КИРГИЗИЯ, Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная)

Dec 31, 2014 17:07



Конное регби с тушей козла

Празднование в его третьей, кочевнической ипостаси проходило на ипподроме в селе Толойкен к югу от города. Официально оно называлось финалом чемпионата Юга Киргизии по кок-бору. За звание сильнейшей боролись четыре команды - из Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей, а также из самого Оша.



Происходившее вокруг ипподрома напоминало стан ордынского войска. Тут и там готовили плов...
1.


...рядом подкреплялись батыры в шапках наподобие башкирских и с плетьми-камчами за голенищами.
2.


3.


Другие батыры, тоже в шапках и с камчами, вели своих скакунов на поле битвы, с силой удерживая их под уздцы.
4.


Вслед за всадниками шли болельщики - мужчины от пяти до ста пяти лет.
5.


6.


7.


Пешие и автомобильные рассаживались на трибунах, конные занимали места на господствующей высоте. )
8.


Кое-где были разбиты юрты, обитатели которых готовились поддержать любимую команду, попивая чай и, вероятно, ещё что покрепче. ))
9.


Повсюду чувствовалась неукротимая сила, известная ещё с первобытной эпохи. Конь - крылья человека… Десятки и сотни поколений мужчин, не мысливших себя без коня ни на войне, ни на охоте…
10.


Кстати, название «кок-бору» связано как раз с охотничьими трофеями: в переводе с киргизского оно означает «серый волк». Эта старинная игра известна не только среди киргизов, но и среди казахов, таджиков, узбеков, башкир, татар.
11.


В Средней Азии кок-бору популярен настолько, что его изучают в спортшколах и регулярно устраивают состязания. Есть даже международная федерация этого вида спорта со штаб-квартирой в Бишкеке.
12.


В древности, возвращаясь с охоты, кочевники соревновались между собой, кто первым доберётся до родного селения с добычей. Сейчас всадники борются за тушу не волка, а козла. Этот «снаряд» весом от тридцати до пятидесяти кило забрасывают на середину поля.
13.


Каждой команде надо захватить тушу, удержать её в борьбе и забросить в «казан», то есть в ворота соперника.
14.


15.


16.


17.


Первоначально это была не совсем игра, а, скорее, подготовка для будущих воинов - они нарабатывали умение сражаться в седле. Иногда в игре участвовали сотни и даже тысячи наездников, а длилось такое состязание целый день.

В наши дни в каждой команде участвуют 10 всадников, но одновременно на поле выходят, как правило, лишь по четыре джигита.
18.


Игра состоит из двух таймов по 20 минут каждый. По узким сторонам поля 200 на 80 метров располагается тот самый «казан» - котёл высотой метра в полтора, сделанный из глины и автопокрышек.
19.


За игрой следят судьи, сами опытные всадники. Они смотрят, чтобы соперники не били и не таранили друг друга, и приостанавливают состязания, если кто-то падает из седла.
20.


…Кто тогда стал чемпионом, я так и не запомнил. Кажется, всё получилось, как и в обычной жизни на киргизском Юге: в лучшие выбился Ош, вторыми с минимальным отрывом стали джалалабадцы. За тех и других на ипподроме болели сотни и тысячи. И только, наверно, одного человека не интересовал результат игры. Этим человеком был я.

Другое дело - сама игра! С моей одежды при малейшем похлопывании разлеталась пыль с поля сражения, замешанная с адреналином кровь колотила в виски безудержно и сильно, перед глазами всё ещё проносились оскаленные морды жеребцов, а в ушах до вечера стояли гортанные крики и топот копыт.

Вместо заключения

Проснувшись в ошском хостеле далеко за полночь, я задумался о продолжении «банкета» и пополнении новрузной «коллекции». Афганский Туркестан? Иракские курды? Иншалла*. Но лучше попозже - сейчас там уж очень беспокойно. Тогда где? Может, Дагестан? Точно - и от Москвы недалеко, и языкового барьера нет.

В Махачкале каждый раз на весеннее равноденствие лезгины и лакцы жгут костры, а самые отчаянные забираются на гору Тарки-Тау, чтобы запустить со склона горящие автопокрышки. Но самые интересные гуляния проходят, конечно, в горных аулах. Добраться - дело простое, было бы желание.

Я завязал узелок на память и наконец уснул со спокойной совестью. )))

==============
* Арабск. «Если Бог даст», «если будет воля Аллаха».

Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть вторая).
Ош. Три лика Новруза (часть первая).
Узбекистан. Волшебная глина Риштана.
Ош. Ножи усто Бахрама.
Средняя Азия. Разговоры.
Киргизия. На полях и мимоходом.
Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей.
Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие.
Ош. Локальная топонимика от А до Х.
Ош. Дворы моего детства.
Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце.
"Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги.
Alea jacta est: Москва - Ош.

Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги.
Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)

Новруз, Ош, Средняя Азия, Киргизия, Ферганская долина, Для будущей книги, Фоторассказы

Previous post Next post
Up