Хип-хоп и фламенко у ног вождя
С рассветом город пустеет - все либо спят после
варки сумолока, либо как-то незаметно отмечают дома. Сквозь густой, айранной плотности туман неловко пробиваются очертания хрущёвок, и лишь вершины Сулейман-горы парят над этим белым маревом. Ветер пошевеливает растяжку с надписью по-русски: «Ликует мир, встречая Нооруз!». Робкое солнце пытается пробиться сквозь облака, но получается не очень - свет очень мягкий, никто даже не отбрасывает тени.
Ошане потихоньку собираются на площади Ленина. Между мэрией и огромной статуей вождя там скоро начнётся представление, которое в городе любят больше концертов на День города и День независимости вместе взятые. Это же Новруз, точнее праздник в его второй, всеюжнокиргизской ипостаси.
На площади я делаю несколько кадров дальнобойным объективом. Вот народ накапливается у мэрии...
1.
2.
Милиция бдит у кремлёвской стены в ближайшем проулке, точь-в-точь как в Москве...
3.
Вот пассионарный Ильич и сцена у подножия памятника…
4.
Детский ансамбль в смешных костюмах коней и аистов…
5.
Киргизские папы с маленькими наследниками, те и другие - в одинаковых белых колпаках…
6.
- Уважаемый, что вы снимаете? Покажите документы! - В мою сторону уже бежит сотрудник в штатском. Дотошно изучает паспорт: «Хм… Россия - это хорошо, мы друзья. Но почему у вас столько узбекских штампов? Мы с ними, знаете, не очень…»
По законам жанра, следующие минут десять провожу в обществе «духовных детей» товарища Дзержинского. Впрочем, они не злы и мурыжить «иностранца» не собираются: «Сами понимаете, служба. Добро пожаловать в Кыргызстан, и с праздником вас!»
Дальше начинался собственно концерт - большой, интересный и пёстрый.
7.
8.
9.
Кавээнщиков со скетчами на киргизском сменяли юные феи с восточными танцами.
10.
11.
12.
Мальчуганы в косоворотках и девочки в сарафанах танцевали кадриль, а их более «западные» однокашники - вальс и аргентинское танго.
13.
14.
Ребята с железными суставами отжигали под хип-хоп, а луноликие дочери Манаса самозабвенно исполняли фламенко.
15.
16.
Пожилая звезда оперы пела серенаду, обращаясь к трибуне с отцами города и тремя консулами - российским, китайским и казахстанским.
17.
«Под занавес» двухчасового представления выходит Хозяйка-Весна в образе зрелой красивой женщины. По обычаю, именно она делает «алас-алас» - окуривает гостей дымом арчи, очищая от болезней и отгоняя злых духов.
18.
(Кстати, абсолютно такие же манипуляции проводят и ошские цыганки-люли, зарабатывающие этим обрядом на водителях маршруток (на фото 19), и чумазые
«бачата» на улицах Кабула.)
19.
20.
После окуривания на площади появляется казан с сумолоком, который на колёсиках подвозят к отцам и генконсулам в качестве угощения. Пока казан едет свои несколько метров, герои легенды о Новрузе вслед за Весной пробуют кушанье, антисанитарно запуская в него мизинцы и облизывая их.
21.
22.
23.
Мой «телевик» ещё раз привлекает внимание, на этот раз коллег по цеху. Слово за слово - и ошские телевизионщики и газетчики зовут на продолжение праздника.
24.
- После концерта собираемся здесь же, на площади под флагом, и едем на кок-бору! Вы, конечно, с нами?
Право, о лучшем раскладе и не мечталось.
Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная). Ош. Три лика Новруза (часть первая). Ош. Ножи усто Бахрама. Средняя Азия. Разговоры. Киргизия. На полях и мимоходом. Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей. Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие. Ош. Локальная топонимика от А до Х.
Ош. Дворы моего детства. Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце. "Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги. Alea jacta est: Москва - Ош. Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги. Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)