Италия-2015. День первый - самолёт. Италия-2015. День первый - Венеция-1. Италия-2015. День первый - Венеция-2. Италия-2015. День первый - Венеция-3. Италия-2015. День первый - Венеция-4. "Одна феечка спасалась на водах.
И спаслась-таки до смерти."
(с) А.Дукельский
И про гондолы. Про них нельзя не написать. :) Гондола такой же символ Венеции, как Эйфелева башня в Париже или Колизей в Риме.
Вообще это обычная гребная лодка, в бытность свою бывшая обыкновенным городским транспортом, так сказать прообраз маршрутного такси. Сейчас это одна из забав для туристов. Причем не такая уж и дешёвая, но кто ж откажется, побывав в Венеции, упустить возможность прокатиться на лодке по каналам.
Первые упоминания о гондоле датируются 1094 годом, когда дож Венеции Витале Фальера пожаловал некоторым жителям города хартию (персональное разрешение) на право строить гондолы. Старинные источники в полной мере описывают как выглядели эти лодки в далекие времена. Каждая деталь гондолы что-то символизировала. "В длину гондола имеет 11,05 метров, в ширину - 1,4 метра. Дно у гондолы плоское, киля нет. Форма у гондолы ассиметричная, левый борт на 24 сантиметра длиннее правого. Для уменьшения площади контакта с водой корма и нос подняты вверх. Такое положение даёт возможность гребцу ориентироваться в направлении движения." (с) Вики
Это правда не гондолы, но катерочки мне очень нра.
К слову, они разительно отличались от современных гондол, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день. По первой версии это было сделано по приказу старого дожа, чтобы прекратить слухи о том, что к его молодой жене по ночам приплывает мужчина в чёрной гондоле. По второй версии гондолы были перекрашены в чёрный цвет только в 1562 году, когда в городе свирепствовала чума и на гондолах перевозили тела умерших. Жители Венеции так привыкли к темным лодкам, что не стали менять их цвет.
Еще несколько десятков лет назад гондолы были оснащены деревянными кабинами, которые назывались «felze» и прикреплялись к центру корпуса. Такое сооружение воздвигалось на лодки в плохую погоду чтобы укрыть пассажиров от дождя, однако вскоре было признано ненужным: кабина мешала гондольерам видеть дорогу. На сегодняшний день волны Венецианской лагуны рассекают около полусотни гондол.
Современные гондолы одновременно похожи и не похожи. Мэрия Венеции определила стандарты, по которым изготавливаются лодки. Все они весят 400 килограмм и состоят из 280 частей, вырезанных из восьми разных видов дерева: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева. На изготовление одной гондолы может уйти порядка 500 часов, поэтому в год в Венеции становится лишь на 20 «черных лебедей» больше. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.
Первая женщина-гондольер получила лицензию на управление этим видом транспорта в 2010 году. Гондольеры всегда работают на собственных лодках, стоимость которых, к слову говоря, достаточно высока: от 25 до 75 тысяч евро.
Профессия гребца гондол передается от поколения к поколению, но кровных уз не хватит, чтобы подвозить туристов на красивой лодке. Чтобы получить специальную лицензию необходимо пройти 9-месячное обучение на курсах гондольеров, а по их окончании сдать сложный экзамен. Лицензии на работу гондольером являются пожизненными. Если гондольер умирает, лицензия передается законному наследнику, который, однако, может ее продать.
В Венеции работает 425 гондольеров. Это число неизменно. Не меняется оно и в тех случаях, когда кто-либо из них идет на пенсии или же принимаются на работу новые члены.
Об устройстве гондолы читаем в Вики: "Гондола имеет только одно весло, которое крепится в замке, называемом «форкола». Форкола имеет сложную конструкцию, которая позволяет менять положение весла для медленного движения лодки вперёд, быстрой мощной гребли, поворота и вращения лодки, гребли назад и замедления хода.
Нос гондолы защищён железным набалдашником - ферро, который в то же время действует как противовес находящемуся на другом конце гондольеру. При помощи ферро определяют возможность прохода под мостом и высоту моста." - (с) Википедия
Профессия гондольера - большой физический труд. Рабочий день обычно длится 15 часов. Гондольер не только виртуозно управляет гондолой, он также ублажает туристов историями. Гондольер знает о Венеции все - о палаццо и площадях, мостах и каналах.
У гондольеров даже есть собственный, уникальный вид песен, которые называются баркарола. Жаль, что в наш приезд так и не удалось услышать баркароллу, но ничего, мы люди терпеливые - обязательно дождёмся. Вообще правильно произносить гОндола, а не гондОла. В России ударение гондОла возникло благодаря поэзии. Удобнее рифмовать было: гондола - баркарола.
Ежегодно в первое воскресенье сентября в Венеции проводится Историческая регата (Regata Storica). И перед соревнованиями обязательно проводится парад гондол. А после парада проводится соревнование гондольеров. Дистанция гонки составляет 7 километров. Каждый остров или район считают своим долгом выставить лодки на соревнование. Наверное это зрелищное представление, но мы были в начале лета, так что можем себе только вообразить.
На гондоле мы не катались, увы... У нас были другие планы при ограниченном количестве времени. Мы отправились паломничать по храмам.