...Последние минуты дома, кальян и мамины сырники на дорожку. В электричке на Москву мужик с саксофоном задушевно выводит «Бесаме мучо». За окном - яркое закатное солнце на бледнеющем мартовском небе. Стоят ясные морозные дни, совсем как в поговорке про трое порток.) Для ранней московской весны я одет совсем не по погоде - настраиваюсь на тепло Оша, Андижана и Термеза. Вперёд, просветляться и отогреваться - и душой, и телом!
***Ош. Весна на дворе, узорчатые войлочные колпаки на базаре, почти вся Ферганская долина с Сулеймановой горы, хмельной привкус бузы во рту и лепёшка-солнце в рюкзаке... Целый день в городе, очарованы и покорены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наша крыша над головой - переделанная под хостел трёхкомнатная квартира в блочной четырёхэтажке брежневских времён. Дом находится на одной из главных улиц среди таких же себе подобных, весьма успешно окишлаченных за последние лет двадцать. Петухи на соседских балконах распевают так, что отпадает всякая надобность в будильнике. Если вы спите совсем уж крепко, непременно разбудят деревенские тётушки, которые ходят по дворам с домашним кумысом и творогом, рекламируя свою снедь так, что слышно, наверно, даже в Узбекистане.
***
От Оша до границы - всего пять километров. Узбекские таможенники на киргизской границе, посмотрев на моё фото в паспорте, обрадовали нетривиальным вопросом:
- У Вас борода, потому что Вы в церковь ходите, или это просто имидж такой?
7.
***
Коканд, Ферганская долина, Узбекистан. Типичный диалог при встрече:
- Вы откуда к нам пришли?
- Из Подмосковья.
- А, Россия! Откуда Подмосковье - Тула, Брянск, Рязань?
- Не, Московская область.
- А-а, Подмосква! А город какой?
8.
***
А вот афористичная фраза-одиночка, услышанная от одного узбекского водителя-дальнобойщика. Помимо всего прочего (уклад жизни, менталитет и т.д.) она объясняет, почему узбеки-мужчины знают русский язык гораздо лучше, чем их мамы, сёстры, жёны и дочери.
Вот этот перл:
- Мужик Россия деньги работает, баба дома сидит!
9.
***
Ташкент. Разговор с афганским консулом по поводу визы окончился по-восточному витиеватым отказом. Дескать, лавочку с беспрепятственной выдачей виз прикрыли два месяца назад и потому неплохо бы принести бумагу из российского посольства: просим уважаемого посла Исламской Республики Афганистан выдать визу двум гражданам Российской Федерации. В посольстве РФ над этим откровенно посмеялись, назвали самодеятельностью и выдавать какие-либо бумаги отказались. Короче говоря, Навруз будем встречать в Узбекистане. Но разве это упущение?
***
Cамарканд. Милиционеры, дежурящие на площади Регистан, держат бизнес, который пользуется спросом всегда - предлагают туристам забраться на один из минаретов медресе Улугбека. Цена вопроса - 10 тыщ сумов (около 100 рублей); если поторговаться, может выйти и за семь. С высоты видны соседние регистанские медресе Тилля-Кори и Шер-Дор, и мечеть Биби-Ханым, и старый-престарый мавзолей Рухабад, и гробница Тамерлана - Гур-Эмир, и русский православный собор, и горы на горизонте.
10.
11.
12.
13.
14.
***
Самарканд, петушиные бои. (Наводка для чьего-нибудь фоторепортажа. Информация от хозяина гостиницы «Bahodir B&B».)
Итак, когда? Каждое воскресенье и, конечно же, на Навруз.
Где? В районе текстильной фабрики. Там для пернатых гладиаторов устроена арена с песком. Об этом месте знают все в городе, добраться туда не проблема. (Из центра в сторону текстильной фабрики ходит городской автобус.)
Как? На бои пускают всех, посторонних тут не бывает. Вход символически платный - 2 тысячи сумов (около 20 рублей). Деньги от «входных билетов», а также от ставок, которые зрители делают на бойцов, идут на гонорары победителям и их хозяевам.
***
Навруз байрамингиз муборак болсин! С наступающим Новым годом! Нет, я не повредился разумом и не напутал с датой - НГ действительно скоро, правда по зороастрийской традиции. В Иране, Афганистане, во всей Средней Азии, Казахстане, Азербайджане и Курдистане началом года издавна считали день весеннего равноденствия. Навруз, новый день. В Самарканде его празднуют уже сегодня. И я там был, чай пил и сумалак ел. )))
15.
16.
17.
18.
19.
20.
***
Город Термез, КПП «Айритом», мост Дружбы - ворота в Афганистан.
С «нашей» стороны вдоль берега выстроились сторожевые вышки. С афганской высоко в небе завис натовский дирижопель с камерой наблюдения. Афганское селение Хайратон от узбекского «Айритома» отделяет широкая река Аму-Дарья. В этот пасмурный день вода в ней молочно-серого оттенка, а над водой поднимается туманная дымка.
Почти девять лет назад, осенью 2004-го, я фотографировал Мост с афганского берега, прячась за тушу невесть когда подбитого бэтэра. Сейчас довелось увидеть Мост поближе, правда ценой сурового разговора с узбекскими стражами границы.
21.
Афганистан, провинция Балх, Хайратон. Вид на Аму-Дарью и узбекскую границу. Фото 2004 года.
***
Бухара. Долгий промозглый дождь закончился, наступил Навруз, всё вокруг расцвело улыбками. Повсюду гуляет народ, везде слышна знакомая - русская и таджикская - речь.
Город гораздо более компактный и гораздо более атмосферный, чем Самарканд - отмарафеченные памятники архитектуры соседствуют с узкими кривыми улочками, а понтовые гостиницы - с домами за высокими глиняными заборами с резными деревянными дверьми. Дверей такое разнообразие, что собрал целую фотоколлекцию.
Уют и умиротворение...
22.
23.
24.
25.
26.
Дверь медресе Мири-Араб.
Все, с кем довелось в Узбекистане поговорить о Наврузе, убеждены, что это мусульманский праздник. ) Обычно в этот день идёт дождь, но люди не ропщут, считая это благословением от Аллаха.
***
Предрассветная Хива со стен крепости Ичан-Кала впечатлила не меньше Иерусалима с Масличной горы, при всех различиях в географии и атмосфере.
27.
28.
***
Хива. Девиз суфийского ордена «накшбандия»: Сердце - для Бога, руки - для работы.
29.
***
Автостопный рывок Ташкент - Андижан - киргизская граница. Приехали поздним вечером, уткнулись в закрытые ворота, ночевали в ближайшем кишлаке с бесхитростным названием Новая Фергана. Наутро ели плов с ташкентскими дальнобойщиками и со знанием дела объясняли таможне, что купленное пару дней назад сюзане было сшито всего лишь в 80-м году и, следовательно, может быть вывезено без ущерба для узбекского государства.
***
Снова добрый, тёплый и шумный Ош. Снова базар и, по только что устоявшейся традиции, буза из полулитровой пиалы под одобрительные комментарии местных. Розовый рис в Узгене, там же - минарет 12-го века по соседству с памятниками Ленину, землякам-«афганцам» и батырам Социалистического Труда.
30.
31.
32.
33.
Закат на Сулейман-горе в Оше, второй раз за две недели. Билет домой - на завтра, шесть утра. Круг замкнулся, путешествие заканчивается...
34.