Италия-2015. День второй - Флоренция - исторический центр.

Feb 07, 2016 20:43

Италия-2015. День первый - самолёт.
Италия-2015. День первый - Венеция-1.
Италия-2015. День первый - Венеция-2.
Италия-2015. День первый - Венеция-3.
Италия-2015. День первый - Венеция-4.
Италия-2015. День первый - Венеция-5.
Италия-2015. День второй - дорога.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Троица.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Современный город.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Санта-Мария-дель-Фьоре.

""Ни слова об истерике!" -
Приговаривала одна феечка, впадая в истерику."
(с) А.Дукельский

Исторический центр Флоренции - это просто один большой музей под открытым небом. Совершенно не понятно как там живут итальянцы, и не сходят с ума от обилия красоты, и культурной ценности окружающего пейзажа. Смотреть на это долго - это просто невыносимая пытка, в уж постоянно жить - так вообще кошмар! :)

Достопримечательности Флоренции оказали влияние даже на такую науку как психология. В ней существует понятие "синдром Флоренции". В литературе такое измененное состояние отлично описал Кэрролл. Это означает, что человеку довольно сложно воспринимать такую большую концентрацию Красоты на один квадратный метр. Хорошо, что мы только прогулялись по центру, а не зависли там на несколько дней.




Флоренция это символ эпохи Возрождения (он же с французско-итальянского Ренессанс = зановорождение). Тут два слова о культурных эпохах. Всё многообразие культурного пирога условно поделено на несколько слоёв: Первобытное общество - Древний мир - Средние века - Новое время - Новейшее время (в нём мы собственно и живём). Каждый слой содержит в себе белки, жиры и прочие углеводы подразделы.


Ну шедевры первобытного общества как то на ум мне мало приходят, да и искусствоведам тоже (хотя я могу и ошибаться), так что деление начинается от Древнего мира, оно же Античность, оно же Древняя Греция и Древний Рим. Там было всё такое натуральное, крепкое, сбитое, местами даже брутальное. Здоровый дух в здоровом теле/доме/умонастроении.


На смену Античности пришли иные времена. Так называемые Средние века. По разным источникам они датируются по разному - то 5 век нашей эры, то седьмой. Но это собственно не важно. Даже не важно когда эти Средние века и закончились - историки тоже никак не придут к консенсусу. Главное их настроение - состояние - тяжёлые, тёмные, гнетущие, сплошной прессинг и в душах, и в искусстве.


Но рано или поздно всё заканчивается, и на смену "тяжелой болезни общества" наступило выздоровление - вот это собственно и есть Возрождение. Вот буквально возврат к прекрасному, чистому, красивому, здоровому, свежему. Длилось оно триста с хвостиком лет и закончилось эпохой Просвещения. Но пока не о нем речь.


Говорят, что возникновению Возрождения поспособствовали византийцы. Когда империя рухнула, в Европу потекли толпы "вынужденных переселенцев". Они несли с собой не только пожитки в виде книг, икон, приспособлений, но и тот научный потенциал, который хранился в головах у людей. Тот, который там был еще с Античных времен. И не только хранился, но и успешно использовался.


"Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). ... В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета." (с) Википедия


С новыми умами в Европе, и конечно же во Флоренции, появились и новые отношения, и не только в культурной среде, но прежде всего в экономике и производстве. А это очень важная часть жизни горожан. Развитие ремесел и зарождение мануфактурного производства (а из этого подъем торговли), вызвали бурный рост города. Как то совсем незаметно, из маленького поселения город отстроился в шедевр каменного зодчества.


Кроме того, из торговли совершенно логично вырастает банковское дело. Логично для нас, и сейчас, а тогда, всё только зарождалось. Так или иначе, но во Флоренции был открыт первый официальный банк в Европе. Папа римский аж в 13 веке поручил флорентийцам сбор церковных налогов по всей Европе. И скоро Флоренция превратилась в ведущий финансовый центр Европы. И так хорошо дело пошло, что скоро местные банковские дома кредитовали не только ведущие европейские государства, но и самого Его Святейшество.


Финансовая рука флорентийцев протянулась во Францию, Англию, Нидерланды. Если б к тому времени был открыт Новый Свет - они бы и туда дотянулись. Первые банкиры восседали в публичных местах на лавках, покрытых зелёным сукном. Отсюда и происхождение слов "банк" - по-итальянски "banco" это "скамейка". Если банкир разорялся, его скамейку разбивали, а по-итальянски "сломанная скамейка" - "banco rotto" - т.е получался банкрот.


Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов, адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этих сословий стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков - позднее языком Ренессанса стала латынь.


Историки, филологи, библиотекари - изучали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в Средневековье. Эти тексты были как энциклопедия для современников. Постепенно в круг интересов этих исследователей попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь скульптурные. Особое значение для художественно одарённых людей приобрела красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. И не только женская, но и мужская красота. Об этом я постараюсь сделать отдельный пост. О памятниках, а не о красоте. :)


О красоте скажу сейчас. Если в Средневековье тело (хоть мужское, хоть женское) рассматривалось как внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, то в эпоху Возрождения тело стадо важнейшей эстетической ценностью. Не сразу это произошло, не в одночасье, но произошло. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола. Это объяснялось пересмотром женского положения в реальной жизни. Если в Средние века её мир состоял из дома, домашнего хозяйства, воспитания детей, отстраненностью от светских развлечений (и Святая Инквизиция очень этому способствовала), то в эпоху Возрождения жизненное пространство женщины существенно расширилось.


В эпоху Возрождения ценятся пышные женские формы. Идеалом красоты, эстетически привлекательной считалась беременная женщина, олицетворявшая истинно женское начало. Да и вообще женщина стала совсем другая - образованная и эмансипированная, умеющая быть интересной собеседницей. Она использует косметику, открывает шею и декольте, в моду входят умопомрачительные наряды с золотой вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Великие мастера писали мадонн со своих возлюбленных. Иногда моделью служила самая красивая куртизанка города.


"В общественном сознании господствовало убеждение, что художественное произведение способно наиболее полно выразить идеал гармонично организованного мира, где центральное место занимает человек. Этой задаче в разной степени были подчинены все виды искусства.
Особенно возрастает роль художника, которого начинают сравнивать с творцом вселенной. Художники ставят своей целью подражание природе. В их творчестве все больше ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, независимый взгляд на вещи и умение создать «живое» произведение искусства." (с)


Когда власть во Флоренции перешла к семейству купцов и банкиров Медичи, наступил период, который называют "золотым веком" флорентийского искусства. Медичи для Флоренции такие же меценаты как Мамонтовы для Москвы. Они покровительствовали архитекторам, скульпторам и художникам, композиторам, и вкладывали немалые средства в украшение города. Поражает фантастическая щедрость, даже некая переизбыточность художественного творчества, хлынувшая как из рога изобилия. Словно знали, что это не навсегда, словно хотели все поскорее показать миру свои шедевры..


Совершенно невозможно перечислить всех гениев этой эпохи - они равны по своей гениальности и таланту, хотя все абсолютно разные как творческие личности: Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Джотто, Микеланджело, Леонардо да Винчи. А архитекторы, а Данте и Петрарка, Макиавелли и Боккаччо. И еще многие и многие имена, которые мне вот так сразу и не приходят в голову.


Исторический центр Флоренции - это музыка слов, музыка названий: собор Санта Мария дель Фьори, колокольня Джотто, баптистерий Сан Джованни, дворец Медичи, базилика Сан Лоренцо, музей Сан Марко, галерея Уффици, площадь Синьории и палаццо Веккьо. Словно в опере находишься. При совершенном не знании итальянского языка, всё понимаешь и даже иногда хочется поддержать беседу. Город бурлит толпами туристов, и только прекрасные палаццо из времён снисходительно смотрят на нас-букашек.


православие, Италия, путешествия, мои фото

Previous post Next post
Up