Первая исследовательская поездка в Южную Осетию заканчивается. Следующая состоится через 11 лет, уже после второй войны, и "прорастёт" в этом журнал не большими эмоциональными рассказами, а короткими суровыми заметками в стиле "что увидеть, где поспать и как не опьянеть во время застолья". ) Фотографий будет больше, и они будут чертовски красивы. Ну, или во всяком случае не без колорита. ) Вслед за Южной Осетией-2012 будут Чечня и Ингушетия того же года. Впрочем, одним Кавказом дело не ограничится, так что следите за развитием. ;-)
Прощай? Нет, до свидания! 29 марта, Владикавказ.
Я, конечно, вернусь, Весь в друзьях и мечтах, -
продекламировал я дома перед отъездом. Судьба мудро пошутила в ответ: по её воле эти две строчки оказались пророческими. Нет, случайность и "розовые очки" тут не при чем - с Кавказа все возвращаются такими. Все, кто приезжает сюда с миром и по своей воле.
- Хозяюшка, я в четвёртый! - На ходу отдаю проводнице билет и пробираюсь к заветной верхней полке плацкартного вагона. Странное состояние "Почти Дома" продлится почти 36 часов - именно столько "Осетия" идёт до Москвы. Дорожная программа максимально проста: спать, спать, СПА-АТЬ!!! Долго, беспробудно, добирая то, что сознательно недоспал на охоте за впечатлениями.
За окном вагона мелкий дождь - такой же, как под Наром ровно пять дней назад. Мне кажется, он шепчет о расставании. Не будем прощаться, Осетия, ладно? Бог даст - ещё свидимся. Летом или зимой - всё равно, ведь теперь у меня есть нымат худ, осетинская шляпа из войлока, на память от новых друзей. Если же нет - я увожу частичку твоей теплоты в своём сердце. Всегда буду благодарен за такой щедрый подарок. А как усвоил твой урок гостеприимства, проверю по приезде на друзьях. Разумеется, в роли хозяина.
Резкое движение зажигалкой - и пробка от "Дарьяла" со звуком выстрела отправляется в полёт.
- Ты смотри, прям как шампанское! - изумляется Сослан, мой сосед по купе. Осетия - его малая родина, а в Москву он едет гостить.
Состав резко дёрнулся и покатился из весны в зиму. Я молча передаю Сослану пиво. Он делает глоток и лукаво прищуривается:
- А за что пьём-то?
- За всех за нас, за весь Кавказ! - вспоминаю я усвоенный на ТрансКАМе универсальный тост.
Мы оба хохочем.
Алагир - Рокский тоннель - Дзау - Цхинвал - Знаур - Владикавказ - Москва - Жуковский, апрель-декабрь 2001 г.