Видеоигра от Стивена Спилберга

Feb 21, 2020 11:20

Рецензия на игру "The Dig" (1995)


Разработчик: LucasArts
Платформа: PC
Дата выхода: Ноябрь 1995
Время прохождения: 8 часов
Эта игра числилась у меня в категории 7-часовых, но в итоге суммарно я потратил на неё чуть больше. В своё время эту игру я пропустил, хотя она по праву входит в золотую коллекцию старой LucasArts. Вот этот пробел я и решил заполнить, а заодно посмотреть, как себя игра чувствует спустя четверть века.


Учёные замечают, что к Земле приближается метеорит, который неминуемо столкнётся с Землей. Чтобы предотвратить столкновение, собирается команда учёных, которым нужно установить заряды на поверхности астероида, чтобы изменить его направление движения. На миссию отправляются пилот Кен Борден, тех.специалист NASA Кора Майз, немецкий археолог и геолог Доктор Людгер Бринк, репортёр и лингвист Мэгги Роббинс, а возглавляет их Командор Бостон Лоу.


Когда заряды взорваны и астероид прекратил своё приближение к Земле, Лоу, Бринк и Роббинс решают исследовать его повнимательнее. Неожиданно они выясняют, что астероид на самом деле является инопланетным кораблём, который запирает астронавтов внутри себя и улетает в глубокий космос. Вскоре земляне оказываются на поверхности странного острова на неизвестной планете. Воздух оказывается пригоден для дыхания, так что они отправляются исследовать планету в надежде найти способ вернуться домой.


К сюжету приложили руку Стивен Спилберг и Орсон Скотт Кард, которые изначально хотели снять эпизод для телевизионного сериала Amazing Stories, насчитывающего два сезона и снимавшегося с 1985 по 1987 год. Но идея оказалась настолько масштабна, что снимать эпизод сериала оказалась слишком дорого. По той же причине свернули производство полнометражного фильма, и вот тут-то и подвернулась идея реализовать сценарий в форме видеоигры.

К слову, интересный факт о сериале Amazing Stories - совсем скоро, 6 марта, на стриминговом сервисе Apple TV+ стартует перезапуск того самого старенького сериала. Стивен Спилберг числится лишь в продюсерах, но будет ли это пересъёмка и актуализация старых серий, или же создатели просто возьмут идею коротких фантастических историй и расскажут что-то новое, пока неизвестно.

Но вернёмся к The Dig. Сценаристы связались с лидерами видеоигровых квестов - студией LucasArts - ещё в 1989 году, но игра легла на прилавки лишь под конец 1995 года. Виной тому регулярно менявшееся руководство и изменения концепции. Так, например, изначально задумывалось что в составе группы главных героев-астронавтов будет ещё один дополнительный персонаж - японский магнат и учёный-энтузиаст Тоши Олема, который просто за деньги купил себе билет в космос. По сюжету он должен был жестоко умереть в пещере, где некая кислота капает с потолка так, что астронавты не смогли бы потом спасти его изуродованный труп. Вообще, оригинальный сценарий щеголял продолжительными сценами ужаса, крови и жестокости. Сам Спилберг признавался, что это очень подходило его тону повествования. Ещё бы - жуткий мир, где остатки инопланетной цивилизации всё ещё умудряются взаимодействовать с чужаками в суровой и недружелюбной манере - самое оно, чтобы отбить у людей всё желание исследования новых миров. Однако после выхода "Парка Юрского периода" в 1993 году киностудия Universal Pictures и сам Спилберг получили множество жалоб на жестокие сцены. Они, правда, исходили от балбесов родителей, проигнорировавших возрастной рейтинг 13+ (ужос, ужос) и отправившихся на сеанс с маленькими детками. После этого случая Спилберг решил не рисковать и изменил тон повествования игры The Dig на более мягкий, чтобы даже дети могли играть и не испытывать дискомфорта. И помимо прочего из игры полностью вырезали четвёртого астронавта, учитывая его незавидную кончину и важность для сюжета.
Другим аспектом, от которого решили отказаться - это элементы выживания. Это сейчас игр, где нужно следить за здоровьем и самочувствием много, и многие из них обладают интересными механиками, но в девяностых подобное реализовать было крайне проблематично. Необходимость постоянно искать воду и еду в инопланетных декорациях не очень вписывалась в обновлённую концепцию мягкого рейтинга, отнимало ресурсы (команды, чтобы это запрограммировать; компьютера, чтобы это просчитывать) и смещало фокус игрока, который вместо решения головоломок думал бы над тем, где найти очередной источник ресурсов, поэтому от неё и отказались.


Даже то, что осталось от сюжета, оказывается крайне занятной историей. Во-первых, благодаря ключевой тематике - ксеноархеологии, которая довольно редко используется в поп-культуре. Герои оказываются в окружении остатков инопланетной цивилизации, пытаются разобраться в устройстве их быта, изучить их язык, разобраться, как работают их механизмы и понять что же стало с обитателями. Во-вторых, игра это добротная фантастика с интересной визуальной интерпретацией инопланетного мира - прозрачные додекаэдры, сферические трамваи, световые мосты, кристаллы жизни и многочисленные функциональные скипетры - всё это складывается в завораживающий опыт пассивного изучения и рассказа историй через окружение. В-третьих, история всё равно сводится к чисто человеческим эмоциям и исследует вопросы морали и ответственности за свои ошибки. Например, археолог Бринк погибает почти в самом начале игры и это накладывает мрачный эмоциональный отпечаток. В дальнейшем, командир Лоу находит способ оживить Бринка, но к жизни возвращается нечто совсем другое - эгоцентричная, параноидальная, практически безумная копия персонажа, которая хоть и обладает всем опытом и навыками оригинала, но действует при этом совершенно иначе. Авторы предлагают задуматься над причинно-следственными связями и игрой в бога. Стоит ли пытаться идти наперекор природе и изобретать меняющую реальность сущность? События игры показывают, что так делать лучше не стоит.

Игра построена на движке SCUMM, который LucasArts использовала для десятка своих игр, поэтому какого-то сюрприза в геймплейном плане тут ждать не приходится. Классический квест, где нам приходится гулять по статическим локациям и решать разнообразные головоломки. Большинство из них, конечно, сводится к правильному применению предметов и попыткам понять что от чего зависит. Бесконечные блуждания по хитросплетённым экранам перемежаются рисованными кат-сценами, причём их много в начале, и даже больше в конце, однако странным образом их качество к финалу почему-то падает. Дело в том, что в финальных роликах мимика и анимация героев становится странно-резиновой и искажённой.


Пропорции меняются и персонажи не похожи сами на себя. Может быть под конец разработки финальные ролики разработчики отдали на аутсорс, и те делали их, спустя рукава, а может это намеренная аллюзия на искажение восприятия. Как-никак, герои продолжительное время провели на другой планете и подверглись воздействию странных предметов и окружения - не могло же это пройти бесследно.

Интересно, что игра была выпущена в тот же год, что и культовый Full Throttle, однако по тону повествования игра значительно отличается. Тут за всю игру наберётся полторы шутки, и то непреднамеренные. Происходящее в первую очередь заставляет задуматься о жизненном пути, наследии, которое оставляет наша цивилизация; опыте, который может быть как позитивный, так и негативный - но в любом случае стоящий того, чтобы им поделиться. Интересно раскрывается деградация человека при зацикленности действия и постепенном развитии паранойи. Персонаж Бринка вызывает отторжение постепенно - сначала он просто уединяется, потом открыто раздражается, следом уже теряет контроль над собой, высказывается грубо и агрессивно, а потом и вовсе бросается на бывших коллег. Очень жуткое, на самом деле, зрелище. В этом плане законсервированный инопланетянин, с которым в финале удаётся пообщаться - наоборот пример отчаянной попытки искупить свои грехи. Он осознаёт совершенные ошибки и искренне пытается уберечь героев от повторения своих ошибок.

Игра управляется по заветам квестов старой школы - перемещение по экранам и аккуратный пиксельхантинг на предмет активных зон. К счастью, практически все важные зоны распознаются практически мгновенно. Тут работает элементарная логика - если что-то выглядит любопытным и интересным, скорее всего это можно изучить или взять. Никакой сложно-сочиненной комбинаторики или необычного применения необычных предметов. Игра слегка раздражает сложностью логистики перемещения, где, чтобы попасть в соседнюю башню, надо спуститься вниз к трамвайной сфере, доехать до центрального хаба, оттуда перейти в другое помещение для вызова другого сферического трамвая, который доставит героя в нужное место. Когда световые мосты будут активированы, перемещаться станет проще, но и игра уже к тому моменту успеет закончиться.


Для своих 25 лет игра выглядит терпимо - никаких высоких разрешений, никаких графических настроек, никаких головокружительных впечатлений. Зато можно порадоваться приятному совмещению 2D и 3D анимации - благодаря этому сцены в космосе можно даже назвать завораживающими. Я решил играть в оконном режиме, чтобы не так сильно страдать от пикселей размером с голову пионера. Помимо этого не сразу вспомнилось, что меню настроек доступно через клавишу F1 - там можно и сохраниться и загрузиться, что крайне важно в рамках квеста. При запуске игра всё время стартует с вступительной кат-сцены и никакого стартового меню тут не предусмотрено, так что все операции сохранения-загрузки только в ручном режиме.


"The Dig" это на редкость любопытный артефакт из прошлого, который, тем не менее способен увлечь. Серьёзная и задумчивая история, созданная в соавторстве со Стивеном Спилбергом, до сих пор способна удивить и дать пищу для размышлений. 25-летний возраст игры сказывается на её визуальной составляющей и слегка архаичном геймплее, но в эмоциональном плане за прошедшие годы она ничего не потеряла. Тем более, что тематика ксеноархеологии - не столь популярна в массовой культуре, так что даже таких редких её представителей не надо сбрасывать со счетов.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Криминальная комедия про продажу нелегального бизнеса
Роман про коллекционера бабочек и его пленницу
Женский боевик про эмансипированную клоунессу и её подруг
Мой дайджест Оскаровских номинантов и лауреатов
Экранизация женского романа про четырёх сестер
Военная драма про доставку одного послания
Комедийная драма про нацистского мальчика и его воображаемого фюрера
Симулятор курьера с младенцем в капсуле под темпоральным дождём
Драма про американский развод
Рисованный слэшер про мстительного мексиканца
Рождественский мультфильм про эгоистичного почтальона и мастера-кукольника
Финальный сезон сериала про нуарную супергероиню-алкоголичку
Сборник рассказов Роберта Стивенсона
Мои итоги 2019 года
Результаты убийственного челленджа 2019

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

the dig, review, игры, рецензия, games

Previous post Next post
Up