"Парфюмер". Патрик Зюскинд

Jun 24, 2024 07:00



Вслед за сборником рассказов Александра Грина, я опять взялся за зарубежную литературу. На этот раз я взял с полки "Парфюмера" Патрика Зюскинда. Этот роман я уже читал лет 15 назад, но никогда не помешает перечитать хорошую книгу.


Возле рыбной лавки бедная торговка рожает нежеланного ребёнка и, собираясь от него избавиться, оставляет его там. Но ребёнок подаёт голос, тем самым раскрыв замысел матери и приговорив её к казни. Самого младенца отправляют в монастырь и назначают ему кормилицу. Однако кормилица открывается ухаживать за ребёнком, потому что он "не пахнет, как другие дети". Настоятель монастыря отправляет ребёнка подальше от себя - в приют мадам Гайяр. Там мальчик, которому дают имя Жан-Батист Гренуй, постепенно раскрывает себя с необычной стороны. Он удивительным образом распознаёт любые запахи, через которые он познаёт окружающий мир. Мадам Гайяр избавляется от уникума, сплавив его в кожевенную мастерскую. Однажды Гренуй натыкается на необыкновенный запах - он принадлежит юной девушке. В желании завладеть ароматом Гренуй случайно душит девушку и обнаруживает, что её запах испарился. Убийца понимает, что ему нужно освоить ремесло парфюмера, чтобы научиться выделять запахи и превращать в эссенции. Спустя несколько лет, Гренуй при первой же возможности убеждает стареющего парфюмера Бальдини взять его в подмастерья, продемонстрировав ему свои уникальные способности. Так начинается его долгий путь в процессе освоения ремесла получения и смешивания ароматов.

Сюжет книги на редкость затягивающий и увлекательный. Действуя в рамках исторического псевдореализма, автор вводит в мир уникального персонажа, который с одной стороны никем не примечаем, а с другой стороны стремиться заявить о себе. При большом отдалении книга представляется изощрённой сказкой, в которой сверхъестественные способности главного героя подчёркивают его отстранённость. Автор вкрапляет мистический элемент, стыкуя незавидную судьбу людей, попытавшихся перейти дорогу протагонисту.
При этом следует всё же держать в голове, что Гренуй - в первую очередь отрицательный главный герой. Он, ни много ни мало, серийный маньяк, преследующий определённые цели. Да, описанию и мотивации этих целей посвящена львиная доля романа, но это не умаляет самого факта, что он сознательно совершал целую серию преступлений. Лишенный материнской любви и сочувствия с самого рождения, Гренуй пытается найти своё место в жизни. На метафоре отсутствия собственного запаха Зюскинд рисует значимость собственной уникальности и её важности в социуме.

По факту, Гренуй - это лишний человек, который пытается найти своё место в этом мире и проходит разные стадии осознания себя в обществе. Сначала Гренуй подражал себеподобным и старался не выделяться, однако его "особенности" насильно выделили его - ровесники его скорее избегали, чем принимали. Когда он начал осваивать ремесло парфюмера, он стал ценным ресурсом для своего работодателя Бальдини, но этот вариант ограничивал его развитие и стремления.
Интересен следующий эпизод жизни Гренуя, когда он отправился в другой город, а по пути попытался отстраниться от человечества - он забился в небольшую пещерку на вершине потухшего вулкана и вёл там отшельническое существование, пребывая большую часть времени в собственных ароматических воспоминаниях. То есть, он попытался оторваться от социума и существовать исключительно ради себя. Но и этот вариант ему не подошёл, потому что в отсутствии окружающих запахов ему привиделась собственная вонь, которой он не смог стерпеть. Это стало толчком для следующего этапа адаптации - он создал себе "человеческие духи", чтобы люди смогли учуять его присутствие. В дальнейшем это развилось в идею о контроле и манипуляции человеческого сознания через запахи. Здесь в роман вступает тема власти и её воздействие на общество. Гренуй обретает власть благодаря контролю над эмоциями людей при помощи ароматов. Но даже обретя подобную власть, герой осознаёт её бессмысленность - истинная сила заключается не в контроле над другими, а в способности управлять самим собой.

В прошлый раз я читал книгу лет 15 назад. По сравнению с прошлым разом я обратил внимание, что описываемые в книге образы стали более объёмными. Не в том плане, что я стал думать в 3D, но глубина описываемых характеров показалась интенсивнее и ярче.
Стало очевиднее исследование автором социальных норм и ценностей, присущих обществу, которое оценивает людей по внешним признакам, игнорируя их внутренний мир и индивидуальность. В этом свете протагонист оказывается жертвой системы, которая не позволяет ему быть самим собой. Отсюда вытекает мысль, что человек должен стремиться к самопознанию и саморазвитию, чтобы достичь гармонии с внешним миром.

"Парфюмер" оставляет приятное впечатление. Интригующий мрачный сюжет с псевдоисторической подоплёкой, щепотка мистики и яркие образы, создаваемые во многом благодаря уникальной манере описания запахов, надолго задерживаются в памяти, а значит стоят того, чтобы с ними ознакомиться.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Японский слэшер про спасение сестры
Сиквел мультфильма про Человека-Паука в мультивселенных
Сериал про мрачную девочку в сверхъестественной школе
Заключительные сезоны сериала про актёра-киллера с депрессией
Финальные сезоны сериала про ограбление по-испански
Ещё один сборник рассказов Алесандра Грина
Метроидвания про гика в фэнтезийном замке
Экшен про карьерные возможности Мордора
Квинтэссенция жанра souls-like

Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игры
Мой telegram-канал про покраску миниатюр

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.

Парфюмер, books, review, обзор, Патрик Зюскинд, рецензия, книги

Previous post Next post
Up