Италия-2015. День первый - Венеция-4.

Jul 17, 2015 01:07

Италия-2015. День первый - самолёт.
Италия-2015. День первый - Венеция-1.
Италия-2015. День первый - Венеция-2.
Италия-2015. День первый - Венеция-3.

"Одна феечка два раза в день являлась
эталоном честности, один раз в день эталоном добродетели
и целый час - просто эталоном."
(с) А.Дукельский
Итак, Сан-Марко, самый величественный, самый роскошный собор Венеции. Относительно самого красивого, пожалуй промолчу, на вкус и цвет, сами знаете, все фломастеры разные, но не без этого... На данный момент Сан-Марко является ещё и самым главным собором Венеции, т.е. кафедральным.
Параллельно он еще и собор-музей, куда можно попасть с экскурсией. А можно и без - виртуально, через вот этот сайт.
В небольшой по размерам Венеции расположено более 150 церквей. Это самая большая плотность в Европе, да и пожалуй во всем мире. А теперь представьте сколько шедевров искусства находятся в городских храмах. И сколько приезжает туристов в город? Ну и как не сделать небольшой бизнес на всем этом. Да никак! :)) Конечно же делают.




Вход во все церкви стоит одинаково - 3 евро. В каждом храме можно бесплатно взять подробную схему с указанием всех содержащихся в нем произведений искусства - как правило у служителя на входе. Но для особых ценителей прекрасного есть единый билет системы Чорус (Chorus). Чорус - это венецианская ассоциация охраны и поддержания архитектурного и художественного наследия церквей. Единый билет стоит 10 евро, продается в кассах всех входящих в систему церквей, дает право обойти их по одному разу и действует в течение года.


Поскольку на Венецию нам был отведён только один день,то Чорусом мы не воспользовались, да и вообще вошли в собор со стороны служебного входа. Нас уже ждали. Ибо мы не совсем экскурсанты, а паломники. А к паломникам у итальянцам отношение особое, уважительное.


Я небольшой знаток в архитектуре, поэтому небольшой кусочек из википедии, что бы особо не умничать:
"Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен."


Всё дело в том,что до 1807 года Сан-Марко был не кафедральным собором, а капеллой при дворце Дожей. Т.е.говоря по русски "домовым храмом" при дворце правителя Венеции. Вот на фото справа кусочек дворца Дожей -балкон с характерными "венецианскими окнами". А слева уже собор. Между ними коридор-переход, что бы не выходить на улицу, да зарешеченное окошко - посмотреть нет ли там заговорщиков под стенами (шутка).


Главной святыней собора являются мощи евангелиста Марка. По преданию Марк был учеником апостола Петра. То, что он изложил в своём труде, в Евангелии, это слышанное от апостола Петра, как своего учителя. Евангелие от Марка предназначалось прежде всего для христиан языческого происхождения, а не для христиан-евреев. Историки говорят об этом, опираясь на анализ текста. Например многие арамейские выражения (разговорный язык в Иерусалиме того времени) переведены на греческий язык, разъяснены некоторые обычаи и обряды, связанных с иудаизмом, что, разумеется, было бы излишним для иудео-христиан.


Свои проповеди апостол Марк говорил на Кипре, в Малой Азии, в Риме, но апогей просветительской деятельности был им достигнут в Африке, в Египте. Там он основал христианскую Церковь. Ту самую, которая понимается с большой буквы. Там же в Александрии он стал первым епископом. Там же спустя годы он скончался, когда его язычники влекли на судище. Его мощи хранились в этом городе до 9 века.


Прошло время, и место язычников стали занимать мусульмане, для которых человеческая жизнь христиан была малоценна, не говоря уже о каких то там усопших телах. Тогда венецианские купцы решили вывезти мощи к себе на родину, что бы они не были осквернены. По преданию, они спрятали их в большую корзину, накрыв сверху тушами свиней. Когда сарацины, проверяя товары на корабле, увидели свинину, то не пожелали прикоснуться к корзине.
Собственно об этом факте и говорит нам эта фреска. Корзина слева.


Так, венецианскими купцами Буоно и Рустико, 31 января 829 года мощи евангелиста были доставлены в Венецию.
В честь этого события и заложили собор. По легенде, во времена оны "возвращавшийся морем проповедник христианства евангелист Марк был застигнут бурей, и спасся на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне ему явился ангел и предрек, что именно здесь апостолу Марку суждено обрести вечный покой."
Вот спустя годы апостол Марк стал покровителем Венеции, а крылатый лев стал символом города.


Внутри собора мы стремительно перемещаемся во времени и попадаем в расцвет Византийской империи. Храм является достаточно точной копией собора Двенадцати Апостолов в Константинополе. Какое то совершенно необъяснимое чувство испытываешь глядя на эти стены и колонны - понимаешь, что Церковь вечна. Что были люди до нас, которые жили и молились, и будут люди после нас, обязательно будут(!) - и будут вот точно так думать о нас... Что эта преемственность в молитве держит мир. Мысли хоть и высокопарные, но глядя на эту сдержанную красоту, понимаешь, что это правда.


Мы ныряем в самую толщу веков, и перед глазами не суматошные итальянцы на службе в соборе, а степенные русские лица. Словно и не Византия это, а София Киевская или Успенский собор московского кремля. Места намоленные и святые для православного человека. И хоть Сан-Марко католический храм, но благодать перекрывает все нестыковки нынешнего положения вещей. Ведь мы благоговейно относимся к святыням и святым, которые были на заре нашей общей христианской жизни (до разделения церквей).


Мощи апостола Марка лежат за этой ажурной решёткой. Они подспудом. Приложится к ним тактильно было нельзя. Так что мы тихонько помолились в храме, особо не привлекая к себе внимание прочих экскурсантов,т.к находились в отгороженной немузейной зоне.


Над главным алтарем установлен настоящий средневековый ювелирный шедевр - Пала Доро ("Золотой образ").
Золотой алтарь создавался почти пятьсот лет - в четыре этапа.
Это панно 3,3 метра на 2,5 метра, на котором около 250 миниатюр. В 1204 году, во время Четвертого Крестового похода, миниатюры этого алтаря были похищены из монастыря Христа Вседержителя в Константинополе. Впоследствии венецианский правитель заказал у византийских мастеров еще какое-то количество миниатюр - эмалевые изображения, на которых изображены сцены из Нового Завета и эпизоды из жизни св.Марка, обрамляющие три стороны алтаря. А эмалевые изображения, находящиеся вокруг центральной части алтари более позднего периода.
Он поворачивается вокруг своей оси. Его можно и нужно долго рассматривать, и я постараюсь сделать о нём отдельный пост - он стоит того. До середины 20-го века доступ к этому шедевру ювелирного искусства был закрыт. Сейчас он находится в алтаре, и туда пускают группы по особому разрешению.


Вообще храм - копилка христианских сокровищ. Начиная от строительного материала, вывезенного из Византии и Палестины и Малой Азии: колонн, скульптур, мозаик, икон, до мощей святых угодников. Чего только не привозили в качестве военных и финансовых трофеев предприимчивые венецианцы. Строительство храма продолжалось несколько столетий, и каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик собора, украшало, обогащало его. Капитанам всех венецианских кораблей приказали привозить из дальних стран все, "что могло украсить собор и содействовать его славе и величию".
На фото справа огромное епископское кресло.


О соборе можно говорить долго, потому что любая деталь там - это целая история. А уж если рассматривать фрески, да сюжеты на них, то можно и ход времени потерять. А нам же предстояло еще осмотреть изрядную часть Венеции, да побывать в других славных храма города. Не во всех конечно, а в тех, которые были заявлены у нас по программе. Так что полюбовавшись прекрасным творением, мы вышли на божий свет и отправились в пешее путешествие по маленьким улочкам.


Да, и ещё пара секунд. Про крылатого льва.
В Священном писании, в Ветхом завете, в видении пророка Иезекииля, есть некое четырёх-образное существо (Тетраморф - по гречески), которое является стражем четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.
Это единое крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла.
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и формой их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
Матфей (ангел) - Человеческая природа Христа, его воплощение.
Марк (лев) - Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых.
Лука (бык) - Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва.
Иоанн (орёл) -Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне.

Запомнить кто из них кто, я пока не в состоянии. Вот только выучила Марка. :) Крылатый лев. Он же символ Венецианского кинофестиваля.

православие, Италия, путешествия, мои фото

Previous post Next post
Up