Рецензия на фильм "Мотылёк" (Papillon) 2017

May 28, 2020 08:30



В мировом прокате ремейк "Мотылька" с Ханнемом и Малеком вышел ещё в сентябре 2017 года, а до российских кинотеатров он добрался ещё через год - в сентябре 2018. Мне действительно было интересно посмотреть на этот дуэт в "реальной истории о побеге". Но когда я до него всё-таки добрался, всё оказалось совсем печально. Впрочем, лучше обо всём по порядку.


Харизматичный вор Анри Шарьер по кличке Мотылёк оказывается обвинён в убийстве, которого не совершал. Его приговаривают к пожизненному заключению на островной колонии с жутким названием Остров Дьявола в окружении убийц и грабителей. Однако совершенно случайно он подмечает возможность к спасению - нервозного очкарика фальшивомонетчика Луиса Дега, который до последнего верит, что его жена сможет его спасти от заточения. Известно, что многие богатые заключённые уже проносили в колонию разные суммы денег в своём заднем проходе, и Мотылёк уверен, что Дега тоже таким может похвастаться. Мотыльку нужны деньги, чтобы спланировать побег, а Дега нужна защита, чтобы его не забили в первую же ночь. Но даже так, у них возникнет масса сложностей на пути к свободе.


Сюжет фильма на самом деле крайне прост - двое оказываются в буквальном аду и пытаются выжить, поддерживая друг друга, прикрывая слабые стороны и обретая искреннюю дружбу. Однако проблема в том, что кроме рассказа о произошедших событиях в фильме ничего толком и нет. В героях не чувствуется драмы, глубина персонажей колеблется на уровне уличной лужи, которую вы даже не заметите погожим днём. Весь сценарий - это последовательность неудачных побегов, между которыми главный герой сидит в одиночной камере и молчит. После этого он выходит, снова находит своего напарника и они совершают новую попытку сбежать. После каждого раза, обстоятельства становятся всё хуже, а шансов, что кино хоть как-то нас развлечёт - и того меньше. Два с лишним часа тянутся, как все четыре, а интереса в происходящем ноль без палочки. Диалоги персонажей отдают бутафорщиной и неестественностью. Понятное дело, что жизнь в тюрьме не сахар, но всё же можно было придать происходящему хоть какое-то подобие напряжения, драмы, сарказма. Ни один из героев не раскрывается, не эволюционирует, не меняется. Лишь в начале фильма авторы пытаются создать какой-то человечный образ Мотылька, но и он вскоре становится односложной молекулой с одной установкой - "хочу сбежать". С Луисом Дега к финалу фильма происходит другая ситуация - он вдруг резко меняется и из односложного ходячего кошелька неожиданно становится человеком, с чувствами и мыслями. Вот только когда до финальных титров остаётся всего ничего, никому его размышления не нужны.


Фильм напоминает скорее телефильм или склеенные вместе эпизоды телесериала. В манере съемки нет никакой выдумки; прямые, как полотенце, ракурсы, наскучивают в первые 15 минут, а впереди же ещё 8 раз по столько же. Режиссёр Михаэль Ноер как будто даже не пытается создать хоть какую-то иллюзию интереса. Дружба Анри и Луиса совершенно не развивается и каждая их сцена лишь приближает руку к лицу с застывшим на нём немым вопросом "Зачем?". Зачем показывать подруг главных героев, если потом они никак не участвуют в повествовании? Зачем нагнетать образ опаснейшей тюрьмы с жестокими правилами, которые всё равно все нарушают?
Персонажи кажутся тряпичными марионетками в руках режиссёра, который не знает какая ниточка за что отвечает. Неуклюжее и сухое повествование вместо глубокой и драматичной истории - это явно не тот ремейк, который мы заслужили.


Чарли Ханнэм в роли Анри "Мотылька" Шарьера выглядит блекло и плоско. И это не смотря на то, что актёр сбросил 20 килограмм для этой роли, а во время съёмок придерживался диеты, приближенной к тюремному рациону. В редкие моменты он вызывает сочувствие и тревогу за дальнейшую судьбу, но большую часть времени он просто маячит на экране с каменным лицом.


Рами Малек, сыгравший Луиса Вегу, выглядит чуть лучше, и гораздо чаще пытается играть, но блеклый и сухой сценарий просто не дают возможности раскрыться персонажу. Образ забитого очкарика-фальшивомонетчика получился у него вполне убедительным, вот только персонажу катастрофически не хватает хронометража, чтобы раскрыться.


Оригинальный фильм 1973 года мог похвастаться участием Стива МакКуина и Дастина Хоффмана на пике их популярности, однако дуэт Рами Малека и Чарли Ханнэма не может с ними сравниться. Тем не менее, они неплохо справляются с последовательно-выстроенным рассказом истории Анри Шарьера, основанной на его автобиографии. Хотя, желания прочитать оригинальный роман у меня после просмотра не возникло.


"Мотылёк" 2017 обещал рассказать правдивую историю мужской дружбы в экстремальных условиях и побега с Острова Дьявола, но смог разве что последовательно задокументировать последовательность событий. Для полноценного фильма этого всё таки маловато, и даже харизматичность Чарли Ханнэма и острые скулы Рами Малека не спасают эту картину, которая ощущается скомканным сериалом, а не полнометражным фильмом.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Роман про жизнь интеллигентов во время гражданской войны
Кооперативный экшен про расхитительницу гробниц и ожившую статую
Триллер про невидимого преследователя сходящей с ума женщины
Второй сезон мультсериала про космических авантюристов
Третий сезон сериала про еврейку-комика 60-х
Приключения наёмниц-лесбиянок по эскимосской мифологии
Подробный путеводитель по галактике
Сериал про стартаперов
Сиквел мультфильма про снежную волшебницу и её друзей
Антиутопичный роад-муви про поезд среди снегов с остатками человечества
Симулятор хакера на минималках
Драма про наёмника с молотком
Боевик про ужасы войны в засыпанных песком небоскрёбах Дубая
Видеоигра от Стивена Спиберга про исследование другой планеты
Криминальная комедия про продажу нелегального бизнеса

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

обзор, cinema, кино, papillon, movies, review, мотылёк, рецензия

Previous post Next post
Up