Ну вот, пришло наконец время выложить мой монументальный трудЪ по Окружной дороге.
Теперь, когда Московская окружная железная дорога до неузнаваемости изменилась, я хочу вспомнить, какой она была, и устроить виртуальную прогулку, собранную из моих фотографий прошлых лет. Без преувеличения могу сказать, что раньше это были одни из любимейших моих мест в Москве, и в сущности - та Москва, которую я для себя открыл и полюбил. Гулял я по Окружной несчётное количество раз, хотя конечно, если бы мог представить, что её действительно разберут по винтикам, гулял бы ещё больше. Что-то когда-то я снял специально, что-то - просто случайно выходя в разных точках города. В результате теперь могу предложить самые разные по качеству, по времени года и суток кадры. Виртуальную прогулку я постарался сделать так, чтобы замкнуть железнодорожное кольцо, пройдя таким образом почти все составляющие его 54 километра, исключая лишь некоторые отдельные места (два охраняемых моста через реку Москву - Даниловский и Дорогомиловский и туннель под Гагаринской площадью).
1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино
И ещё раз скажу, что прогулка получилась довольно неравномерной по содержанию. Живу я на севере Москвы и до юга МОЖД добирался редко - мало что успел там наснимать. В "нулевые" годы я вообще там практически не бывал. Впрочем, за все годы после строительства ТТК (реконструкция проходила в 1998-2002 гг.), южная часть дороги особенно не менялась.
К сожалению, приходится признать, что я несколько схалтурил. Довольно неприятным образом разрушает стройность моей затеи то обстоятельство, что фрагменты Белокаменная - Черкизово - Лефортово, Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы - Кутузово и Братцево-Лихоборы, я снимал уже в процессе начавшейся в 2013 году (а в Лефортово даже раньше) современной реконструкции. И в некоторых местах это успело серьёзно отразиться на внешнем виде МОЖД. Увы, довольно много современности. Ну уж так - не вернуться мне снова в 2005 год.
Изначально я предполагал сделать что-то вроде открыточного краткого обзора - просто набор красивых кадров по всей Окружной. Но в процессе как-то увлёкся и стал временами пропадать в краеведческих подробностях районов. В общем, разрослось это всё до ужасающих размеров и вышел сериал. Смею надеяться всё же, что не слишком занудный.
И ещё один момент. На протяжении значительного времени своего существования станции Бойня Товарная и Бойня Город (также давно не существующие Симоново и Лизино) были включены в состав Окружного отделения дороги (до его появления и после упразднения - в другие отделения, но всё равно были неотъемлемой частью Окружной), фактически - большую часть своих лет. Также, не будучи на магистрали, к Окружной всегда относились станции: Новопролетарская, Старопролетарская и Москва Южный порт. Однако станции ветки Перово-Симоново (более древней чем Окружная) удобнее рассматривать отдельно, чем я, надеюсь, в своё время займусь. А про станцию Москва Южный порт я рассказывал тут:
http://sd3.livejournal.com/276031.htmlhttp://sd3.livejournal.com/276290.html Описывая круг по Окружной, я собираюсь двигаться по часовой стрелке. Начало прогулки - у нулевого пикета, расположенного на пересечении МОЖД с железной дорогой Ленинградского направления (Окт. ж/д), рядом с платформой НАТИ. Также буду показывать иногда по нескольку кадров с некоторых значительных подъездных путей (и станций, к которым они ведут) - для представления об окрестностях МОЖД.
(кликабельно)
Сентябрь 2010 г.
Вид обратно, в сторону станции Лихоборы. Перегон Лихоборы - Владыкино.
Мост МОЖД над путями Ленинградского направления - нулевой пикет
Июнь 2006 г.
После моста влево, в сторону реки Лихоборки, уходит соединительная ветвь №2а.
Она попадала на старую неиспользуемую сортировку станции Ховрино
Сентябрь 2010 г.
Вид обратно. Ветка №2а
Сентябрь 2010 г.
Ветка №2а в долине реки Лихоборки. Справа, несколько ниже, проходит старая, заросшая насыпь ветки №3, о которой речь впереди
Сентябрь 2010 г.
Мост ветки №2а через Лихоборку
Сентябрь 2010 г.
Старая сортировка Моссельмаша (чётный парк станции Ховрино). В 2014 году на её месте выстроен контейнерный терминал.
Ветка №2а подходит к станционным путям слева, а кадр сделан с длинного тупика, насыпь которого идёт рядом с веткой №2а, обходя котловину реки.
Справа виден подъездной путь 149 Механического завода, производящего козловые краны
Июнь 2006 г.
Возвращаемся на МОЖД. Вид обратно - мост через пути Ленинградского направления
Июнь 2006 г.
Перегон Лихоборы - Владыкино
Июнь 2006 г.
Перегон Лихоборы - Владыкино
Сентябрь 2010 г.
Новый мост МОЖД над Дмитровским шоссе
Июнь 2006 г.
Старый мост МОЖД над Дмитровским шоссе. Слева заброшенный мост ветки №3
Июнь 2006 г.
Вид обратно. Мост загадочной соединительной ветви №3 на станцию Ховрино (снесён в 2008 г.)
Загадочной потому, что на протяжении всего ХХ века, судя по всему, функционировала она совсем недолго и прерывисто. Вот что по этому поводу мне удалось обнаружить.
Соединительная ветвь №3 должна была появиться по проекту во второй практически нереализованной очереди строительства Окружной и изначально построена не была. Начинает эпизодически появляться на картах 20-х годов, однако на форуме Московских железок сообщают точную дату принятия в эксплуатацию - 31 декабря 1935 года. При этом вид её через 7 лет на немецкой аэрофотосъёмке нечёткий. После войны она действовала и ещё в середине 60-х имела вполне рабочий вид, но в 1967 году в районе Верхнелихоборской улицы насыпь ветви срыли и устроили проезд в пространство между насыпями (веток №3, №2а и главных путей МОЖД). Там появилась дополнительная площадка отстоя автобусов 7-го автобусного парка. Вся остальная часть насыпи сохранилась до наших дней, совершенно заросла и напоминает теперь древний городской вал. До 2008 г. также сохранялся мост ветки через Дмитровское шоссе. Со стороны станции Владыкино и почти до моста над Дмитровским шоссе до 2005 г. оставался неразобранным путь ветки №3, используемый ранее предприятием Спецмагнит: ещё в 90-е годы примерно в том месте, где сейчас расположен приют для собак на Сигнальном проезде, и где начинаются гаражи, на ветке были видны остатки ручной стрелки, подъездной путь от которой отходил через переезд к заводской территории. В нулевые годы XXI века ветка уже заканчивалась тупиком рядом с мостом Савёловского хода (со стороны станции Владыкино) - туда часто загонялись вагоны для разгрузки.
Июнь 2006 г.
Вид обратно. Старый мост МОЖД через Дмитровское шоссе
Июнь 2006 г.
Перегон Лихоборы - Владыкино. Впереди мосты железной дороги Савёловского направления
Сентябрь 2010 г.
Старый клёпаный мост железной дороги Савёловского направления.
Конструкция ферм отличается от проекта моста 1908 года. Построили ли его сразу таким или перестроили впоследствии, я узнать не смог
Сентябрь 2010 г.
Вид обратно, к мостам магистрали Савёловского направления. Справа соединительная ветвь №4 уходит на станцию Бескудниково.
Соединения с Савёловским направлением не предполагалось в первой очереди строительства Окружной,
и эту соединительную ветвь открыли 1 апреля 1930 года (форум Московские железки), присвоив ей номер 4
Сентябрь 2010 г.
Вид к МОЖД. Ветка №4
Сентябрь 2010 г.
Ветка №4. Вид с путей Савёловского направления
Сентябрь 2010 г.
Впереди мост МОЖД над Гостиничной улицей, дальше мост Алтуфьевского шоссе и за ним станция Владыкино
Октябрь 2007 г.
Станция Владыкино, вид с Алтуфьевского моста. Вдали, у выходных светофоров станцию пересекает Сусоколовский мост
noorderlingen.org пишет про Владыкино: "Летом 2005 года на Окружной железной дороге наблюдалась значительная активность: помимо отсыпки насыпи, производили замену деревянных шпал на железобетонные, а также разборку старых путей, в результате чего количество путей на участке под Алтуфьевским путепроводом уменьшилось, по крайней мере, на четверть."
В нулевые годы я наблюдал, как разбирают пути и на других станциях МОЖД: на станции Серебряный бор, Угрешской, довольно много путей сняли на некогда самой большой из станций МОЖД - Андроновке.
Октябрь 2007 г.
Вид обратно, с Сусоколовского моста. Станция Владыкино
Август 2005 г.
Вид обратно. Перегон Владыкино - Ростокино. Виден старый Сусоколовский мост в восточной горловине Владыкино.
Мост этот времён постройки МОЖД, при въезде на него можно обнаружить булыжную мостовую
(в процессе реконструкции МОЖД планируется его снос как и многих других старых мостов в горловинах станций, не оставляющих пространства для электрификации)
Октябрь 2010 г.
Перегон Владыкино - Ростокино. Мост через Лихоборку. Слева тупик ветки на плодоовощную базу
Август 2005 г.
Вид обратно, с моста через реку Лихоборку. Справа видна ветка на плодоовощную базу (Кировское ОРПО)
Август 2005 г.
Перегон Владыкино - Ростокино. Вид от моста через Лихоборку
Август 2005 г.
Вид обратно. Мост через Лихоборку. Изгиб путей в этом месте образовался в 1994 году при строительстве металлического моста.
Его возводили на новой трассе параллельно существовавшим путям, чтобы избежать остановки движения.
Старые пути проходили по высокой насыпи, в которую для пропуска реки была встроена большая каменная труба-арка
Октябрь 2010 г.
Перегон Владыкино - Ростокино
Октябрь 2010 г.
Перегон Владыкино - Ростокино
Январь 2007 г.
Перегон Владыкино - Ростокино. Видны мосты МОЖД через Яузу и улицу Вильгельма Пика, входные светофоры станции Ростокино и её мачты освещения
Сентябрь 2008 г.
Мост через реку Яузу
Октябрь 2007 г.
Перегон Владыкино - Ростокино. Слева вытяжной тупик складской контейнерной базы
Август 2005 г.
Вид обратно. Тут можно заметить три моста на прямой: через ул. Вильгельма Пика, через реку Яузу и через Сельскохозяйственную ул.
А ещё видно, как тепловоз увозит всю в дыму кругломордую ЭРку на станцию Владыкино
Декабрь 2011 г.
Входные светофоры станции Ростокино
Октябрь 2007 г.
Вышеупомянутый подъездной путь с экзотической металлоконструкцией, питающий складскую контейнерную базу
Август 2005 г.
Станция Ростокино. Заметен мост МОЖД над неиспользуемым проездом
Август 2013 г.
Вокзал станции Ростокино
Август 2013 г.
Вид обратно. Станция Ростокино
Октябрь 2005 г.
Станция Ростокино (справа за кадром). Путь к Асфальто-бетонному заводу, Ростокинскому заводу железобетонных изделий
и Московскому краностроительному заводу - переезд на Медведковском шоссе
Август 2014 г.
Станция Ростокино. Тот же путь - вид к проезду Серебрякова. На месте Дзержинского ОРПО выстроили Золотой Вавилон
Октябрь 2011 г.
Станция Ростокино. Справа вдали тот же путь
Октябрь 2005 г.
Вид обратно. Станция Ростокино
Август 2013 г.
Вид обратно. Станция Ростокино
Октябрь 2011 г.
Вид с моста МОЖД на проспект Мира
Август 2014 г.
Пути от станции Ростокино к Московскому нефтемаслозаводу
Октябрь 2005 г.
Станция Ростокино. Вагон у Московского нефтемаслозавода
-------------------------------------------------------
1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино
2 часть. Ростокино - Белокаменная - Черкизово 3 часть. Черкизово - Лефортово 4 часть. Лефортово - Андроновка 5 часть. Андроновка - Угрешская - Кожухово 6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы 7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня 8 часть. Пресня - Серебряный бор 9 часть. Серебряный бор - Братцево 10 часть. Братцево - Лихоборы 11 часть. Депо Лихоборы