ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Путеводитель, написанный на бегу

Dec 26, 2012 22:23

Милые читатели! Сегодня я наконец перестаю мучить вас "Осетинскими этюдами" и перехожу к сугубо практической части путешествий по Иристону, с упором на "хардкорную", южную его часть. По материалам поездки на стыке сентября и октября этого года будут Транскавказская автомагистраль, Цхинвал, самое интересное в республике ущелье и кое-что ещё - лаваш, вино и прочие маленькие радости. Скорее всего, получится немногословно, субъективно, и без повсеместно доступной справочной информации, потому что именно так всё и задумывалось. ) Буду рад советам, дополнениям и прочему конструктиву, который превратит мой занудный монолог в небезынтересный интерактивчик. Да, ещё весьма приветствую репосты и цитирование со ссылками.

Но сначала, как обычно, карта. Рассказывать про Кавказ без неё туго, ибо... ну, вы понимаете. )



Карта Алана Цуциева чётко объясняет положение дел на Северном Кавказе и в Закавказье.

Сегодняшняя Южная Осетия, если в двух словах, это...

...Неуместно суровая граница с северным соседом, наглухо затонированные иномарки вперемешку с автораритетами советских времён, убитые дороги, восстановительный бум в столице, тысячи рабочих со всего Юга России и - руины грузинских сёл по соседству. Пережившее две войны уютное захолустье с признаками то ли протектората большой страны, то ли её окраины. Всегдашние расслабленность и радушие местных и, конечно, неописуемые красоты в горах. В общем, весьма интересное направление независимо от того, были ли вы на Кавказе раньше.

1.



Виза не нужна никому. Россияне - по большей части жители Северной Осетии - ездят в республику исключительно по внутренним паспортам.

Иностранцам из ближнего и дальнего зарубежья стоит отослать паспортные данные и информацию о цели визита (например, полазить по горам) в югоосетинское Минкультуры и туризма. Сделать это можно, обратившись в Минкультуры РСО-Алания во Владикавказе, откуда они отправят запрос коллегам с Юга. Ехать без этого согласования можно, но исключительно наудачу, поскольку на въезде в республику югоосетинские пограничники проверяют далеко не все машины.

Штампов о пребывании в ЮО ждать не стоит - их просто нет. Максимум, что можно заполучить в коллекцию, - это отметки российского КПП «Нижний Зарамаг», косвенное свидетельство о посещении частично признанной республики. Российские пограничники ставят их неохотно («разве ж это заграница?»), но, если попросить, нет ничего невозможного. )

2.



Правда, при наличии «Зарамага» в загранпаспорте придётся отказаться от поездок в Грузию, чтобы там не арестовали за путешествия по «оккупированным территориям». Мораль такова: если вы россиянин, берите в Южную Осетию внутренний паспорт, а в Грузию - заграничный, без всяких "Зарамагов", и будет вам счастье.


Заброска.

Туда: автобус Москва - Владикавказ (далее - на Тбилиси и Ереван, компания «Сплайн-транс», +7-925-50-77-888 и +7-495-50-77-888). Отправление из Москвы - 17:30 (ср и сб), Рязанский пер., 13 стр. 1 (5-10 мин. пешком от Казанского вокзала). Прибытие во Владикавказ - 20:00 (чт и вс). Время в пути - 26,5 часа. Билет - 2,500 р. за сидячее место, лежачих нет. Приобретать билеты можно за 45 дней до отъезда.

Альтернатива: автобус Москва (автовокзал у метро «Щёлковская») - Владикавказ (главный автовокзал, он же Архонский). Ходит по нечётным (?) дням. Отправление из столицы в 17:00, прибытие на конечный пункт - в 22:30 следующего дня (через Пятигорск). Билет - 2,350 р., багаж - 200 р. В пути - 29,5 часа.

Другая альтернатива - ежедневный поезд номер 34 («Осетия») Москва-Казанская - Владикавказ. В пути ~ 36 часов.

3.


Поезд Москва - Владикавказ на станции "Беслан".

Обратно: автобус Владикавказ (главный, он же Архонский автовокзал) - Москва (автовокзал на «Щёлковской»), по нечётным, 12:00 - 19:30 следующего дня, в пути 27,5 часа. 2,500 р.

Внутренние перемещения.

Владикавказ (- Алагир) - Цхинвал (автобусом, на такси или автостопом).

Автобусы - преимущественно новые белые «Хёндайчики» из тех, что работают на внутриреспубликанских рейсах в Северной Осетии.

4.



Место старта - Архонский автовокзал, отправление почти каждый час с 9:00 до 16:00, билет стоит 260 р. (обратно - почему-то 200 р.), время в пути - 3,5 часа с учётом прохождения границы.

5.


В расписании дальних автобусов из Владикавказа есть и московский рейс, и даже "заграничные" - в Южную Осетию и Абхазию.

Стоимость билета одинакова, едете ли вы из "Владика" в Цхинвал или выходите где-нибудь в Верхнем Руке или Джаве. (Впрочем, на цхинвальской автостанции можно договориться о «снисхождении» и проехать, скажем, до Нижнего Рука за адекватные 100 р.)

Такси: 1600 р./машина; четыре человека по 400 р. с каждого.  Расценки верны как для «Владика», так и для Цхинвала.

6.


Южная Осетия. Такси (с московскими номерами) на подъезде к южному порталу Рокского тоннеля.

…После пересечения границы не забудьте снять Рокский тоннель и панораму с серпантином, которая открывается на выезде из южного портала! Честное слово, она ошеломляет.

7.


Рокский тоннель между двумя Осетиями. Сентябрь 2012.

8.


Вид на Южную Осетию на выезде из южного же портала Рокского тоннеля. Сентябрь 2012 года.

========
Начало путеводителя (эта публикация).
Цхинвал, общие впечатления
Цхинвал, достопримечательности
Цхинвал, транспорт
Цхинвал, гостиницы и мобильная связь
Цхинвал, гостинцы
Окрестности Цхинвала, разрушенные грузинские сёла
Южная Осетия, ущелье Белых Туальцев

Путеводители, Кавказ и Закавказье, Северная Осетия, Южная Осетия, Непризнанные государства, Грузия

Previous post Next post
Up