Разработчик: Pocketwatch Games
Платформа: PC
Дата выхода: апрель 2013
Время прохождения: 9 часов
Игру под названием Monaco я приобрёл уже давно на одной из распродаж. Мне понравилась концепция авантюрного ограбления, где надо было пробираться по сложному интерьеру мимо толп охранников, прятаться в тени и следить за тем что видно, а кого - нет. Теперь настала пора ознакомиться с ней поближе.
Инспектор Волтер допрашивает задержанного по кличке Взломщик (Locksmith), выясняя обстоятельства недавних событий. Город потрясла целая серия дерзких ограблений, и инспектор пытается докопаться до правды. Взломщик, вместе с группой приятелей встречает изобретательного афериста по кличке Джентльмен, когда пытается раздобыть паспорта и деньги, чтобы уехать из страны. Джентльмен предлагает совершить ряд ограблений, чтобы похитить его арестованную собственность.
Однако это лишь половина истории. Следующим на допрос к инспектору Вольтеру попадает Карманник (Pickpocket) - другой член преступной команды. Он пересказывает уже известные факты совершенно под другим углом, где выясняется, что участники ограбления оказались замешаны в комплексную схему личных счетов разыскиваемого богача Дэвида, который инсценировал собственную смерть, чтобы уйти от преследования.
Сюжет игры подаётся через немногословные диалоги в начале каждой миссии и до определённого момента они с трудом согласуются с миссиями. Скромный бюджет инди-игры и пиксельная стилизация ставит крест на любых попытках создать эмоциональную связь хоть с одним из персонажей, поэтому за течением сюжета наблюдаешь в полглаза. Отсутствие озвучки и ярко выраженной индивидуальности у персонажей лишь усугубляет ситуацию.
По факту, весь сюжет - это театр болтающих разноцветных силуэтов, из которых щипцами приходится вытягивать детали и обстоятельства происходящих событий. Если же пропускать диалоги совсем, то вся интрига растворяется словно утренний туман к полудню и игра превращается в сборище однообразных упражнений на внимательность.
Игроку на выбор предлагается выбрать одного из восьми персонажей и отправиться на разграбление условного объекта. Изначально перед нами лишь его схема с потенциальными входами и выходами, однако по мере исследования карты, "туман войны" пропадает и становится видна более подробная структура местности. По карте перемещаются охранники и гражданские, а нам требуется добраться до ключевого объекта (желательно незаметно), а потом покинуть объект. Всё приходится делать в режиме реального времени, поэтому порой соображать приходится быстро и часто импровизировать.
Каждый из восьми персонажей обладает стандартным набором навыков, которые дополняются уникальными для каждого возможностями. Взломщик взламывает замки на дверях вдвое быстрее остальных, Уборщик (Cleaner) вырубает охранников, Карманник (Pickpocket) везде ходит с обезьянкой, ворующей деньги, и вдвое быстрее остальных проходит через окна и вентиляции, Наблюдающий (Lookout) может отслеживать охранников, скрытых "туманом войны", Крот (Mole) может проламывать любые стены, Хакер вдвое быстрее взламывает компьютеры и охранные системы, Джентльмен обладает автоматической временной маскировкой, а Рыжая (Redhead) может очаровывать охранников. Любопытный момент заключается в том, навыки персонажей категорически неравноценны, а ситуацию на уровне совершенно невозможно предсказать заранее. Как результат, приходится либо подстраиваться под обстановку, меняя план на лету, либо переигрывать, подбирая персонажа эмпирически, чтобы завершить уровень с более высоким рейтингом.
Однако здесь же кроется одна из ключевых проблем игры - разработчики совершенно не подталкивают игрока к экспериментам. Любую миссию можно завершить любым персонажем. Поднятая тревога длится совершенно недолго и спустя минуту всё возвращается в изначальное состояние. Если персонажа подстрелили, всегда есть возможность сбежать в кусты, отсидеться, восстановить здоровье и продолжить исследование как ни в чём не бывало. Игра практически никак не наказывает за безумную гонку по уровню - можно пронестись перед лицом у охраны, похитить нужный предмет и безнаказанно сбежать.
Ситуацию усугубляет бэктрекинг уровней. Две сюжетных кампании (за Взломщика и Карманника) содержат один и тот же набор отзеркалированных уровней со слегка изменёнными целями и сюжетной подоплёкой, которая совершенно не влияет на происходящее на уровне. На финальных уровнях охраны становится значительно больше, а персонажи остаются на том же уровне способностей, чем и достигается "сложность". Продраться через ворох снующих охранников, не задев сигнализацию - надо ещё постараться. Игровые механики, хоть и кажутся любопытными, через пару часов приедаются и начинают казаться искусственным затягиванием процесса. На уровне можно творить любую дичь, вплоть до истребления всех охранников выстрелами из дробовика, а сюжет будет продолжать рассказывать историю изобретательных мошенников.
Играть можно как с клавиатуры, так и с геймпада. Второй вариант мне показался удобнее, потому что стиком легче лавировать по коридорам и управлять конусом зрения персонажа. Дело в том, что весь уровень покрывает туман войны, а охранников и гражданских можно видеть только в поле своего зрения. Поэтому вся игра превращается в борьбу за информационное поле - чем больше ты увидишь на уровне, тем больше у тебя возможностей.
Визуально игра стилизована под скромный пиксель-арт, где персонажи представлены условными квадратными образами с двигающимися головами и руками. Вся игра происходит с видом сверху, поэтому о какой-то высокой детализации не может быть и речи. В разноцветных кубиках постепенно угадываются различные помещения, хотя некоторые элементы так и останутся загадочными квадратными пятнами. Из-за этого, кстати, игра очень плохо "читается" - порой очень сложно понять, что где находится и за что отвечает. Особенно это актуально для первых уровней, в которых даже обучения как такового нет.
Здесь следует отметить, что игра активно пополняется пользовательским контентом - любой может создать "уровень", или целую игровую кампанию, и опубликовать его на откуп сообществу. Одной из популярнейших кампаний стала "Tutorial", в которой более менее подробно расписываются возможности каждого из восьми персонажей и объясняются ключевые механики - где тут двери, окна и компьютеры. Как маскироваться и что означают определённые символы на карте.
В 2001 году выходила игра про ограбления "The Sting!", известная в России под названием "Ва-банк!" - там надо было собирать команду воров с разными умениями, а потом пошагово планировать ограбление. От Monaco я ожидал чего-то похожего, однако она оказалась совсем другой. У неё есть интересные идеи, но они разбиваются о топорную реализацию.
Игру я поместил в 15-часовую категорию, но двойную сюжетную кампанию пробежал за 9 часов. После её прохождения у меня осталось 63 игры в бэклоге. При этом я вообще не вникал в кооперативный режим и не исследовал пользовательский контент. В кооперативном режиме каждый игрок берёт под управление одного из доступных персонажей и нужно согласовывать свои действия. Плюс, те самые конусы зрения позволяют видеть в два раза больше контента, что порой облегчает и без того не сложное прохождение.
"Monaco: What's Yours is Mine" вызывает спорные ощущения. С одной стороны, у неё неожиданно любопытный сюжет и разнообразие доступных персонажей, но с другой - низкая цена ошибки и подслеповатые условности. Возможно игра раскрывается с лучшей стороны в кооперативном мультиплеере, но у меня не было возможности его испытать. Как однопользовательская игра, Monaco не способна предложить широкий спектр возможностей, а потому быстро приедается.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Сериал про ведьму и синтета в ситкоме Сатирическая комедия Коэнов про неудачный шантаж бывшего ЦРУ'ника Анимэ про ведьму на метле, доставляющую посылки Финская игра про машину времени со встроенным сериалом Ромком про персонажа видеоигры Летние приключения японских школьников, сражающихся с демонами в параллельном мире Второй сезон про убийцу монстров с привязавшимся предназначением Байопик про авторов сериала "Я люблю Люси" Сиквел о похождениях рыжеволосой охотницы в футуристическом мире животнообразных роботов Оскароносная драма про охотника и жертву Приключения умершей девочки в Аду Сериал про корейцев в смертельно-опасной детской игре Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.