В период вспышки короновируса и всеобщей самоизоляции, иногда делаешь странные для себя вещи. Например, начинаешь смотреть русское кино. Некоторое время назад тесть порекомендовал ознакомиться с творчеством режиссёра Анны Меликян. А тут как раз недавно вышел её новый фильм "Фея", который стал третьей частью условной трилогии. Так как я не могу просто взять и посмотреть даже "условную третью часть", я начал с начала - с фильма "Русалка".
Девочка Алиса живёт в приморском городке с мамой, которая страдает от необходимости воспитывать дочку, и бабушкой, которая только и делает, что целый день раскачивается в своём кресле-качалке. Алиса всё ещё верит, что когда-нибудь её отец вернётся и все они будут жить долго и счастливо. Однако время идёт, девочка растёт, мечты стать балериной замещены необходимость петь в хоре, потому что он ближе к дому, и однажды, застав мать с новым ухажером, Алиса решает перестать разговаривать, а вскоре её главным желанием становится уехать куда подальше. По странному стечению обстоятельств её желание осуществляется и всем семейным кагалом они отправляются искать счастья в Москве. Там девочка сменяет одну примитивную работу на другую, пока, наконец, жизнь не бросает ей на голову "принца" - бизнесмена Сашу, продающего участки на Луне, в которого Алиса безответно влюбляется.
Сюжет фильма на поверку оказывается осовремененной сказкой про Русалочку, адаптированной под российские реалии. Причём адаптирован он настолько хорошо и естественно, что от просмотра довольно быстро начинаешь получать эстетическое удовольствие. Все сказочные заимствования получают подробное объяснение и от каждого образа, сцены и персонажа веет правдоподобностью. Даже условные фантастические моменты всегда можно списать на стечение обстоятельств, судьбу и совпадение. Диалоги живые и понятные - сложные мысли заворачиваются в простую обёртку, поэтому воспринимается кино как легкая комедия, но по факту под капотом прячет гораздо больше.
Режиссёр Анна Меликян крайне изобретательно подходит к повествованию, в котором главная героиня крайне быстро взрослеет, столкнувшись со сложностями и предательствами этого мира. Местные герои это целый калейдоскоп комплексов и психологических стереотипов, которые можно последовательно изучать под микроскопом. Почти всё, что можно было сделать не так в воспитании ребёнка, было сделано и привело к формированию оторвы с добрым сердцем. При этом окружающие её люди - не плохие, а просто такие же заблудившиеся по жизни несчастные существа. В глубине души - каждый из них такой же потерявшийся ребёнок, как и главная героиня, что сидит перед яблоней и ждёт, когда с неё упадёт очередной плод.
Каждый из героев что-то ищет в этой жизни, но не все находят. Однако шутка тут в другом - они все не просто ищут, но и не знают, что ищут, поэтому ощущают себя несчастными. Главная героиня же, наоборот, практически всегда знает, чего хочет и самые заветные желания материализуются. Фильм вообще очень творчески подходит к повествованию и использует целую обойму проверенных приёмов. Среди них и нарративный закадровый голос главной героини, и диалоги с окружением, которое подсказывает текущее эмоциональное состояние, и механика снов, в которых можно воплотить в жизнь свои фантазии, да к тому же уместив их на одном статичном ракурсе.
Мария Шалаева, сыгравшая главную героиню Алису, демонстрирует невероятно искренний уровень игры - в её героиню хочется искренне поверить. Детская наивность, которая постепенно трансформируется в естественную доброту, оказывается главным двигателем и создающим настроение фактором. Её героиня оказывается очеловечиванием чуда - странного, неожиданного, но существующего явления. Этот момент добавляет всем "волшебным" аспектам второе дно - действительно ли яблоки падают от пристального взгляда? Правда ли, что человек может повелевать погодой? Можно ли узнать будущее? Достаточно ли заключить человека в домик из ладоней, чтобы его стали объезжать несущиеся по дороге машины? Да - если ты живое воплощение чуда на земле.
Саша в исполнении Евгения Цыганова вызывает забавное двойственной чувство. С одной стороны он фактически отрицательный персонаж, ведущий распутный образ жизни, впаривающий незнакомцам абсолютно бесполезную вещь, и вообще наживающийся на чужом тщеславии. С другой стороны ты постепенно понимаешь, что он в курсе неправильности выбранного пути и только в редкие моменты пьяного забвения он набирается смелости, чтобы со всем этим покончить. Именно за этой неоднозначностью и интересно следить.
Этот фильм стал первым в условной трилогии - "Русалка"-"Звезда"-"Фея". Условна она лишь потому, что снята одним режиссёром - Анной Меликян - и содержит довольно забавные мелкие детали, объединяющие все три фильма - подмечать их, кстати, отдельное удовольствие. Во-первых, это место действия. Во всех трёх фильмах местом действия становится Москва, а здесь ещё и лейтмотив приезда в Москву. То есть этим фильмом Анна Меликян врывается в столичную жизнь и глазами молодой и впечатлительной девочки осваивает мегаполис, наполненный личными посланиями. Во-вторых, в диалогах героев всегда есть баланс простоты и сложности. В "Русалке" есть забавный диалог, где герои обсуждают игру в "сложные города". В остальное же время диалоги звучат очень естественно и правдоподобно. Минимум высокопарности, максимум правдивости. В-третьих, это сквозные персонажи. Режиссёр не только берёт на роли в своих фильмов почти одних и тех же актёров, регулярно разбавляя состав громкими именами, но ещё и использует экранные имена героев для усиления эффекта единства собственного кинопространства. Разве что в первом фильме это не настолько явно выражено - зато в последующих становится более заметно. Наконец, общая тематика духовности и нравственности. Главная героиня "Русалки" Алиса становится образом чистой и незамутнённой души, которую пытаются замарать в современной развращённости и деградации. В последующих фильмах эта тематика будет развита и дополнена, но пока - это лишь едва видный пунктир.
"Русалка" это пересказанная на современный лад старая и добрая сказка, хотя на самом деле старого и доброго в ней не так уж и много. Зато есть целая энциклопедия подросткового максимализма, комплексов и стереотипов, проблем воспитания и сложностей восприятия реальности. Всё это сопровождается на удивление органичной актёрской игрой, так что пропускать такой фильм точно не стоит.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Основы педагогики для родителей в художественной форме по Макаренко Мультфильм про приключения двух братьев и половинку их отца Сиквел кооперативного экшена про расхитительницу гробниц, собирающую осколки египетской статуи Сериал про 47-мальчика в белом одеянии верховного папы Игровые ремейки и сиквелы июня 2020 Ремейк тюремной драмы во французской колонии Роман про жизнь интеллигентов во время гражданской войны Кооперативный экшен про расхитительницу гробниц и ожившую статую Триллер про невидимого преследователя сходящей с ума женщины Второй сезон мультсериала про космических авантюристов Третий сезон сериала про еврейку-комика 60-х Приключения наёмниц-лесбиянок по эскимосской мифологии Подробный путеводитель по галактике Сериал про стартаперов Сиквел мультфильма про снежную волшебницу и её друзей Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.