sd3

Сборная прогулка по МОЖД (2005-2015 гг.)

Aug 24, 2015 02:35


11 часть, дополнительная. Депо Лихоборы





Паровозное депо веерного типа Лихоборы (получило обозначение ТЧ-15) сооружено в комплексе Окружной в 1908 году. Было построено паровозное здание на 12 стойл, поворотный круг и малые мастерские. Также рядом возвели здание нефтекачки, кузницу и дом паровозных бригад.

Впоследствии веер был достроен справа до 17 стойл. Викимапия сообщает также, что в 1920-е годы был построен рядом с первым второй веер. Пути к нему не сохранились. В 1960-е в нём ремонтировали передвижные дизельные электростанции.

Первыми локомотивами на Окружной стали паровозы серии ОВ (Основной грузовой паровоз). К моменту поступления на МОЖД они уже начали устаревать, их не направляли больше на дороги и в дальнейшем передавали только на промышленные предприятия для маневровой работы. Не смотря на это серия ОВ надолго осталась основным типом локомотивов Окружной.

"В 1910-1911, 1914 на Невском заводе были изготовлены паровозы ЪН типа 1-4-1. Всего было построено 14 паровозов. Паровозы были заказаны для Московско-Окружной линии и Юго-Западных железных дорог. Во время постройки Московско-окружной дороги Невскому заводу заказаны 6 танк-паровозов с нефтяным отоплением." ©wikipedia

В 1930-е годы началась замена маломощных ОВ вдвое более мощными паровозами серии Э, а после войны на дорогу поступили паровозы СО, они в свою очередь уже были значительно мощнее серии Э, которая переводилась на станционную маневровую работу. С 1956 года на Окружную стали прибывать первые тепловозы и к 1958 году паровозный парк был полностью заменён тепловозной тягой. Первыми появились ТЭ2, затем постепенно их сменили ТЭ3, которые проработали вплоть до 80-х годов, когда их ресурс подошёл к концу.

С появлением тепловозов в депо был выстроен цех подъёмочного ремонта, вновь созданы отделения: дизельагрегатное, по ремонту тележек, аккумуляторное, топливной аппаратуры, ремонта компрессоров, построен стенд реостатных испытаний, ёмкости для слива и хранения топлива.

В середине 80-х годов тепловозы ТЭ3 стали заменять на новые 2М62У, а на маневровых работах использовались ЧМЭ3. В это время напротив старого корпуса мастерских построили ангар пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).

В разное время в приписном парке депо Лихоборы находились тепловозы: ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭМ1, ТЭМ2, уникальные ТЭМ4, ЧМЭ3, 2М62 и модификации.

Сейчас депо обслуживает МОЖД, а также выполняет вывозную и маневровую работу на различных станциях московского узла. "К депо приписано 138 тепловозов различных модификаций (в основном ЧМЭ3 и 2М62У), в том числе пять тепловозов новых серий (ТЭМ ТМХ) с электронным управлением, четыре автомотрисы (АЧ2). Локомотивы депо обеспечивают не только грузовую деятельность на Малом кольце, направлениях на Вековку, Серпухов и Волоколамск, но и хозяйственное движение, путевые работы, деятельность ПМС. В штате депо 342 машиниста теплотяги и 100 их помощников."
©Гудок, Выпуск №48, 25.03.2015

Все фотографии сделаны мной в июне 2015 г. Кроме двух. 9 лет назад я забрёл в депо, но фотографировать по-настоящему постеснялся - снял только от бедра несколько шпионских фото.



Вид на депо с Моста Михалковской улицы.
На этой фотографии: два пути слева - главные; левая ветка, из тех что идут в депо, - к путевому хозяйству; посередине ветка в ПТОЛ; справа пути, ведущие к старому веерному депо.
К лету этого года почти закончили пассажирскую платформу Коптево

Этой весной депо отрезАли от остального мира - перекладывали главные пути. Поменяли схему стрелок. После этих передряг депо выглядит каким-то малость оглушённым, полуживым. В связи с реконструкцией последние два года его лихорадит и о судьбе его больше разных слухов, чем ясности.



Пути к веерному депо. И здесь и на предыдущей фотографии можно видеть большое количество законсервированных локомотивов.
Фактически по всему депо они довольно плотно распиханы



Локомотивы в запасе. Такое впечатление, что в депо проводится некровыставка - "Уходящая тепловозная эпоха"

Теперь погуляем по депо:



Мемориальный паровоз выпуска 1920-х годов. Установлен тут год назад. Его предшественник, маневровый 9П, уехал в Орёл



Начнём осмотр с веера





Лет десять с небольшим назад на этих путях можно было застать иную смену поколений, в которой ещё участвовал один из первых локомотивов тепловозной эпохи - ТЭ2.
Теперь появились совсем новые локомотивы - маневровые тепловозы ТЭМ ТМХ



Поворотный круг депо



Эти локомотивы появились в депо два года назад, поступив сюда с Брянского завода















Становимся спиной к поворотному кругу и смотрим в сторону въездных путей со станции Лихоборы.
Здесь располагается стенд для реостатных испытаний тепловозов после ремонта





Эта же установка. Вид в сторону станции
(на Михалковском мосту засечён железнодорожный фанат)







Машка в тупике



Путь, проходящий мимо поворотного круга к пункту экипировки. Вид в сторону станции Лихоборы.
За мостом виднеется ангар с большим окном - это цех по ремонту контейнеров. Под окном ворота его подъездного пути

Контейнеры в Лихоборах начали ремонтировать с конца 50-х годов - сначала деревянные, потом и металлические. До этого момента здесь находилось вагоноремонтное депо.



Новые локомотивы



Пути в сторону пункта экипировки



Машка в тупике



Вид к поворотному кругу



Машка в тупике



Путь к пункту экипировки и далее, через тупик, - к цеху подъёмочного ремонта.
Справа сохранившееся историческое здание мастерских



Вид обратно, к поворотному кругу



Пункт технического обслуживания локомотивов



Тупик. Из него вправо уходят пути к цеху подъёмочного ремонта. В этот раз я его не снимал



Но если вернуться в 2006 год и обернуться через правое плечо, то вот он - цех подъёмочного ремонта



А здесь, левее упомянутого тупика, начинается путейское хозяйство (бывшая ПМС-52).
Самый левый путь отворачивает за административное здание и выходит к Окружной (я его показал в прошлой части).
Затем он проходит мимо главных путей и соединяется с боковыми путями бывшей станции Братцево

Передвижные механизированные станции (ПМС) как новый способ организации работ по быстрому и качественному капитальному ремонту пути начали появляться с начала 50-х годов. Путевая дорожная машинная станция (ПДМС) была создана в Лихоборах в 1952 г. Позже она стала называться ПМС-52, а слившись с Угрешской ПМС - Московской Окружной дистанцией пути (ПЧ-14).



Оглядываемся снова в сторону станции Лихоборы.
Слева историческое здание нефтекачки. Я слажал и не спросил вовремя, а теперь остаётся гадать, что там внутри.
Одни пишут, что пункт экипировки локомотивов водой и маслом, другие утверждают, что это пост централизации деповских путей.
Прямо - ПТОЛ



Июнь 2006 г.
Аналогично: нефтекачка и ПТОЛ

Кстати, я вот подумал, сравнивая эти снимки. Кроме очевидных несоответствий "нового" голубого цвета исторической архитектурной задумке, кроме того, что он просто неприятен, на нём ещё гораздо лучше видно всякую грязь и прочую обветшалость. Легенда гласит, что цвет появился случайно: В. Старостенко катался по Окружной на своей автомотрисе и как-то так просто ляпнул, походя. А подчинённые быстро подхватили и исполнили в кратчайшие сроки, недокрасив впрочем некоторые задние незаметные с дороги фасады.

Вообще, если об этом говорить, как ни странно, мне лично легче смириться как раз с окраской в новый цвет зданий (всё равно крашеный кирпич) нежели светофоров и другой аппаратуры СЦБ. Вот для меня самое ужасное именно эти пёстрые, торчащие, салатово-голубые светофоры. Они очень задевают моё эстетическое чувство, в сравнении с классической серой краской, которая обеспечивает железнодорожный пейзаж цельностью.



Справа рядом осуществляется экипировка дизельным топливом.
Тепловоз этот тоже законсервированный



...как и весь этот ряд



ПТОЛ



ПТОЛ. Вид со стороны станции Лихоборы



ПТОЛ. Вид со стороны станции Лихоборы



Вид в сторону станции Лихоборы. Пункт экипировки локомотивов сухим песком







Странное ощущение осталось от депо. Оно теперь больше похоже на музей.

-----------------------------------------------
Большое спасибо координатору Архнадзора Юрию Егорову и галерее "Ковчег" за организацию экскурсии по депо.

1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино
2 часть. Ростокино - Белокаменная - Черкизово
3 часть. Черкизово - Лефортово
4 часть. Лефортово - Андроновка
5 часть. Андроновка - Угрешская - Кожухово
6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы
7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня
8 часть. Пресня - Серебряный бор
9 часть. Серебряный бор - Братцево
10 часть. Братцево - Лихоборы
11 часть. Депо Лихоборы

Москва, МОЖД, ж/д краеведение, Ж/Д, Сериал, Краеведение Москвы

Previous post Next post
Up