Просмотр полнометражных фильмов у меня перескочил с третьей черепашьей на вторую улиточью. В вальяжном дрифте (с перерывом на сон) я всё-таки решил ознакомиться с сиквелом мультфильма про Человека-паука в объятьях мультивселенной.
Прошло чуть больше года после победы над Кингпином и уничтожением его супер-коллайдера. Гвен Стейси вернулась в свою вселенную и пытается скрывать свою двойную жизнь супергероя от собственного отца Джорджа. Однажды в городе появляется альтернативная версия злодея Стервятника из другой вселенной. В ходе сражения из ниоткуда возникают Мигель О'Хара (Человек-паук 2099) и Джесс Дрю (Женщина-Паук). Они - члены секретного Паук-Общества (Spider-Society), которое подчищает мультивселенную от альтернативных версий персонажей, оказавшихся в не своей вселенной. Оказавшись загнанной в угол собственным отцом, Гвен раскрывает ему свою личность, а затем сбегает вместе Мигелем и Джесс, чтобы исправлять ошибки мультивселенной.
Надо отметить, что Майлс Моралес сам по себе является одной из ошибок мультивселенной. В его мире "Земля-1610" Питер Паркер погиб, а паука, который укусил Майлса, там быть не должно было от слова совсем. Но ловким движением стечения обстоятельств мы имеем то, что имеем. Но что с того? Скрытые телодвижения сюжета оригинала постепенно проступают и раскрывают несколько интересных моментов. Тематика культуры супергероев в контексте мультивселенной раскрывает свой потенциал, акцентируя внимание на том, что синица в руках (собственная судьба) гораздо важнее, чем журавль в небе (предопределённый шаблонами героизм).
Тем временем, Майлс Моралес балансирует между суетливой жизнью прилежного ученика и доброжелательного соседа Человека-Паука. Однажды Майлс сталкивается со злодеем по кличке Пятно, способным создавать порталы. Раньше он был учёным в комплексе Алхемакс, но цепь печальных событий лишила его внешности и подарила возможность контролировать время и пространство при помощи порталов. Поначалу он ведет себя крайне неуклюже и даже нелепо (сцена с похищением сейфа умилительна до колик), однако вскоре становится настолько опасным, что способен уничтожить все миры, до которых дотянется.
Угроза в виде злодея Пятно привлекает внимание Паук-Общества, которое отправляет Гвен во вселенную Майлса, чтобы она оценила степень потенциальных разрушений. Естественно, она улучает время, чтобы встретиться с Майлсом. Их встреча с неловким подростковым общением, пролётами на паутине по городу и ненавязчивым флиртом становится образцом завораживающего затишья перед бурей. Особенно ярко выделяется кадр с парой подростков, сидящих вниз головой на фоне перевёрнутого городского пейзажа.
Сценарий фильма полностью базируется на сюжете
первого фильма "Через вселенные", поэтому без предварительного ознакомления с ним тут, мягко говоря, делать нечего. Другое дело, что в сиквеле сценаристы с упорством мясорубки наматывают на кулак катарсиса всё больше и больше информации о мультивселенной Человеков-Пауков. Кроме того, авторы освежили ростер персонажей, дополнив знакомых Майлса Моралеса, Гвен Стейси и Питера Паркера новыми вариациями типа озлобленного Мигеля О'Хары, индийского Павитра Прабакара, британского Человека-Панка Хобби Брауна и умилительного грудничка Мэйдей. Мало? Там ещё на заднем плане мелькает около полутысячи вариаций Человека-Паука, так что на это поколение нам хватит.
На самом деле за качество сиквела я не переживал ни секунды. Первый мультфильм был настолько шикарен, что мастерство авторов попросту невозможно подвергнуть сомнению. Яркие запоминающиеся персонажи, изобретательная и эффектная анимация, выверенный стиль и обилие многогранных тем для размышления оставляли неизгладимое впечатление и надолго осели в памяти вместе с самыми положительными эмоциями. Вторая часть поддерживает тот же самый уровень качества и даже задирает планку ещё выше. По сути, единственное, к чему тут можно придраться, так это к мета-структуре. «Паутина вселенных» - это исключительный промежуточный сиквел, который все два часа повествования держит в напряжении и заканчивается на мощном клифхэнгере в компании молодых людей, отказывающихся принять устоявшийся порядок героической сюжетной арки.
Если первый фильм заигрывал с темами о самоопределении героя (кто им может быть, а кому - противопоказано), второй подвергает допросу саму суть героизма. Должны ли все герои обладать схожими чертами? Почему супергероика так часто базируется на идее формирования героизма через призму личной трагедии? В эпоху засилия супергеройских блокбастеров сценаристы "Паутины вселенных" используют полную свободу трёхмерной анимации чтобы раскрыть эту тематику как можно шире.
При этом, естественно, визуальная составляющая фильма рискует запомниться гораздо сильнее, чем упомянутые темы сути героизма. Режиссёры взяли лучшее из эстетики первого фильма и умножили это в два раза. На каждый квадратный сантиметр хронометража здесь приходится столько деталей, что глаза буквально разбегаются в отчаянных попытках охватить всё и сразу. Ни один из кинокомиксов, вышедших в последнее время попросту не может потягаться с "Паутиной вселенных" по масштабу, динамике и постановке. Побег Майлса из штаб-квартиры Паук-Общества в буквальном смысле сносит крышу и лишает желания моргать.
Естественно, всё это визуальное великолепие могло бы развалиться как карточный домик без достойного звукового сопровождения. Музыка подобрана идеально, а подбор актёров содержит внушительный список знакомых имён, где каждый вносит свой вклад, унося планку качества далеко за горизонт событий. Тут и Оскар Айзек, и Джейсон Шварцман, и Дэниэл Калуя, и Махершала Али, и Энди Сэмберг, и Дж.К. Симмонс, и Дональд Гловер - ни одного промаха ни по характеру, ни по спектру эмоций. Энергия креативности и бескомпромиссной вовлечённости в креативный сценарий распознаётся буквально на слух.
Сценарий сиквела располовинили на 2 части ещё в декабре 2021 года, а в апреле 2022 года триквел получил заголовок "За пределами Вселенной" (Beyond the Spider-Verse) и собирались выпустить чуть позже второй части в том же 2023 году. Однако после релиза "Паутины вселенных" в июне 2023 года, продолжение убрали из графиков релизов, а в период с июля по ноябрь прошлого года случилась забастовка сценаристов, отложившая кучу релизов на неопределённый срок. На текущий момент у триквела нет даты релиза, но я всё ещё надеюсь на его выход в конце этого года.
"Человек-паук: Паутина вселенных" это чистой воды промежуточный сиквел, после окончания которого придётся ждать следующую часть в бесконечном томлении. Хорошие сиквелы обычно строятся на фундаменте, воздвигнутом первыми частями, обогащая поднятые темы и расставляя на столе то, что появится после. Жить в современном мире бесконечных сиквелов и ремейков порой невыносимо, но этот фильм заслуживает своё место в череде продолжений. Он не просто угрожает закончить недосказанную историю, но обещает продолжить то великолепие что уже начал!
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Сериал про мрачную девочку в сверхъестественной школе Заключительные сезоны сериала про актёра-киллера с депрессией Финальные сезоны сериала про ограбление по-испански Ещё один сборник рассказов Алесандра Грина Метроидвания про гика в фэнтезийном замке Экшен про карьерные возможности Мордора Квинтэссенция жанра souls-like Ролевая тактика про отряд боевых братьев Триквел кинокомикса про космических изгоев-спасателей Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игрыМой telegram-канал про покраску миниатюр Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.