину и ездят в радиалки. Так и тут, супружеская пара, поляки из города Лодзь, приехали из Навои посмотреть на рисунки. Мы разговорились, потому что девушка хорошо говорила по русски. Приятно пообщались, пока руководитель наш скакал по скалам в поисках хороших кадров. Напоследок сфотографировались вместе. И они поехали дальше по ущелью.

А мы пошли обратно.
Надо сказать, что ущелье само по себе красивое, даже если бы там не было такой достопримечательности, как эти рисунки.

Нам, однако, надо отправляться в обратный путь.
Назад ехали под гору и по ветру. Поэтому долетели до развилки за 50 минут.

Потом приехали в Навои.
Смотреть в городе совершенно нечего. Здания в основном пятиэтажки. Правда, повсюду много зелени, что ценно для города, расположенного в пустыне.

Пока Сергей руководитель искал Хакимет, чтобы отметиться, мы обнаружили кафе в парке. Там и уселись отмечать окончание похода. Потому что велосипедная часть здесь заканчивалась и начиналась экскурсионная. Назавтра планировали отправиться в Самарканд. Без велосипедов, на транспорте.

Снимала работница кафе, поэтому получилось несколько криво, не судите строго.

Теперь предстояло найти ночлег.

В государственную гостиницу нас не поселили. Хотя вполне устраивала цена, в добавок, нам разрешали бесплатно оставить велосипеды на сутки, пока мы уедем в Самарканд. Но в процессе оформления выяснилось, что у нас отсутствует регистрация за тот период, что мы ездили по пустыне. И не смотря на Серёгины бумаги и печати разных Хакиметов, нам отказали.
Отправились в частную, но цена там была совершенно не приемлимая.
Таксист посоветовал обратиться в один гостевой дом. Там была то ли баня, то ли бывшая больница. И одновременно сдают комнаты. Туда нас поселили. Без регистрации и с приключениями. Потому что мы час или больше сидели в комнате и ждали, когда придёт и уйдёт участковый. Если бы к хозяевам прикопались, они бы нас выгнали. И пришлось бы ставить палатки где-нибудь в парке. Но, слава Богу, всё обошлось. Хотя условия были, прямо скажем, так себе. И воды горячей не было, пришлось холодной помыться.
Наша с Ритой комната.

Зато разрешили оставить у них велосипеды, пока мы будем в Самарканде.

Продолжение про Самарканд.

велопоходы, поездки в другие города и веси, Узбекистан