Разработчик: Omega Force; P Studio
Платформа: PS5
Дата выхода: февраль 2021
Время прохождения: 53 часа
В ожидании релиза Horizon Forbidden West взялся за Persona 5 Strikers, которую раздавали в январе. Несколько лет назад я играл в оригинальную Persona 5, потом я пропустил её улучшенную версию Persona 5 Royal, так что Strikers не была для меня полностью тёмной лошадкой. Чего я не ожидал, так это полноценного сюжетного продолжения с кардинальной сменой геймплея, которая пошла игре на пользу. Игру я осилил за 53 часа, так что теперь могу полноценно поделиться впечатлениями.
Спустя четыре месяца после событий оригинальной Persona 5 главный герой возвращается в Токио месте с котом Морганой, чтобы провести время со своими друзьями и устроить совместный кемпинг. Все старые знакомые соглашаются - хулиган Риюджи Сакамото, бывшая модель Энн Такамаки, художник Ёске Китагава, студентка Макото Нииджима, школьница-компьютерный гений Футаба Сакура и дочь политика Хару Окумура. Все вместе они отправляются в торговую зону и натыкаются на открытие нового магазина популярного дизайнера одежды Алисы Хираги. Она продвигает новую коллекцию и предлагает запрос дружбы через приложение голосового помощника EMMA. Друзья принимают запрос и понимают что оказались в знакомом метаверсе (Metaverse), где становятся свидетелями того, как Тени похищают людские Желания (Desires). Кроме того, Теневая копия Алисы Хираги, которая по странному стечению обстоятельств целиком и полностью заведует этим параллельным миром, являясь здешним Монархом (Monarch), сбрасывает героев в канализацию, где они встречают странную девушку Софию, которая представляется Искусственным Интеллектом и "компаньоном человечества". Выбравшись из канализации и метавёрса группа Фантомных Воров Сердец (Phantom Thieves of Hearts) обнаруживает что люди с похищенными Желаниями полностью меняют своё поведение. Герои решают разобраться с Монархом и вернуть украденные Желания, чтобы спасти пострадавших.
ЕММА и София позволяют группе свободно перемещаться между реальным миром и метавёрсом, поэтому они начинают собственное расследование в своём фирменном стиле - поиск пути к сокровищнице Желаний и отправка Карты Вызова прилагается. Однако они не подозревают, что проблема значительно серьёзнее. Совсем недавно по всей стране прокатилась волна "перемены сердец", которая приводит к странному поведению целых групп людей, включая довольно влиятельных личностей. Полиция подозревает, что во всём виноваты Фантомные Воры, поэтому организует полномасштабное расследование. Инспектора Зенкичи Хасегаву назначают расследовать происшествия и отыскать Фантомных Воров.
Игра продолжает сюжет оригинальной Persona 5 и действие происходит на летних каникулах аккурат через 4 месяца после финала основной игры. Это автоматически повышает порог вхождения - людям, в глаза не видевшим оригинал будет очень сложно. Мало того, что тут вырви-глазная аниме-стилистика, так ещё и сразу десяток главных героев и ещё больше специфичных терминов, которые никто не собирается объяснять - мол, вы-то и так в курсе, так ещё и новые понятия формируются на базе уже имеющихся знаний.
Сюжет игры развивается по лекалу оригинальной игры, поэтому ключевые моменты можно угадать по определённым предпосылкам. Но даже без этого в сценарий заложено достаточно сюжетных поворотов, чтобы вдоволь погрустить и посмеяться. На этот раз сценаристы активно напирают на моральные ценности, внутренний стержень человека и целительную силу взаимопомощи. Каждый встреченный Монарх - обиженный одиночка, который, базируясь на благих намерениях, выстлал свою дорогу в ад. Фантомные воры становятся голосом разума, которые раз за разом демонстрируют тщетность такого подхода, аргументируя важность веры в свои идеалы и сильную поддержку близких. Кроме того, всплывает тема свободы воли и тирании в любом виде. Интересно, что несмотря на повторяющуюся идею, сюжет выдерживает несколько итераций, каждый раз подбирая очередной человеческий порок, ставший слабым местом Монарха.
Интересный момент, что у нас тут с десяток разномастных героев, с которыми игрок уже знаком, поэтому подробного представления каждого в отдельности не будет. Всё это было в оригинальной Persona 5 и этому там посвятили достаточно времени - в том числе раскрытию несправедливости, которая позволяла персонажу заключить контракт со своей Персоной. Тем не менее, авторы не оставили игроков без приятного момента пробуждения новых Персон. В игре есть два новых персонажа, которые переживут эмоциональную травму и найдут в себе силы сражаться за правое дело. Так что как минимум два пробирающих до мурашек момента с "I am thou, Thou art I" тут будут.
Любопытно, что в первой части каждый новый член команды Фантомных Воров раскрывался в личном деле - событии, которое касалось его напрямую. В "Strikers" вместо этого используется ассоциативная эмоциональность - к каждому Монарху находит подход какой-то конкретный член команды. Бывшая модель Энн помогает дизайнеру одежды, художник Ёске - писателю, и так далее.
Кроме того, стоит упомянуть, что авторы довольно жёстко критикуют современное общество, зависающее в телефонах более чем полностью - под конец население буквально превращается в зомби, уткнувшихся в экран мобильно телефона! Финал истории хоть и выглядит предсказуемым, оставляет на удивление приятное послевкусие терпкого летнего приключений, по которому точно будешь скучать. Не каждой игре такое под силу, поэтому такое надо ценить.
Из серии Persona я играл только в Persona 4 Golden на PSVita и Persona 5 на PS4, так что я знал, чего примерно ждать от новой игры, однако в Strikers оказалось достаточно геймплейных отличий, чтобы удивить меня. Ключевая концепция осталась неизменной, но дьявол кроется в деталях. Как и прежде действие разворачивается одновременно в реальном мире и в параллельном мире Метавёрс, однако значимость реального мира и взаимодействия в нём значительно понизили. В частности, исчезла пошаговость действий и временные ограничения. Переключаться можно в любой момент и каждый поход в Метавёрс не будет сдвигать таймер времени - а значит мотаться туда-сюда за пополнением припасов значительно проще. Действие разворачивается во время летних каникул, поэтому не надо тратить пол-дня на посещение школы. Кроме того, всю возню с экипировкой значительно упростили - в телефоне главного героя появился магазин, в котором мгновенно покупается всё что нужно. Атрофировали и систему Помощников, у которых надо прокачивать уровень взаимоотношений. Тут у нас, на минуточку, полноценное дорожное приключение с посещением разных городов Японии и знакомством с элементами японской культуры. Вместо Помощников у нас теперь есть общий уровень Связи (Bond), который прокачивается с выполнением квестов и запросов. Запросы поступают на мобильный телефон постепенно по мере прохождения сюжета - там есть как уникальные персональные задания от друзей, так и рутинные просьбы по добыче материалов с обязательным бэктреккингом. Самое забавное, что выполнять весело и то, и другое - уж больно хороша здешняя боевая система.
Persona 5 была традиционной jRPG с пошаговыми боями, а вот Striker относится к слэшерам категории Мусоу - где на одного война приходится десятки, а то и сотни хилых врагов, среди которых периодически попадаются жирные мобы. Соответственно, вся боёвка работает в реальном времени с комбо, уворотами и применением спецспособностей, для которых применяются Персоны. Кроме того, главный герой ходит в отряде из 4 человек и между ними всеми можно в любой момент переключаться. У каждого персонажа есть стихийная специализация, которой надо бить по стихийной слабости встреченных Теней, а также четырёхступенчатая система прокачки боевых навыков. Кроме того, больно ударив врага по слабому месту, к нему же можно применить атаку Все на одного "All-on-One", а регулярно переключаясь между персонажами, можно быстро накопить возможность эффектного суперудара (у каждого персонажа он свой). Персоны наших сотоварищей тоже обладают ворохом навыков, список которых стабильно растёт, поэтому со временем приходится заменять активные способности, исходя из ситуации и боевого стиля. В частности, слэшерные бои вынудили ограничить магические способности по покрываемой территории - простые заклинания охватывают небольшой пятачок прямо перед героем, тогда как продвинутые версии накрывают широкой трапецией большую площадь, а значит и врагов. Количество врагов увеличилось экспоненциально - слабые тени возникают десятками, более мощные представители обретают форму и начинают применять разные способности, от которых приходится уворачиваться. Поначалу здешний ритм выглядит безумным мельтешением героев, цифр и спецэффектов, среди которых сложно уследить за происходящим. Однако, через пару часов привыкаешь к стилю, ритму и форме подачи информации, поэтому играть становится значительно проще.
Никуда не делась и Фиолетовая Комната, где мы можем прокачивать и создавать новые Персоны. Список Персон и их уровневая организация напрямую перекочевала из оригинальной Persona 5, а персонажей и их Персоны снова придётся прокачивать с нуля. Вообще весь микроменеджмент имеющихся персон - это такая игра в игре, когда ты натурально казнишь пару персон, чтобы получить новую более мощную, и она может наследовать некоторые навыки предыдущих двух! Ближе к финалу открываются опции казни трёх и даже четырёх персон, а чтобы получить себе в ростер новую мощную персону, придётся постараться прокачать до определённого уровня старичков.
К управлению приходится некоторое время привыкать. Персонажи двигаются достаточно резко, поэтому поначалу я даже сбавлял чувствительность камеры, чтобы окончательно не потеряться в происходящем. Со временем к темпу привыкаешь и даже начинаешь пользоваться ускорением, чтобы двигаться по уже зачищенным локациям ещё быстрее.
Технический же уровень исполнения является довольно спорным моментом. Игра базируется на старом движке, который, похоже, не способен к масштабированию. Поэтому тут довольно стерильные и пустоватые локации с точками перехода и периодическими подзагрузками, хотя казалось бы - что тут подгружать? Модельки страдают от дефицита полигонов и разнообразия анимаций, но это искупается стилем.
Кроме того, ещё во времена оригинальной части я восхитился системой диалогов. Дело, конечно, не в её вариативности - почти всем персонажам плевать, что вы там скажете, но возможность переключаться между автоматической прокруткой диалога или его последовательным ручным листанием дорогого стоит - особенно, когда у игры нет локализации на великий и могучий. О возможности просмотреть листинг диалога или быстро его промотать за ненадобностью я вообще молчу.
Визуальный стиль не претерпел изменений, поэтому игра выглядит так же стильно и эффектно - модные комиксные вставки, безумные полёты камеры, и неординарный интерфейс. Авторы увеличили количество кат-сцен на движке игры, что выглядит свежо, хотя по современным меркам уровень здешней анимации отстал от современных игр лет на 10. Изредка по праздникам авторы радуют вставками полноценного аниме, когда требуется изобразить что-то эмоциональное или грандиозное, как, например, шоу фейерверков.
Звуковое оформление снова на высоте - саундтрек пополнился новыми композициями, под которые разбираться с Тенями - одно удовольствие. Мелодичный техно-рок с вокалом отлично дополняет сражения и его можно даже слушать в отрыве от самой игры. Пару композиций я даже закинул себе в плейлист.
До моего знакомства с серией Persona я обходил японские РПГ и вообще всю анимешную стилистику стороной. Однако после массы хвалебных отзывов на пятую часть, я сначала решил попробовать предыдущую (Persona 4 Golden - она и стоила дешевле и на портативке в дороге в неё поиграть можно было). залипнув в ней на несколько десятков часов, решил, что раз пятую хвалят ещё больше, оно того стоит. Пятая часть зацепила с потрохами - необычная подача сюжета, толпы интересных персонажей с собственными нетривиальными историями, резкие сюжетные повороты и нарастающая масштабность происходящего. С тех пор я искренне советую игру всем подряд, несмотря на её высокий порог вхождения (отсутствие локализации тоже может подрубить некоторым крылья на подлёте). Со "Strikers" всё проще - если понравилась оригинальная Persona 5, Strikers зайдёт на ура.
"Persona 5 Strikers" это во всех смыслах отличное продолжение оригинальной Persona 5. Я даже удивился, насколько было приятно вернуться в знакомую вселенную и узнать ещё одну историю о Фантомных Ворах. Кроме того кардинальная смена геймплея пошла игре на пользу - вместо неторопливых пошаговых боёв тут слэшер Мусоу с сотнями врагов и более высоким темпом, к которому требуется привыкнуть. Как самостоятельная игра, Persona 5 Strikers слишком сложна для восприятия - в ней много чего завязано на сюжет оригинальной Persona 5, так что браться за неё без освоения оригинала категорически не рекомендую. В остальном - это отличная игра, которая подарит несколько десятков часов хорошего и местами непредсказуемого сюжета.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Оригинальная Persona 5 Второй сезон про убийцу монстров с привязавшимся предназначением Сиквел о похождениях рыжеволосой охотницы в футуристическом мире животнообразных роботов Оскароносная драма Коэнов про побег от неизбежного Приключения умершей девочки в Аду Сериал про корейцев в смертельно-опасной детской игре Хардкорный платформер про братьев Чашечек Авантюрная притча про грабителей и набожную старушку Кооперативное приключение о семейной паре на грани развода Сиквел кооперативной кухни в экстремальных условиях Сатирический фильм-катастрофа про приближающийся к Земле астероид Кооперативный экшен про побег из тюрьмы Морозное приключение исследовательницы мира животноподобных роботов Квадриквел киберпанк противостояния машин и людей Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.