6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы
(кликабельно)
Прошлая часть завершилась тем, что мы подошли к станции Кожухово и взглянули на два подъездных пути завода ЗиЛ.
Март 2014 г.
Станция Кожухово. Слева видны краны, служившие для погрузки готовой продукции ЗиЛа
Кожухово - одна из самых индустриальных станций Окружной и наряду с Бойнями осуществляла наиболее интенсивную погрузку вагонов. "В 1980-х годах она грузила по 300-310 вагонов в сутки. Завод ЗиЛ отгружал ежесуточно 200-210 платформ с автомашинами, 70-80 полувагонов с металлоломом, шлаком, мусором и 20-25 крытых вагонов с холодильниками, запчастями, детскими игрушками."
На станции Кожухово, также как на других станциях с большими объёмами погрузки (Бойня, Москва Южный порт), существовал крупный пункт ремонта и подготовки вагонов под погрузку. Тут "был оборудован путь для ремонта вместимостью 25 вагонов. Была установлена передвижная машина для ремонта вагонов, которая передвигалась вдоль всего пути. На машине размещались запасные части, детали вагонов, пиломатериалы. Машина была оборудована электросварочным аппаратом, маятниковой электропилой, гидравлическими домкратами, электротельфером." © МОЖД 100 лет
Сюда, для заводской ТЭЦ, как и на многие станции МОЖД, обслуживающие городские ТЭЦ, ещё в течение 70-х годов подвозился уголь с Южного порта.
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Кожухово
Март 2014 г.
Типовой вокзал станции Кожухово. Находится на территории гаражей, отделённой от Окружной забором
Март 2014 г.
Станция Кожухово. Сверху проходит галерея, соединяющая цеха ЗиЛа
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Кожухово
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Кожухово
Март 2014 г.
Западная горловина станции Кожухово
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Кожухово. В этом месте Окружная дорога разделяет огромную территорию ЗиЛа пополам,
поэтому с обеих сторон до самой Москвы-реки за заборами продолжается только завод
Во времена строительства МОЖД здесь рос сосновый бор - остатки реликтового леса, в древности окружавшего Москву. Дорога переходила поле и врезалась в этот лес, называемый Тюфелевой рощей. Рядом существовало несколько озёр, возникших на месте старицы Москвы-реки, и среди них самое крупное - озеро Постылое, на берегу которого в 1884 году возник первый в этих местах завод - Котельный завод А. В. Бари, производивший паровые котлы конструкции инженера Владимира Шухова. А в 1894 году сын концессионера и строителя железных дорог Павла Григорьевича фон Дервиза - Павел Павлович, проложил Лизинскую железнодорожную ветку к Восточным складам и к заводу А. В. Бари в окрестностях озера Постылого. Так стал развиваться в этих местах фабричный район, который вырос к концу XX века в громадную промзону и захватил всю излучину Москвы реки без остатка.
Март 2014 г.
Третий по счёту подъездной путь ЗиЛа - к заводской сортировочной станции
Июнь 2007 г.
Станция Сортировочная, ЗиЛ
Июнь 2007 г.
Подъездной путь ЗиЛа - вид к Окружной изнутри, от сортировочной станции
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Кожухово. Вот я вижу в кадре, уже подбирается зомби. Двигаемся дальше
Март 2014 г.
Выходной светофор станции Кожухово
Июнь 2007 г.
Телепортируемся на заводскую территорию. Мост МОЖД через главный проспект ЗиЛа. Перегон Кожухово - Канатчиково
Июнь 2007 г.
Даниловский (Алексеевский, Кожуховский) мост МОЖД через реку Москву. Вид с территории ЗиЛа
Апрель 2012 г.
Вид обратно, на заводскую территорию. Даниловский мост
Апрель 2008 г.
Даниловский мост. Перегон Кожухово - Канатчиково
Апрель 2008 г.
Вид обратно, с Новоданиловской набережной на Даниловский мост. В 1998-1999 годы он был реконструирован с заменой металлических ферм на новые
Февраль 2014 г.
Вид обратно, на Даниловский мост. Перегон Кожухово - Канатчиково
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Там же. На переднем плане мост МОЖД через Варшавское шоссе (в данный момент снесён)
Февраль 2014 г.
Перегон Кожухово - Канатчиково. Впереди мост Павелецкого направления. Чётный путь разобран на момент съёмки в связи с реконструкцией МОЖД
Февраль 2014 г.
Перегон Кожухово - Канатчиково. Сверху мост Павелецкого направления
Февраль 2014 г.
Перегон Кожухово - Канатчиково
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Перегон Кожухово - Канатчиково
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Перегон Кожухово - Канатчиково
Февраль 2014 г.
Перегон Кожухово - Канатчиково. Справа подходит соединительная ветвь №21 со станции Москва Товарная Павелецкая.
Впереди виднеется Новосевастопольский мост
Февраль 2014 г.
Телепортируемся на Даниловскую набережную, вид в сторону Москвы Товарной Павелецкой
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Перегон Кожухово - Канатчиково
Февраль 2014 г.
Входной светофор станции Канатчиково. Сверху Новосевастопольский мост
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Перегон Кожухово - Канатчиково. Справа подъездные пути завода стройматериалов УПТК № 114 при Спецстрое России
Февраль 2014 г.
За поворотом станция Канатчиково
Февраль 2014 г.
Начало путевого развития Канатчиково. Впереди 1-й Загородный (бывший Якунчиковский) мост
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Направо уходит соединительная ветвь №20 к станции Коломенское. Сверху тянется длинный Новосевастопольский мост
Март 2006 г.
Соединительная ветвь №20 в районе Нагорного проезда
Февраль 2014 г.
Соединительная ветвь №20 в районе Нагорного проезда
Вдоль Павелецкого хода, южнее платформы Нижние Котлы, от соединительной ветки отходил подъездной путь (теперь разобран), который питал: завод Мосэлектрофольга (бывш. Медеплавильный и медеэлектролитный) и Опытный завод тугоплавких металлов и твёрдых сплавов.
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Сверху 1-й Загородный мост
Февраль 2014 г.
Станция Канатчиково
Май 2006 г.
Станция Канатчиково, вид с 1-го Загородного моста. Слева видны опоры снятой контактной сети, обеспечивавшей работу подъездного пути ТЭЦ-20
Февраль 2014 г.
Станция Канатчиково
Февраль 2014 г.
Вид обратно. Станция Канатчиково. Вид на 1-й Загородный мост
Февраль 2014 г.
Станция Канатчиково. К началу 2014 года здесь уже установлена часть опор контактной сети и переложены пути станции
Февраль 2014 г.
Станция Канатчиково. Сверху мост улицы Карьер
Март 2014 г.
Станция Канатчиково. Вид с моста улицы Карьер. Слева подъездной путь ТЭЦ-20 и Московского комбината строительных изделий и конструкций (ж/б)
В советские годы и вплоть до конца 90-х ТЭЦ-20 имела электрификацию на своём подъездном пути. Для подвоза цистерн с мазутом использовались уникальные малосерийные маневровые электровозы ВЛ41 (здесь использовалось переменное напряжение 10 кВ как для промышленных тяговых агрегатов). Долгое время можно было наблюдать ряд контактных опор, сопровождающих эту ветку. Также была электрифицирована и прилегающая к ней часть станционных путей.
Март 2014 г.
Станция Канатчиково с новыми опорами будущей контактной сети и свежеуложенными путями
Март 2014 г.
Вид обратно. Станция Канатчиково
Март 2014 г.
Станция Канатчиково и ТЭЦ-20
Март 2014 г.
Станция Канатчиково и ТЭЦ-20
Июнь 2015 г.
Станция Канатчиково. Вокзал
О станции Канатчиково стоит ещё сказать следующее.
До первых лет нового века в её северной горловине действовала небольшая сортировочная горка, на месте которой теперь построен пакгауз.
По крайней мере до середины 80-х годов при станции у самой ТЭЦ располагалась перевалочная база леса (Канатчиковская спецлесобаза Союзглавлеса).
До 1998 года, то есть, до начала строительства ТТК, чуть дальше вокзала, поблизости от северной горловины станции, от первого главного пути начинался подъездной путь. Он поднимался к улице Вавилова и давал начало целому (так называемому канатчиковскому или донскому) кусту подъездных путей, который питал: овощебазу, завод ЖБИ-14, завод ЭНИМС Станкоконструкция, Станкостроительный завод им Серго Орджоникидзе, Станкостроительный завод Красный пролетарий. На этой ветке существовала станция с 3-4 путями для отстоя вагонов, располагавшаяся на углу Канатчиковского проезда и улицы Вавилова. Теперь на её месте рампа автодорожного туннеля. Весь куст путей был уничтожен одномоментно при начале строительства ТТК.
Виды этой местности увековечил в своём фильме Андрей Тарковский. Он запечатлел ТЭЦ-20 и её золоотвалы в 1978 году.
Июнь 2015 г.
Впереди туннель под площадью Гагарина. Слева пакгауз, выстроенный на месте сортировочной полугорки. Справа уходила вверх ветка донского станкостроительного куста.
Интересно, что старинное здание будки централизации сохранилось в этой горловине, но перестроено так, что приходится в него несколько всматриваться
Трассу Окружной от северной горловины Канатчиково до Москвы реки сместили в сторону при строительстве ТТК. Раньше от станции к мосту дорога пролегала в глубокой выемке (грунт из которой при строительстве МОЖД был переправлен через реку для формирования высокой насыпи станции Воробьёвы горы), а сверху к самому откосу подступали деревья Нескучного сада. Место было живописное, судя по фотографиям и историческим видеосъёмкам. Выезд из выемки венчал монументальный дореволюционный Андреевский мост. Теперь Окружная с ТТК пересекаются под землёй и одновременно выныривают наружу у высокого берега реки. Железнодорожный туннель тянется под землёй почти километр. Сверху разбит обширный сквер без деревьев.
Июнь 2015 г.
Вид обратно на станцию Канатчиково от рампы туннеля. На этих кадрах видно, что монтаж контактной сети почти завершён
Сентябрь 2013 г.
Телепортируемся к другому порталу. Вид обратно, от Андреевского моста, на выезд из Гагаринского туннеля. Перегон Канатчиково - Воробьёвы горы (бывш.)
Сентябрь 2013 г.
Перегон Канатчиково - Воробьёвы горы (бывш.), вид с надтуннельного сквера на Андреевский мост через реку Москву
Сентябрь 2013 г.
На Андреевском мосту. Вид обратно к туннелю.
Фермы моста были заменены тогда же, при строительстве здесь трассы ТТК. Новые фермы копируют вид прежних.
Старые конструкции моста уехали в 1999 году вниз по течению реки Москвы и стали новым пешеходным Пушкинским мостом
Октябрь 2013 г.
Вид обратно, на Андреевский мост
Октябрь 2013 г.
Вид на Андреевский мост из Нескучного сада. Сзади, на Лужнецкой набережной, видны корпуса фабрики Фридрих Байер и К° (АМНТК Союз)
Сентябрь 2013 г.
Вид на Андреевский мост с Фрунзенской набережной
Октябрь 2013 г.
Перегон Канатчиково - Воробьёвы горы (бывш.), вид от Андреевского моста
Сентябрь 2013 г.
Совсем недалеко от Андреевского моста уже начиналась станция Воробьёвы горы - здесь слева появлялся тупик и стоял газгольдер.
К великому моему сожалению, я эту станцию совсем не застал. Знаю только по историческим зарисовкам.
По иронии судьбы это место забрали глухими звукоизолирующими заборами.
До строительства ТТК с высокой насыпи открывались виды на МГУ, а также в сторону центра Москвы
Октябрь 2013 г.
Бывшая станция Воробьёвы горы. Станция имела 8 путей. Место 6-ти путей на насыпи использовали для строительства автомагистрали
Станция Воробьёвы горы тоже когда-то имела подъездные пути, но было это очень давно. Пути уходили и на север и на юг от насыпи МОЖД. Все они прекратили своё существование к середине 50-х годов XX века. На север уходила так называемая хамовническая ветвь, которая питала Хлебозавод №6 и завод РТИ-Каучук, снесённый пять лет назад. На юг шёл огромный и запутанный куст путей к многочисленным складам. Он занимал примерно половину лужнецкой поймы и просуществовал до начала строительства Олимпийского спортивного комплекса. Кроме прочего, этот куст питал ВНИИ гелиевой техники (до 1943 года Танкоремонтный завод №28) и завод АМНТК «Союз» (до революции фабрика Фридрих Байер и К°). Корпуса обоих заводов сохранились до наших дней на Лужнецкой набережной, рядом с Андреевским мостом - единственное, что осталось от довоенной застройки лужнецкой поймы.
Октябрь 2013 г.
Бывшая станция Воробьёвы горы
Октябрь 2013 г.
Вокзал станции Воробьёвы горы
Декабрь 2011 г.
Вокзал станции Воробьёвы горы
Декабрь 2011 г.
Вокзал станции Воробьёвы горы
Октябрь 2013 г.
Место бывшей северной горловины станции Воробьёвы горы. Чётный путь разобран на момент съёмки в связи с реконструкцией МОЖД
Октябрь 2013 г.
Впереди Краснолужский мост через реку Москву. Перегон Воробьёвы горы (бывш.) - Кутузово (бывш.)
Октябрь 2013 г.
Как и Андреевский этот мост открыт для пешеходов. На Окружной также существует два охраняемых моста со строгим запретом прохода: Даниловский и Дорогомиловский
Октябрь 2013 г.
Краснолужский мост
Октябрь 2013 г.
Точнее, теперь он именуется Новым Краснолужским мостом или Лужнецким. Его реконструировали в то же время,
что и Андреевский и точно также попытались сохранить его исторический вид, а старые фермы использовали
для строительства выше по течению Москвы-реки пешеходного моста Богдана Хмельницкого
Октябрь 2013 г.
Краснолужский мост
Октябрь 2013 г.
Вид с Краснолужского моста вверх по течению Москвы-реки
Октябрь 2013 г.
Краснолужский мост. Перегон Воробьёвы горы (бывш.) - Кутузово (бывш.)
-------------------------------------------------------
1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино 2 часть. Ростокино - Белокаменная - Черкизово 3 часть. Черкизово - Лефортово 4 часть. Лефортово - Андроновка 5 часть. Андроновка - Угрешская - Кожухово6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы
7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня 8 часть. Пресня - Серебряный бор 9 часть. Серебряный бор - Братцево 10 часть. Братцево - Лихоборы 11 часть. Депо Лихоборы