Рецензия на сериал третий-пятый сезоны сериала "Бумажный дом" (La casa de papel) 2019-2021

Apr 17, 2024 07:00



Я слышал, что последние три сезона "Бумажного дома" не столь хороши, как первые два, однако я всё-таки хотел их досмотреть, чтобы составить собственное впечатление. Просмотр последнего сезона у меня, мягко говоря, затянулся - приходилось буквально заставлять себя продираться сквозь часы откровенного бреда. С горем пополам, я всё-таки добил этот сериал и окончательно вычеркнул из своего списка. Что же мы имеем в итоге?


Сезон 3
После удачно осуществлённого ограбления монетного двора банда Профессора рассредоточилась по миру и наслаждается безбедной свободой. Токио и Рио живут на островке в Панаме, Найроби и Хельсинки в Аргентине, Денвер и Моника воспитывают ребёнка в Индонезии, а Профессор вместе с бывшей следовательницей Ракель наслаждаются жизнью в Тайланде. Райская жизнь на одиноком островке вскоре утомляет Токио, и она отправляется в город немного развеяться. Для связи они используют незарегистрированные спутниковые телефоны, по которым их и вычисляют. Токио удаётся сбежать, а вот Рио схватили, спрятали где-то и агрессивно пытают. Токио связывается с Профессором и просит его помочь спасти Рио. Для этого Профессор собирает старую команду, дополнив её несколькими новичками, чтобы ограбить Банк Испании и спасти соратника.


Сезон 4
Противостояние осевших в Банке Испании грабителей в красных комбинезонах и сил правопорядка переходит в открытое противостояние. Сбежавший начальник охраны Гандия постоянно устраивает вылазки из своего бронированного пульта охраны, терроризируя грабителей. Следователя Сьерру, которая находится на последних сроках беременности, увольняют от ведения переговоров, и она самостоятельно отправляется по следу Профессора.


Сезон 5
Ограбление входит в завершающую фазу, а территория Банка Испании превращается в место активных боевых действий. Власти штурмуют банк группой отборных головорезов, а Профессор объединяется со Сьеррой, которая умудрилась родить почти в полевых условиях. Удастся ли грабителям завершить запланированное и выберутся ли они живыми зависит массы непредсказуемых факторов.


Третий, четвёртый и пятый сезоны охватывают одно ограбление, наполненное ворохом деталей, которые раскрываются постепенно вплоть до самых последних серий. Из-за этого авторам всё время удаётся выкрутиться из любых безвыходных ситуаций. Тем не менее эти горки со взлётами и падениями очень быстро приедаются - сценаристы слишком быстро сваливаются в откровенный бред и "санта-барбару", в которой обилие родственников и скрытых "козырей" с обеих сторон конфликта начинает превышать разумные пределы. Фокус рассредотачивается и происходящее откровенно перестаёт увлекать. Слышать про очередного родственника, или очередной тёмный факт прошлого, который оказывает влияние на текущие события, надоедает слишком быстро.
Диалоги тоже скатились до уровня бесполезного трёпа. В первых двух сезонах авторы, если и злоупотребляли глупыми перепалками, то хотя бы старались их немного дозировать. Здесь же две трети диалогов - бесполезная болтовня, переливающая одни и те же факты из пустого в порожнее. Кроме того, былая изобретательность бесследно испарилась, а на её месте осталось пустое место и пианино в кустах, возникающее из ниоткуда.


Но больше всего раздражает нулевая логика происходящего, из-за чего сюжет становится невыносимым. Персонажи носятся с идиотскими идеями и совершают бессмысленные поступки. Сюжетная ветка с беременной переговорщицей вызывает стойкое желание перестать смотреть сериал и больше никогда к нему не возвращаться. Отчаянные попытки выглядеть "хорошими" в глазах общественности постоянно сковывают руки героям, вынуждая действовать по меньшей мере странно.

Особое место в истории занимает флэшбек со свадьбой Берлина с певицей и последующее за этим вовлечение в "семейный криминальный бизнес" взрослого сына Берлина. Авторы буквально встраивают историю про ограбление в историю про ограбление, чтобы потом сделать эффектный финт ушами с демонстрацией того, что и воры могут быть обворованы. Вот только проблема этого подхода лишь в том, что это уже было в тех же "Друзьях Оушена". Из-за этого любая попытка придумать что-то нетривиальное разбивается либо о бытовую логику, либо о несовместимые со здравым смыслом действия.

Как и в первых двух сезонах, авторы постоянно прыгают по флэшбекам, наполняя повествование обилием излишних деталей. Где-то, конечно, они становятся важной информацией, но в общей своей массе лишь запутывают. В сюжете полно моментов, которые можно было бы с чистой совестью пустить под нож, и рассказываемая история от этого бы даже не пострадала. Однако вместо этого зрителя буквально заставляют наматывать хронометраж по кругу высосанной из пальца драмы.

При этом, надо отдать должное, никогда не возникает путаницы где и что происходит. Формально рассказ ведётся одновременно в нескольких местах и в нескольких временных ветках - есть актуальное ограбление банка Испании, есть подготовка за несколько месяцев до ограбления, есть кадры планирования первого ограбления монетного двора, а также планирование всех этих ограблений задолго до событий сериала. При обилии временных периодов и задействованных персонажах путаницы не происходит - в том числе благодаря использованию "разных" наборов героев. Со времён первого и второго сезона часть персонажей погибла, поэтому всегда понятно, о каком периоде идёт речь.

По сравнению с первым-вторым сезоном, количество экшен сцен скакнуло в геометрической прогрессии. Постоянные перестрелки, перехват внимания, активные боевые действия и отчаянные сражения занимают гораздо больше времени. К сожалению, в погоне за зрелищностью, смысл и логика иссыхают и отваливаются бесполезным придатком, ставя крест на увлекательности происходящего. Невозможно сочувствовать персонажам, совершающим отчаянные и безмозглые поступки - это, пожалуй, главное упущение этих трёх сезонов.


Токио в исполнении Урсулы Корберо продолжает оставаться "главным рассказчиком" истории, чьи закадровые комментарии дополняют сомнительные действия героев. Мало того, что она без малого запустила цепь событий, затянувшихся на три сезона, так ещё и умудрилась скончаться к их финалу. Комментировать при этом она не перестала - и это один из многих примеров сломанной логики происходящего.


Альваро Морте в роли Профессора по сравнению с прошлым сезоном растерял свою безукоризненность. Из него сделали более человечного персонажа со своими пороками и слабостями - в этом они не прогадали. Другое дело, что авторитет "главного" теперь постоянно подвергается сомнению, из-за чего теряется налёт структурированности.


Педро Алонсо в образе Берлина теперь появляется исключительно во флэшбеках, однако их так много, что его "потери" практически не ощущается. Его харизмы более чем хватает, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, а дополнительные сюжетные ветки в прошлом служат фундаментом рассказываемой истории.


Из свежей крови можно выделить разве что Найву Нимри, сыгравшую инспектора Алисию Сьерру - образ, без сомнения, эффектный, но излишне гипертрофированный. За три сезона авторы вволю перелопатили её характер, пустив по сложному и запутанному маршруту эмоциональных испытаний, в которые совершенно перестаёшь верить.


Прямого продолжения "Бумажного дома" не планируется, однако в планах создать сериал-приквел спинофф про "Берлина". Личность он, конечно, эффектная, незаурядная и эмоционально нестабильная, поэтому может получиться интересно. Та самая сюжетная ветка про "старое ограбление" с вовлечением своей невесты и сына показало, что у персонажа хватает харизмы вытягивать даже банальное повторение "Друзей Оушена" в новых декорациях. Другое дело, это уже будет не совсем "Бумажный дом", а его ответвление.

Третий, четвёртый и пятый сезоны "Бумажного дома" оставляют двойственное впечатление. С одной стороны тут обилие сюжетных веток, разжёвывание недосказанностей, неожиданные сюжетные повороты и лихие афёры на каждом шагу. Но с другой стороны авторы очень много времени тратят попусту, заполняя хронометраж бесполезными диалогами, скучным выяснением отношений и бредовыми событиями со сломанной на корню логикой. Тем не менее к финалу они доползают с единственной изобретательной идеей, которая лишь слегка оправдывает пару десятков часов затянувшегося идиотизма и натянутой драмы.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Ещё один сборник рассказов Алесандра Грина
Метроидвания про гика в фэнтезийном замке
Экшен про карьерные возможности Мордора
Квинтэссенция жанра souls-like
Ролевая тактика про отряд боевых братьев
Триквел кинокомикса про космических изгоев-спасателей
Tower Defence про геноцид орков
Трактат об обществе потребления
Ужастик про коллективный сон

Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игры
Мой telegram-канал про покраску миниатюр

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

netflix, сериал, обзор, cinema, кино, series, movies, бумажный дом, tv show, review, рецензия

Previous post Next post
Up