Италия-2015. День первый - Венеция-2

Jul 15, 2015 20:23

Италия-2015. День первый - самолёт.
Италия-2015. День первый - Венеция-1.

"С одной феечкой стряслось невероятное.
А потом не стряслось."
(с) А.Дукельский

Эта глава будет называться "Фото-Венеция парадная и не очень". Не очень- это относится именно к этой фотографии, а остальном здесь будут сплошные достопримечательности. Хотя не всё так просто - здесь куда не ткни- сплошная история и памятные места. Так что серые стены и лёгкая обшарпанность тоже может быть парадной. :) А поговорим мы про происхождение города.




Венеция, наверное, самый туристический город в мире. Или нам выпала такая творческая удача, окунуться в водоворот туристического сезона. Город просто кишма кишит приезжими. То тут , то там из толпы выныривают таблички с названиями компаний или просто обычные зонтики на длинной ручке. Они как сигнальные маячки для прибывших экскурсантов. Хотя и просто раскрытые зонтики плыли над людьми - в городе было очень жарко. Эта жара наступила почти одновременно с нашим приездом и не заканчивается до сих пор.


Именно здесь я позавидовала шахтёрским каскам с фонариком. Вот бы так синхронизировать дамские шляпки и фотоаппарат. Идёшь, глазеешь по сторонам, нажимаешь на пульт, и оно само фотографируется. А твоя задача не потеряться в водовороте экскурсантов. И дорогу видно, и все фото-факты "в голове".
И обратите внимание на колокольню на этом фото. Мы еще к ней вернёмся. :)


Пять минут на рекогносцировку и вперёд, покорять славный город венецианских купцов и гондольеров. Для начала немного истории. Территорию Венеции и прилегающие к ней земли еще до нашей эры занимало племя венетов, благодаря чему римляне и назвали эту область Венецией. Говорят что есть точная дата основания Венеции - это 25 марта 451 года. Ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель и местные граждане товарищи решили там обосноваться.


А всё потому, что с севера пришли не местные граждане и совсем не товарищи, а варвары всякие вкупе с гуннами (ага, и Атилла там тоже был), которым приглянулись здешние места: плодородные земли и климат подходящий для пастбищ и вообще житья-бытья. И до того они достали местное население, что те плюнули и решили переселиться. Ну а куда можно уехать, скрыться от набегов так, что б тебя не обижали? Гунны были на лошадях, значит прятаться нужно на воде. Вот эти отмели-островки очень даже и приглянулись вынужденным переселенцам.


Так будущих венецианцев спасла вода, отсутствие дорог и мостов. Город строился несколько веков на островах, отделенных четырехкилометровым проливом от материка, и в двух километрах от открытого моря. Землю, вынимаемую при строительстве каналов, венецианцы использовали для укрепления берегов 118 островков, соединенных 350 мостами. Грунт островов - песчаный и местами болотистый. Для того, чтобы территорию не затапливало морем и можно было строить, сначала поднимался уровень поверхности островов. Со дна моря брали песок и насыпали на островки. Таким образом создавалась сеть новых каналов и росло количество малых островов. Затем в грунт забивались сваи из лиственницы, которая столетиями не гниёт в воде.


Лирическое отступление! Знаменитый мост вздохов. Это совсем не про романтику, и свидания под луной. Мост вздохов связывал суд и тюрьму, и заключенные могли видеть солнечный свет только вот в этих окошках, когда из водили на допрос, или когда насовсем отправляли за решётку. "За решётку" это фигурально, в средние века тюрьма была подземной и света там не было никакого. Так что вздыхали заключенные обоснованно. :(
Суд слева - тюрьма справа. В более позднее время там появились окошки и тюремные решётки, но мост к тому времени уже был знаменитым.


На этот счёт существует две главных версии относительно происхождения этого дерева. Первая, что это сибирская лиственница. В двенадцатитомной истории Венеции, написанной итальянским историком Тентори в 17 веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах - пермскими карагаями». Вот эти самые пермские карагаи и есть лиственницы. Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему-то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».


Так вот, про лиственницу. Где Венеция, а где Пермь? Тем не менее, во времена оны, да и сейчас лиственница произрастает в Перской области, а тогда это было Великое княжество Пермское. Хотя боюсь мало кто из нас знает его историю, в школе это почти не изучали тогда, а сейчас так вообще. :( Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции - «пермский карагай». Карагай - так называется лиственница в тюркских языках. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани и продавали венецианцам.


Венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло "дерево жизни" для их города. Первая карта в Европе, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Кстати, часто его называют неправильно. Не сибирская лиственница, а лиственница породы Сибирская, западная граница распространения которой - север пермских земель.


Кстати, не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении многих столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего "архангельская". Были, правда, и другие названия: русская, сибирская, уральская. Только почему-то "пермской" не называли. Что ещё один плюс в сторону именно этого торгового пути через булгар.


Вторая версия о происхождении лиственницы ведёт нас на Балканы. Вообще лиственница произрастала по всей Европе, но из-за "двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека." (с) Лев Баньковский
И поныне лиственница растет в Северной Италии, на отрогах Альп, на Балканах. Из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется "венецианской смолой".


Деревья для свай вырубали на территории, где сейчас находятся западные районы Словении, а также Хорватии. И перевозить недалеко, и по финансам не так накладно. Запамятовала, но один из балканских поэтов сочинил стихи - в вольном пересказе это звучало так: о, вы нехорошие венецианцы, зачем вы вырубил все наши прекрасные лиственницы, зачем оставили наш край пустым. Я поеду и посмотрю что же вы там построили. И вот я приехал и увидел какую красоту вы сотворили, и ради этой красоты мне не жалко наших прекрасных деревьев.
Так что и такой вариант тоже рассматривается историками, не зря же легенды и истории сохраняются в поколениях.
А скорее всего, ушлые венецианцы тащили лиственницу со всех мест, из которых ее можно было утащить, ведь это было не для развлечений, а для важного градостроительного дела. так что и кусочек нашей родины есть в Венеции. Вот поэтому мне там так хорошо было находиться - Родина под ногами. :)


Ранняя Венеция была похожа на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. Чт б было понятно, что это был за труд: количество свай под мостом Риальто - 12 тысяч, под церковью Санта Мария дела Салюте - около миллиона. Сваи вбивались в грунт на глубину до 10 метров густым частоколом, на которые сверху укладывались бревенчатые платформы. И только на эти платформы ставился фундамент зданий. Сваи и платформы изготовлялись из дуба, ольхи, лиственницы . И так каждый остров покоился на вбитых сваях. На нём стояла церковь, за которой расстилалось "кампо" - поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство. Чуть поодаль стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, в городе впоследствии не оказалось богатых и бедных кварталов. Сейчас улицами в Венеции служат 150 каналов.


Конечно же в Венеции основными жителями города были не только строители, но и рыбаки, корабелы, торговцы - город то на воде. Основной вид транспорта лодки да корабли. Что бы обезопасить себя от незваных гостей, каналы на ночь перекрывались цепями. Но с каждым городом город креп, креп и его флот, и уже скоро слава о безрассудных венецианцах покатилась по Адриатике и всему Средиземному морю. Венеция начала усиленно развиваться благодаря морской коммерции и термин "Венецианский купец" надолго вошёл в лексикон европейцев (да и азиатов тоже). А по ссылке пьеса Шекспира с одноимённым названием. Прочитав ее вы сможете понять что за фрукты были те самые купцы. :))


православие, история, Италия, путешествия, мои фото

Previous post Next post
Up