Самоизоляция давит до такой степени, что начинаешь смотреть российские фильмы. Я даже устроил небольшой марафона по фильмам Анны Меликян ("
Русалка"-"
Звезда"-"
Фея") и получилось вполне неплохо. Вспомнилось, что после "Лета" и "
Изображая жертву" возникала мысль посмотреть что-то ещё из режиссёрских работ Кирилла Серебренникова, и, раз уж пошла такая пьянка, выбор пал на школьную драму с религиозным подтектом "Ученик". Вот и посмотрим что там к чему.
Старшеклассник Венеамин Южин ознакомился с Библией и осознал несовершенство мира вокруг себя. Вооружившись цитатами и отрывками из священного писания он начинает пропагандировать праведный образ жизни. Некоторые идут ему навстречу, другие открыто сопротивляются, как например учительница биологии Виктория Исакова. Чтобы достучаться до Вени, она сама начинает изучать Библию, чтобы закидывать ученика противоречивыми цитатами. Вот только Веня для себя уже всё решил, и чем глубже он погружается в текст Библии, тем радикальнее становятся его суждения.
В основе сценария фильма лежит пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга "Мученик", которую Кирилл Серебренников переработал, перенеся действие из Европы в российскую глубинку. Это повлияло в первую очередь на мелочи, которые не очень вяжутся с российскими реалиями (тем более за пределами крупных городов). Директриса, которая пытается всех примирить, непомерно огромный и ухоженный бассейн в провинциальной школе, европейская манера подачи полового воспитания - всё это настолько нетипично для России, что убедительность сеттинга распадается на глазах. Что-то попытались замазать "прогрессивной методикой преподавания", другое списали на общую толерантность окружающих, но проблема в том, что использованный базис не вяжется с объективной реальностью.
Зато во весь рост встаёт иносказательность происходящего. Окончательно забив на правдоподобность и реалистичность происходящего, начинаешь воспринимать сюжет не событиями, а образами, которые эти события отождествляют. Да, Серебренников не стремится раскрыть происхождение корней христианства у главного героя, но это ему и не интересно. Гораздо увлекательнее создать ситуацию, в которой герой, брызжа слюной на окружающих, будет цитировать строки из Библии, прыгать по партам в костюме гориллы, кричать на ногу однокласснику, а то и вовсе раздеваться догола перед всем классом, который дружно снимает происходящее на телефоны. Или сцены, где учительница биологии теряет связь с реальностью и разрушает свою собственную личную жизнь, всё сильнее погружаясь в дебри Священного Писания, в попытках отыскать те слова, что докажут Её правоту. Всё это нужно для одной простой цели - поставить под сомнение написанное Слово, которое должно быть не догматом в первой инстанции, а отправной точкой для собственных умозаключений. Правилом жизни должно быть адекватное восприятие реальности и грамотный баланс социальных связей, завязанных на эффективное взаимодействие.
Именно это правило жизни нарушают все персонажи без исключения. Здесь попросту некому сочувствовать, поэтому происходящие события воспринимаются наглядной деградацией человечества, причём она поражает как младшее поколение, у которого и жизненного опыта ещё нет, так и старшее поколение, которое наломав своих дров, даже не стремится хоть как-то исправиться.
Режиссёр Кирилл Серебренников щедро снабдил повествование религиозными цитатами, которые для ясности сопровождаются соответствующими титрами и это усиливает впечатление от доносимой мысли. Регулярно всплывающие номера стихов и абзацев становятся доказательным базисом, что озвученные мысли не взяты с потолка. Однако именно в таком виде - вырванными из контекста отрывками - они становятся отравленными кинжалами, которые герой кидает во всех окружающих и доводит многих до отчаяния. Любое произведение нужно воспринимать целиком, пропустить через себя, сделать выводы и жить дальше. Делать произведение карманным путеводителем по изменяющейся жизни, и при любом столкновении тыкать пальцем в написанное - это уже не вера, а фанатизм. Собственно, именно эту мысль и развивает Серебренников - без должного воспитания чувств и интеллекта, даже здравые мысли обретают серый оттенок, с каждым днём мрачнея под гнётом обстоятельств. Именно за этой трансформацией следить интереснее всего.
Помимо этого, фильм паразитирует не только на отрывках из Библии, но и на религиозных образах, которые ровным слоем размазаны по всему хронометражу. Ярче всего выделяются крайне показательные сцены, где Веня обращается к Отцу и ему мерещится распятие, но по факту речь идёт о психологической детской травме и проблеме неполной семьи, ведь Веня обращается не к Отцу, а к отцу. Очень интересно в этом плане построен диалог между сыном и матерью, когда граница между этими двумя отцами размывается. Сразу становится понятно, что проблема героя заложена в юношеском максимализме и подростковом кризисе, когда он пытается найти своё место в окружающем его агрессивном мире. Мире, где он сам сколачивает из досок, а потом через весь город сам несёт свой крест.
Интересный момент, что весь актёрский состав перешёл из спектакля "(М)ученик" того же Кирилла Серебренникова, разве что на роль главного героя Вени взяли Петра Скворцова. К актёрскому составу придраться практически невозможно. Все отыгрывают свои роли предельно искренне и убедительно, разве что отсутствуют некоторые мотивационные мотивы, но это можно оставить на совести сценариста, которому это не интересно. Веня из религиозного энтузиаста становится натуральным фанатиком. Его мама (Юлия Ауг), которая искренне ненавидит своего сына, не воспринимает его как живое существо со своим мнением, в определённый момент бросается в другую крайность и становится излишне набожной. Учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова) сначала выглядит крайне здравомыслящим человеком, но столкновение с принципиальностью Вени пробуждает в ней собственный бунт, под давлением которого разрушаются её личная жизнь и карьера, а она даже не замечает этого. Отец Всеволод (Николай Рощин), который должен был бы стать ключевой фигурой в формировании правильного осмысления божьего слова, на деле оказывается пустым ярлыком, прикрывающимся яркими брошюрками.
Фильм оставляет крайне тяжелое впечатление. Герои и их поступки тяжёлым грузом ложатся на восприятие и вызывают отвращение в каждом своём аспекте. Да, здесь есть немного юмора и сатиры, но они полностью перекрываются личными трагедиями героев, которым не хочется сочувствовать. Если изначально настроиться на общую мрачность происходящего, смотреть становится чуть легче.
"Ученик" эта злая и остросоциальная драма, после просмотра которой натурально может стать плохо. В фильме нет ни одного положительного персонажа, а правда каждого из них настолько шатка и спорна, что становится страшно. Религия - слишком обширная тема, которая не вмещается в рамки двухчасового фильма, но показать то, как благими намерениями расстилается дорога в ад, режиссеру удалось.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей Экранизация фантастики с абсурдным британским юмором Сериал про комедийное средневековье Игровые новинки июля 2020 Российская драма про геймдизайнера и реинкарнацию Платформер про спасение волшебного леса Комедийный детектив про американцев в Европе Второй сезон сериала про разборки Ватикана Японская игра про эко-террористов Драма про любовь танцовщицы-русалки и сына чиновника Мистический детектив про замёрзший Нью-Йорк Драма про молчаливую девочку с зелёными волосами Основы педагогики для родителей в художественной форме по Макаренко Мультфильм про приключения двух братьев и половинку их отца Сиквел кооперативного экшена про расхитительницу гробниц, собирающую осколки египетской статуи Сериал про 47-мальчика в белом одеянии верховного папы Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.