Рецензия на фильм "Человек-паук: Через вселенные" (Spider-Man: Into the Spider-Verse) 2018

Dec 17, 2018 08:30



В начале года я воспринимал мультфильм про Спайдер-мена как нечто необязательное и проходное. На горизонте маячила игра Marvel's Spider-Man для PS4, которая должна была дать почувствовать себя в шкуре Человека-Паука. Так оно и произошло, но у игры были свои недостатки. А вот упомянутый мультфильм на этом фоне стал неожиданным откровением, особенно, когда пошли первые хвалебные отзывы. Сейчас анимационный фильм добрался до российских кинотеатров, поэтому можно наконец посмотреть, что получилось в итоге.


Парнишка Майлс Моралес недавно успешно сдал тесты на поступление в элитную школу Vision, где умных и одарённых хоть ложкой ешь, а жить приходится в общежитии в соседнем здании, вдали от родителей, приезжая разве что на выходные. Но отношения с родителями у него натянутые - отец работает полицейским, а юношеский максимализм Майлса нет-нет, но вынудит то стикер на дорожный знак налепить, то граффити на всю стену забабахать. Только дядя Аарон его и понимает, поэтому Майлс регулярно сбегает к нему чтобы потусоваться. Дядя не подавляет творческую натуру пацана и даже наоборот - способствует. Однажды во время такого совместного художества Майлса кусает необычный паук, после чего парень начинает обнаруживать в себе супер возможности. Он понимает, что стал Человеком-пауком. Хотя, постойте - ведь в Нью-Йорке уже есть один Человек-Паук.


Ладно, давайте сначала, но только в последний раз. Вот Питер Паркер, его укусил радиоактивный паук и он стал Человеком-пауком. Спас Нью-Йорк, влюбился и женился на Мэри Джейн и продолжает спасать мир от вороха суперзлодеев. Но вот на горизонте появляется Уилсон Фиск, более известный как Кингпин, который собрал и запустил супер-коллайдер, создающий портал в параллельные измерения. Во время тестового запуска Человек-Паук, пытаясь помешать Кингпину, погибает, но перед этим натыкается на Майлса Моралеса и просит его закончить начатое, раз уж он такой-же как он.

Ещё не запутались? Тогда вот вам ещё бонус - пытаясь совладать со своими новыми способностями, Майлс встречает Питера Паркера (несмотря на то, что он умер), а вслед за ним подтягиваются Женщина-Паук Гвен Стейси из другой вселенной, Нуарный Человек-Паук 1939 года, анимешная тян Пенни Паркер с боевым мехом SP//dr и, наконец, Свин-Паук - говорящая антропоморфная свинья Питер Поркер в костюме спайдермена! Теперь всей этой разношёрстной кампании предстоит уничтожить супер-коллайдер Кингпина, вернуться в свои вселенные и научить мальца Моралеса быть Человеком-пауком.


Если сюжет вам показался запутанным - то могу сказать, что вам не показалось! Формально перед нами Мстители, производства Sony в содружестве с Marvel. Только вместо сборной солянки разных героев тут объединяются разные версии Человека-Паука. Для непосвященных это звучит дико, но по факту всё довольно прозаично - Спайдермен, как персонаж, существует уже 56 лет (с 1962 года) и за это время героя неоднократно перезапускали. Как результат в мире существует несколько десятков серий комиксов про разных Человеков-пауков и не каждый из них это Питер Паркер. Есть и подростковые версии, и женские, и мексиканские из будущего, и куча других. Но при этом, нельзя сказать, что мультфильм "Через Вселенные" оказывается перегруженным - даже наоборот - авторы наглядно демонстрируют, как можно познакомить зрителей с мультивселенной при наличии малоизвестных персонажей. Понятно, что им несколько проще - условно все Человеки-пауки это разные версии одного героя с небольшими изменениями. Они все пережили становление и осознание своих способностей, у всех произошла какая-то трагедия, повлиявшая на них и у всех кто-нибудь да сказал фразу "Большая сила означает большую ответственность". И поэтому авторы пошли своим путём, вместо того чтобы в очередной раз рассказывать одну и ту же историю. Все уже наизусть знают про дядю Бэна, поэтому, как и авторы игры для PS4, сценаристы придумали оригинальную историю и на этот раз это не просто пересказ какого-то комикса. При этом в повествовании так много сюжетных арок, что некоторые не сразу замечаешь, но при должном уровне внимательности все сюжетные ходы ложатся в общую картину как кусочек пазла, нашедший свой место.


В фильме выстроен грамотный баланс между драмой и комедией, и второго значительно больше. В ход идёт всё - от неловких ситуаций до многочисленных отсылок к предыдущим киновоплощениям Спайдермена. Когда надо, сценаристы подводят героев к драматичной сцене, чтобы зритель смог прочувствовать горечь утраты, так что одной комедией дело не ограничивается. Другое дело, что даже эта оригинальная история вычерчена по знакомому до зубовного скрежета лекалу. Вот неопытный герой, он обретает силы и пытается совладать с ними, у него ничего не выходит, и он сдаётся, дальше момент просветления, условный прыжок веры навстречу новой жизни и последующий успех. Три ключевых акта разложены по полочкам и не отступают от известной концепции, но то, как всё это подаётся рискует взорвать зрителю мозг!

Первое что бросается в глаза это невероятно стильная картинка и выдающаяся манера анимации, которая заигрывает со зрителем ещё на этапе заставки. То, что начинается дальше очень сложно описать, но я попытаюсь. Если вы хоть раз видели комикс (бумажный, напечатанный, любой) - вам будет проще понять - каждый кадр фильма в какой-то степени - это картинка из комикса. Градация цвета в комиксе изменяется посредством сетки мелких объектов (точек, ромбов и т.п.) поверх основного цвета. Переход от мелких точек в крупные соответствует градации от светлого до тёмного оттенка. Авторы мультфильма переняли эту манеру и в движущемся изображении это создаёт невероятное ощущение именно ожившего комикса.


Во-вторых, так как в фильме используются персонажи из разных вселенных, у каждого из них свой собственный стиль рисовки. Нуарный Человек-Паук выполнен в чёрно-белой гамме и не воспринимает цвета - кубик-рубика становится для него загадочным артефактом. Пенни Паркер радует стильной аниме-стилистикой, которая распространяется не только на её внешность, но и на стильные кислотные заставки. Свин-Паук освежает в памяти мультфильмы 30-х годов с их анимацией "резиновых шлангов" (Rubber hose animation). А теперь представьте кадр, где все они находятся одновременно и каждый отрисован со своей стилистикой - выглядит это космически круто и завораживает до оцепенения.


В-третьих, авторы играются с частотой кадра - в некоторых сценах анимация намеренно выглядит недорисованной и дёрганной, но после определённых сюжетных событий всё меняется - тем самым авторы подчёркивают изменения, произошедшие в мировосприятии героя. Наконец, создатели усиливают ощущение анимированного комикса посредством текстовых врезок - если поначалу это просто жёлтые вставки текста внутреннего голоса героя ("Почему он такой громкий?", "Я, что, в комиксе?", то дальше разнообразные падения, взлёты и удары также сопровождаются визуальным озвучиванием - но недостаточно часто, чтобы это успело надоесть. Финальная заставка - это вообще праздник фаната Человека-Паука, где из красно-синего героя создают такой калейдоскоп узора, что буквально разбегаются глаза. Единственное что могу посоветовать - смотрите его в 2D - картинка настолько богата эффектами, что порой было непонятно то ли предметы расслаиваются из-за 3D эффекта, то ли это стилистика самого мультфильма. Ценители Спайдермена просто обязаны дождаться сцену после титров - Мигель и 1967 ждут вас.

Не подкачало и звуковое оформление - оно выгодно обрамляет визуальное пиршество и добавляет действию динамики. Отличное сочетание современных мелодий разных стилей подобрано аккуратно и изобретательно. Фанк, рэп и традиционные пафосные мелодии сливаются в грамотный ряд, от которого захватывает дух.

В оригинальной озвучке засветились такие звёзды как Махершала Али ("Карточный домик", "Люк Кейдж"), Николас Кейдж ("Мэнди", "Скала"), Лив Шрайбер ("Рэй Донован"), Крис Пайн ("Любой ценой", "Звёздный путь"), Оскар Айзек ("Из машины", "Аннигиляция") и многие другие, однако российским зрителям всех их стараний не услышать. Зато в кои-то веки локализация не вызывает стойкого отторжения - все персонажи озвучены крайне живо и эмоционально, так что особо можно не расстраиваться.

В фильме, кстати, есть камео Стэна Ли, которое он успел записать до своей смерти. Эпизод с ним короткий, как всегда, но тем не менее неожиданно трогательный. Поклонникам сцен после титров имеет смысл дожидаться в случае, если Мигель О'Харо и анимационный сериал 1967 года для вас что-то значат.

По окончании сеанса я поймал себя на мысли, что в фильме так много всего, что просто физически сложно воспринять его за один раз, поэтому я бы его с удовольствием посмотрел ещё разок-другой. Тёмная лошадка "необязательного и проходного" мультфильма обернулась главным сюрпризом этого года и остаётся только рекомендовать его к просмотру с удвоенной силой.


"Человек-паук: Через Вселенные" это, кажется лучшее, что вышло за последний десяток лет по Человеку-пауку! Включая игру для PS4 в сентябре этого года! Вот уж где действительно оригинальная история и космическая подача материала. История становления Майлса Моралеса оказавшегося в окружении пяти других пауков отлично балансирует на грани драмы и комедии, приправляя это уникальным визуальным стилем и умопомрачительными ракурсами. Авторы идеально отработали стилистику и до самого финала добавляют новые элементы, из-за чего становится страшно хоть что-то проморгать. Получилась настоящая феерия стиля и красок, которую просто физически сложно воспринять на раз. Там каждый кадр можно ставить на паузу и разглядывать. Если хоть немного нравится Spider-man пропускать мульт не стоит.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в декабре 2018
Кинокомикс про татуированного подводника с вилкой
Второй сезон похождений еврейской домохозяйки, ставшей стэнд-ап комиком
Фэнтезийный мультсериал про бухую принцессу, эльфа и демона
Шестисерийная драма про ФБР и осаду сектантов
Фантастика про города на колёсах и злобного историка
Детектив про журналистское расследование массового поноса
Сборник баллад про Дикий запад от братьев Коэн
Мультфильм про героев видеоигр и Интернет

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

spider-man into the spider-verse, обзор, cinema, кино, Человек-паук Через вселенные, movies, oscar2019, review, оскар2019, рецензия

Previous post Next post
Up