Разработчик: Toylogic
Платформа: PS5
Дата выхода: апрель 2023
Время прохождения: 45 часов
Elden Ring меня основательно вымотала. После беспросветной неизвестности в каждом аспекте мне хотелось чего-то кардинально другого. Благо что у меня уже давно на полке стояла и ждала своего часа обновлённая версия Nier Replicant, которую я захотел освоить благодаря знакомству с
Nier: Automata. И вот, наконец, её час настал. Стоило ли оно того?
На дворе середина XXI века и снежный шторм успешно промораживает руины человеческой цивилизации. Где-то в полуразрушенном здании наш молодой протагонист пытается защитить свою больную сестрёнку Йону от подступающих чёрных существ, которых называют Тенями (Shades). На грани отчаяния он решается применить волшебную чёрную книгу, чтобы обрести силы и дать отпор Теням.
История переносится на тысячу с лишним лет вперёд и показывает средневековую цивилизацию в фэнтезийном мире с блэкджеком и магией. Черные существа Тени никуда не делись - они подступают всё ближе к людским поселениям, ведут себя более агрессивно и регулярно появляются всё более внушительные особи.
В небольшой деревне живут сироты - наш протагонист и его сестрёнка Йона. Йона больна - её тело постепенно покрывается Чёрными Каракулями (Black Scrawl), а лекарства от этого так и нет. Главный герой берётся за любую работу, лишь бы немного заработать и найти лекарство от болезни сестры. Однажды он обмолвился сестре, что есть редкий цветок, способный вылечить её. Йона, в отсутствии брата, решает пойти в заброшенный храм и поискать этот редкий цветок там. Цветка, она, конечно, не нашла, зато ринувшийся на поиски протагонист натыкается на говорящую летающую книгу Гримуара Вайсса, который соглашается ему помочь в поисках лекарства от Чёрных Каракуль. В своих поисках они знакомятся со странной матерящейся девицей Кайне и мальчиком Эмилем, который ходит с повязкой на глазах, потому что его взгляд может превратить любого в камень. Вместе они объединяются в команду мечты как раз вовремя, потому что на деревню главного героя нападает гигантская Тень. В сражении с тенью уничтожается крыша местной библиотеки, а Эмиль вынужден превратить Кайне в каменную статую. В довершении всех бед на крыльях ночи появляется таинственный Лорд Теней (Shadowlord) и похищает Йону.
И это, если что, только начало истории. Основные события начинаются спустя 5 лет после похищения Йоны - протагонист и Эмиль ищут Йону и способ расколдовать Кайне и натыкаются на упоминание о секретном подземном комплексе. Там они находят не совсем то, что ожидали, однако тем не менее получают возможность спасти и воссоединиться с Кайне. И вот теперь разношёрстная компания - юноша со взором горящим, летающая говорящая книга, матерящая девица в неглиже и мальчик в виде скелета с круглой головой - следуют за зацепкой, которая позволит им получить доступ ко входу в мистический Замок Лорда Теней - для этого всего-то надо отыскать несколько здоровенных Теней и победить их.
Сюжет игры раскрывается крайне постепенно, внося новые вводные в обширную картину мира. Персонажи с ленцой делятся подробностями здешнего мироустройства, поэтому многие детали продолжительное время попросту отсутствуют. Тем не менее, черепашьими шагами мы продвигаемся к финалу и к истине, которая оказывается совершенно не тем, чего ты ожидал. Тебя вдруг ставят перед фактом ничтожности твоего существования и причисляют к категории расходного материала. Тут любой бы взбрыкнул! Ты не просто вдруг задаёшься вопросом своего существования, но и начинаешь пытаться определить, где вообще начинается человечность и кого или что можно считать человеком.
Не последним аргументом тут становятся встречающиеся на нашем пути персонажи - в определённый момент ты окончательно привязываешься к ворчливому Гримуару Вайссу, слегка наивному Эмилю и очаровательной в своей грубости Кайне. Даже персонажи второго плана умудряются застрять в памяти - принц Народа в Масках, Фира, супружеская пара с красными сумками, братья на свалке... каждый вносит свою лепту, чтобы сделать историю более насыщенной и красочной - хоть их судьбы и сопряжены с массой трагедий, в них всегда обнаруживается частичка благородства и человечности, которую невозможно игнорировать.
Игра, как никто другой, умеет обманывать ожидания. Прикидываясь историей мести, она превращается в историю дружбы, любви и спасения, от которого к настоящему финалу голова буквально идёт кругом.
Nier Replicant - игра редкого свойства, в котором финальные титры совершенно не означают конец пути. Я это знал ещё до того, как её запускал, поэтому морально готовился удивляться. В этом плане игра меня совершенно не разочаровала. Опыт Nier Automata, в которой надо было 3 раза запускать "Новую игру", чтобы увидеть полную историю оказался более чем полезен.
Здесь тоже надо запускать новую игру несколько раз, чтобы добраться полностью узнать историю, которую создатели хотят донести, но есть нюансы. Начиная игру в первый раз, мы просто доходим до "главного босса" и благополучно его побеждаем. И вот тут игра сама начинает играть с игроком - заманенный размытым предложением узнать побольше о Кайне, ты начинаешь "новую игру" второй раз и оказываешься в слегка изменившихся обстоятельствах. В виде текстовой новеллы тебе рассказывают обстоятельства жизни Кайне, а потом выбрасывают назад в уже пройденную историю на том моменте, где мы расколдовывали Кайне, а потом отправлялись уничтожать здоровенных Теней. И вроде ты проходишь всё то же самое, но обнаруживаешь дополнительные катсцены, расширяющие понимание ситуации. Кроме того - ранее бессмысленный скрип и рёв Теней теперь сопровождается субтитрами, с которыми приходит понимание, что это жжжж не спроста. Бонусом идёт откровенное издевательство над игроком, демонстрирующее, что игра в курсе твоего повторного прохождения ("Отправляйся в шахты и добудь кусок ценного меча, а я тебе его починю" - говорит местный кузнец, а протагонист было возразил, что у меня такой меч уже есть, но мудрая говорящая книга Гримуар Вайсс настаивает, что так надо). Снова "Главный босс" и внезапно - другая финальная катсцена - после которой нам предлагают снова пройти игру и на этот раз собрать всё оружие в игре. Сам по себе квест не тривиальный и за парой образцов придётся основательно побегать, но результат того стоит - во-первых, битва с Тенью на выброшенном на берег корабле завершается иначе; во-вторых, финальная битва с "Главным боссом" получает дополнительное развитие и новые опции, одной из которой становится демонстративное уничтожение пользовательского сохранения! После этого ты начинаешь игру в четвёртый раз и теперь снова играешь с самого начала, однако в определённый момент игра делает резкий финт ушами и делает Кайне главной героиней. Этот эпизод переворачивает игру с ног на голову! Бумажные стены рушатся, и ты буквально теряешь точку опоры для всего того, что было раньше! После такого - не ценить Nier Replicant - сущее кощунство.
Здесь следует отметить, что оригинальная Nier Replicant вышла в 2010 году и не смогла привлечь массового игрока - там была корявая боевая система, и скромная графика, и разные версии в разных странах (Nier Replicant в Японии с парой брат-сестра и Nier Gestalt в остальном мире с парой отец-дочь). Тем не менее базовая концепция повествования за пределами титров уже присутствовала. Ремейк 2023 года облагородили визуально и геймплейно - боевую систему подтянули до адекватного слэшерного уровня, плюс добавили тот самый эпизод с Кайне, про который я рассказал выше. Он, если что, прокидывает мостик к Nier Automata, поэтому совет от себя - начинать надо именно с Nier Automata.
Сам игровой процесс достаточно прост. Мы сайгаком носимся по округе, выполняем обязательные и побочные квесты окружающих NPC, и сражаемся с Тенями, выскакивающими из земли. Огромное количество побочных квестов имеют курьерскую и фарминговую направленность - насобирать десять единиц разных материалов тут обычное дело. Пара курьерских квестов даже забавная - особенно те, где надо "бережно" донести хрупкую посылку (получение урона и кувырки строго противопоказаны).
После неопределённости Elden Ring это было вообще как бальзам на сердце - тебе всегда более-менее чётко говорят куда надо идти и что делать! Это ведь не так сложно - объяснить игроку, что ты от него требуется, и при этом всегда можно оставить простор для импровизации. К примеру, не у каждого квеста стоит маркер на карте, поэтому если тебя просят найти пропавшую собаку или определить, куда эта курица спрятала яйцо (да, обычная курица и обычное яйцо), предстоит немного побегать. Повторное прохождение тех же квестов, между прочим, очевидно, сложностей не вызывает. Более того - все последующие прохождения становятся только проще, потому что главный герой не теряет своего уровня при старте новой игры.
Отдельно можно выделить текстовые квесты - в одной из локаций вместо того, чтобы показывать что-то, нас оставляют с голым текстом на чёрном фоне, в котором надо и за сюжетом следить и важные детали выцеплять, чтобы потом выбрать правильный вариант ответа.
Тем не менее, тут нет безумия геймплея из Nier Automata - лишь в редкие моменты камера настойчиво меняет перспективу, заставляя управлять персонажем под другим углом.
Боёвка совершенно не перегружена - три типа оружия (короткие мечи, копья и здоровенные мечи), каждый со своим набором анимаций (в рамках одного типа они не отличаются) и десяток заклинаний, 4 из которых можно раскидать по кнопкам геймпада для быстрого доступа. У оружия есть слабая и сильная атаки, из которых можно складывать незамысловатые комбо. Отражение атак и уворот прилагаются.
На нормальном уровне сложности игра вообще не вызывает трудностей, а ставить что-то выше среднего при здешней репититативности совершенно не имеет смысла, тем более что ни на что, кроме здоровья противников сложность не влияет - их тупо придётся дольше колотить, а это нового опыта не дарит от слова совсем.
Большую часть времени игра представляет собой незамысловатый экшен с видом от третьего лица. В редких локациях игра принудительно меняет ракурс - камера то взлетает к потолку и приходится смотреть на на всё с высоты, или же камера встаёт сбоку от героя, и приходится бежать слева направо и наоборот, а один раз игра становится изометрическим экшеном с замашками dungeon crawler. Схема управления при этом не меняется и с геймпада всё управляется более чем комфортно.
Стилизованное под пролистывание книги меню обладает шармом и подчёркивает вовлечённость игрока в процесс. Кроме того, в ней можно почерпнуть дополнительную информацию - например, каждое оружие в игре скрывает дополнительную маленькую историю, которая раскрывается по мере прокачки оружия. Хочешь дочитать рассказ до конца - фарми ресурсы и улучшай оружие. Хорошо хоть эти активности не обязательные.
Графику в игре нельзя назвать выдающейся - аккуратные модельки персонажей сочетаются с эффектной анимацией. Однообразные монстры с корявыми движениями разительно контрастируют с основными героями. NPC в основном сидят или стоят и большинство даже не озвучено, поэтому крупными планами в побочных заданиях тут не радуют. Локаций не так уж много и за три с половиной прохождения ты начинаешь ориентироваться в них с закрытыми глазами, тем более что наполнение у них крайне скудное.
Зато всё это с лихвой компенсируется музыкальным сопровождением. Особенно показателен побочный квест, где надо убедить двух сестёр близняшек спеть дуэтом - придётся немало побегать, чтобы просто послушать эту композицию. В остальном - прекрасные мелодии с вокалом на несуществующем языке сопровождают все наши приключения, и каждая локация может похвастаться собственной музыкальной темой и не совершенно надоедают, а это хороший знак.
Nier Replicant относится к той редкой категории игр, которые полностью оправдывают свою интерактивность. Она способна подарить уникальный опыт, к которому ни одна другая форма медия не смогла бы приблизиться и на шаг. Другое дело - нравится ли вам аниме стилистика, необычные персонажи, которые за странной внешностью прячут килограммы эмоционального багажа и психологических травм, и слегка однообразный геймплей, который в силу обстоятельств придётся терпеть. В моём случае плюсы многократно перекрыли все недостатки, и я с нескрываемым удовольствием потратил 45 часов на эти несколько прохождений одной и той же игры.
"Nier Replicant ver.1.22474487139..." это определённо игра не для всех. Сложно рекомендовать то, что придётся проходить несколько раз подряд, чтобы полноценно оценить. Сложно советовать игру с крайне специфическим стилем и манерой управления, и ещё сложнее отвлекать внимание от персонажей, внешний вид которых вызывает бесконечный поток вопросов. И тем не менее - Nier Replicant именно такая - специфичная и почти уникальная (Почти - только потому, что есть ещё Nier Automata). Но даже при таких вводных она не просто заслуживает право существовать, но и занимать одну из верхних полок в сердце фаната.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Сиквел мультфильма про Человека-Паука в мультивселенных Сериал про мрачную девочку в сверхъестественной школе Заключительные сезоны сериала про актёра-киллера с депрессией Финальные сезоны сериала про ограбление по-испански Ещё один сборник рассказов Алесандра Грина Метроидвания про гика в фэнтезийном замке Экшен про карьерные возможности Мордора Квинтэссенция жанра souls-like Ролевая тактика про отряд боевых братьев Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игрыМой telegram-канал про покраску миниатюр Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.