Ибн Баз и форма Земли

Jan 04, 2016 16:17

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Кто из читателей Интернета, интересующихся космографическими представлениями адептов разных религий, не наслышан и не начитан о «фетве» покойного муфтия Саудовской Аравии Ибн База (да помилует его Аллах), где он будто бы установил наказание для всех мусульман страны, верящих в шарообразную Землю? И это несмотря на то, что сам шейх давно развеял все лживые слухи о нём:

"Что же касается того, что распространила от моего имени газета «ас-Сияса»... в Египте, будто я отрицаю высадку человека на поверхность Луны и обвиняю в неверии того, кто утверждает это, или того, кто скажет, что Земля шарообразна либо вращается - всё это чистейшая ложь, у которой нет никакой основы" («Маджму'у фатава ва макалят», 9/228).

Сам Ибн Баз придерживался догмата о шарообразной форме Земли:

image Click to view




Но главное даже не это, а то, что эти клеветники из числа врагов саляфии и Ислама своей клеветой, как правило, хотят отвлечь внимание публики от их собственных теоретиков плоской Земли, чьи труды общедоступны! Вот что чёрным по белому написано в ашаритском «Тафсиру-ль-Джаляляйн», авторами которого были ас-Суюты и аль-Махалли:

"«(Разве они не глядят) на Землю и то, как она распростёрта?» (Коран, 88:20) <...> Его слова «распростёрта» очевидно (доказывают) то, что Земля плоская, на чём стоят учёные шариата, а не шарообразна, как об этом говорят люди, судящие по внешнему виду (т.е. по форме земной тени на Луне), даже если это и не опровергает ни один из столпов шариата" (1/593).

Эту же позицию отстаивал ашаритский учёный Абду-ль-Кахир аль-Багдади:

"(Имя Аллаха) «Благочестивый» указывает на Его благочестивое отношение к Своим рабам, «Создатель» указывает на то, что Он создал творения, «Расширяющий (Расстилающий)» указывает на то, что Он расширяет удел того, кого пожелает, и на то, что Он разостлал землю и по этой причине назвал её распростёртой - вопреки словам тех из числа философов и астрономов, кто уверен, будто Земля шарообразная, а не плоская" («Усулю-д-дин», стр. 124).

Это же мнение мы находим в книге ашарита Адуду-д-Дина аль-Иджи «аль-Мавакыфу фи ильми-ль-калям» (стр. 199, 217, 219).

Напротив, такие нелюбимые в ашаритско-суфийских кругах имамы, как Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим были убеждены в шарообразности Земли. К примеру, последний говорил:

«...и поэтому небо обнимает землю, возвышаясь над ней, и престол (Аллаха) окружает небо, возвышаясь над ним, и Трон окружает Престол, возвышаясь над ним... Господь же всего мира более велик, чем расстояние между землёй и небом; если бы Он не окружал мир (со всех сторон), то мир бы не был сферическим, а напротив - небеса бы являлись плоским потолком (над землёй). Это противоречит единогласному мнению (улемов) и тому, на что указывает здравый смысл» («ас-Сава'ику-ль-мурсаля», 4/1308).

Ну а христианам (по крайней мере, православным и католикам), когда речь заходит о форме Земли и устройстве Вселенной, нужно вообще стыдливо молчать:

"У Лактанция (240-320) можно наблюдать снижение интереса к космологической науке греков и её использованию в теологических целях. Он требовал буквального толкования Библии, утверждал, что Земля плоская и, обладая знанием греческой астрономии, тем не менее считал её идеи и построения бессмысленными и абсурдными. Одна из частей его книги «Божественные установления» так и называлась: «О ложной философии».

Василий Великий (329-379) явно отверг аристотелевские идеи о вечности мира и расчлененности его на две области: божественную (вечную надлунную область) и временную (изменчивую подлунную). Несмотря на знание греческой астрономии, для него авторитетом в области космологии была Библия, которая не оставляла никаких сомнений относительно формы Земли. Астрономическое знание он считал полезным лишь в той мере, в какой оно способствовало благочестию.

Наряду с Климентом Александрийским и Василием Великим среди ранних христианских писателей можно выделить ещё одну группу, для которой также было характерно полное пренебрежение научной астрономией греков. Это Севериан, Диодор, Феодор Мопсуестский и Иоанн Златоуст, у которых отсутствует соотнесение с математической астрономией греков.

Севериан (умер после 408), например, утверждал, что структура мира в точности соответствует библейской истории сотворения мира. Небо, которое Бог создал в первый день, имеет двухуровневую структуру. Над небесами расположены воды. Верхнее небо состоит из огня и лишено материи, подобно тому как ангелы состоят из души и лишены тела. Нижнее же небо состоит из огня и материи. Тепло огня направлено вниз для того, чтобы согревать землю. Небо, которое мы видим, - это нижнее небо, созданное на второй день. Оно имеет форму оболочки, внешняя поверхность которого является кристальной, замёрзшей водой, которая противостоит огненной стихии Солнца, Луны и звёзд.

Структуру мира Севериан черпает не только из Книги Бытия, но и из Книги пророка Исайи. Небо - это не сфера и не полусфера, оно имеет форму скинии. Севериан поэтому считает, что Солнце не восходит и не заходит, а только путешествует ночью над северными частями плоской Земли, где скрывается за высокой стеной. Зимой Солнце движется ниже по отношению к Земле, чем летом, и дольше совершает своё ночное путешествие над северными районами.

Диодор, епископ Тарса (умер в 394), тоже основывался в своих космологических построениях прежде всего на Библии. Его взгляды были изложены в утерянной работе «Против фатализма», которая известна в краткой передаче патриарха Фотия (820-891). В ней он указывал, что мир сотворён из четырёх элементов - огня, воды, земли и воздуха. Картина неба также основана на Библии: прежде всего существуют два неба. Верхняя поверхность Нижнего неба составляет основание Верхнего. Небеса не могут быть сферой, они являются сводом, напоминающим скинию. Эти идеи Диодора были восприняты его учеником Феодором, епископом Мопсуеста (род. 428), также уподоблявшего небеса скинии и утверждавшего, что светила движимы ангелами.

И Амвросий Медиоланский (339-397) основывал свои космологические взгляды на «слове Божьем», хотя и не чуждался некоторых античных физических и астрономических представлений. Так, всё в мире состоит из четырёх элементов: земли, воды, огня и небесного элемента, который он отождествлял с воздухом. Подобно Василию Великому, Амвросий отождествлял природу небесного и земного огня, полагая, что светила состоят из такого же огня, какой мы наблюдаем на Земле. То же самое относится и к небесным водам, которые проливаются на землю в виде дождя. Для Амвросия небесный свод является сферой, отделяющей небесные воды от земных. Он не мог найти ответа на вопрос об источнике движения неба, так же как и на вопрос о том, каким образом плоская Земля остаётся неподвижной в пространстве" («Философия религии: Систематический очерк» Ю. Кимелева, гл. 12).

Читайте также:

Взаимное движение Солнца и Земли: кому верить?
Кто тупее осла?
О ношении креста
Короткий ответ ненавистникам саляфии
Физика электромагнитных полей и дремучий идиотизм

И хвала Аллаху, Господу миров.

Ложь на учёных, Лицемерие, Ашариты, Христиане, Видео, Неисламские науки

Previous post Next post
Up