Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
О том, что Аллах сотворил людей и джиннов для того, чтобы они поклонялись Ему, знает каждый грамотный мусульманин. Но не каждый ответит на вопрос о том, зачем нам нужно поклонение? Ни намаз, ни ураза, ни закят, ни другие праведные дела не могут быть конечной целью сотворения человеческого рода - всё это Аллах вменил нам в обязанность ради чего-то ещё более великого и важного. Ради чего?
«И это Писание, которое Мы ниспослали, благословенно; следуйте же за ним и бойтесь (наказания Аллаха), чтобы вас помиловали (в Судный День)!» (Коран, 6:155);
«Скажи, (Мухаммад): "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, тогда и Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи!"» (Коран, 3:31).
Итак, первая и главная цель поклонения людей единому Аллаху - это их вечное счастье в загробной жизни, где все мы очутимся рано или поздно. Однако есть и другая цель:
«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости» (Коран, 57:25).
В целом учёные истолковали слово «весы» как «справедливость»:
"«Весы» - это справедливость, как сказали Муджахид, Катада и другие (толкователи Корана). И это Истина, которую подтверждают здравые умы, (ведомые) прямым путём - вопреки ущербным взглядам" («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 8/27).
Итак, шариат Аллаха необходим нам как для успеха в будущем мире, так и для поддержания справедливого порядка на этой земле. Процитируем комментарий шейха ас-Саади:
«Весы - это повеление быть беспристрастными и справедливыми во всех словах и делах. Религии всех посланников зиждились на справедливости. Они учили верующих исправно соблюдать предписания и запреты Аллаха и быть справедливыми при вынесении судебного приговора, наказании преступников, отмщении, разделе наследства и вообще во взаимоотношениях с другими людьми. Именно справедливость и беспристрастность во все времена помогали рабам Аллаха соблюдать заветы религии и обретать неисчислимые блага. Этот аят свидетельствует о том, что законодательства всех посланников имели единую основу и опирались на принципы справедливости, которые выражались в различных законах в зависимости от эпохи и прочих обстоятельств».
Таким образом, отсутствие справедливости в человеческом обществе есть один из признаков того, что люди отклонились от религии Аллаха и Его священных писаний (даже если и признают их на словах). Речь не только о взаимоотношениях власти и народа, но и о повседневном быте каждого из нас. Ни для кого не секрет, что в России испокон веков подчинённые терпят произвол начальников и одновременно стараются увильнуть от их указов и распоряжений (в том числе и разумных). Вспомним Некрасова:
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
С другой стороны, насколько русские мужики были бесправны, настолько же они пренебрегали своими обязанностями - гражданскими и семейными (см.
Русская деревня накануне краха Российской империи Пьянство в царской России накануне её краха). Некоторые из этих обязанностей тяжким грузом ложились на плечи русских сельских женщин, о чём поведал тот же Некрасов в стихотворении «Женская доля». И никого не интересовал простой вопрос: а вправе ли я требовать от другого человека повиноваться мне в тех или иных делах? Доволен ли Творец моими претензиями и указаниями? У каждого на первом месте было лишь собственное «Я», в лучшем случае - «Мы», когда дело касалось интересов социальной группы, общины, народа (т.е. «Я» и мне подобные).
Увы, но до сих пор даже среди безграмотных мусульман бытует мнение, что власть даёт право на почти любые виды самоуправства; к примеру, директор предприятия может не только уволить подчинённого, снять его с должности или наказать рублём (что вполне соответствует шариату), но и самовольно выгнать на работу в выходной день, лишая человека личной жизни, или принудить к выполнению таких дел, которые не входят в его трудовые обязанности. Школьный учитель может не только удалить шаловливого лентяя с урока, оставить после занятий для серьёзной беседы, «присудить» ему дополнительное задание на дом или штрафное дежурство в классном кабинете, но и приказать ему совершать какие-то унизительные действия перед всем классом, может публично оскорблять его или высмеивать обидными шутками и пр. Вспоминается рассказ Ф. Искандера
«Тринадцатый подвиг Геракла»:
«Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.
И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, ты можешь ещё как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный».
Повторяю, что невежественные и полуграмотные мусульмане, а также адепты различных сект в этом плане недалеко ушли от кяфиров. Мне лично приходилось общаться с такими братьями, которые выступают за введение безграничной порки в школах, утверждают, что отец никогда не должен извиняться перед юным сыном, муж в важных делах не должен спрашивать совета у жены и т.д. И что самое удивительное, они считают себя последователями пророческой Сунны! Очевидно, для них Сунна и шариат охватывают лишь вопросы внешнего вида мусульман, омовения, молитвы и других религиозных обрядов, но никак не вопросы взаимоотношений между людьми. Хотя сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно сказал:
«Поистине, я был послан, чтобы довести до совершенства благородство нравов» (Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакы; хадис удостоверили аль-Хайсами и аз-Захаби. См. «Маджма'у-з-заваид», 8/188 и «аль-Мустадрак»,
2/670).
Читайте также:
Справедливость государства Соблюдающий права Аллаха соблюдает и права людей Довольство Аллаха и довольство людей О тайнах Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней? И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.