Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Продолжая
эту тему, хотел бы сегодня обратить внимание читателей на один важный момент: некоторые мусульмане, видя, что их братья и сёстры по вере ими недовольны, утешают себя следующими мыслями: «Аллах лучше знает о моих грехах и добродетелях, а мнения разных людей меня не интересуют».
Верно ли это? Да, но лишь отчасти. Не следует забывать, что довольство богобоязненных мусульман является одним из важнейших признаков довольства Аллаха, свят Он и велик:
«Если Аллах возлюбил (Своего) раба, Он обращается к Джибрилю: "Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!", - (после чего) Джибриль (начинает) любить его и обращается к обитателям небес (ангелам): "Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!", - и обитатели небес (начинают) любить его, а потом приязнь к нему воцаряется и на земле» (аль-Бухари, Муслим).
В версии Муслима вдобавок говорится:
«Если же (Аллах) возненавидел (какого-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: "Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!", - и тогда Джибриль (начинает) ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес: "Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!", - и обитатели небес (начинают) ненавидеть его, а потом ненависть к нему воцаряется и на земле».
ат-Тирмизи и Ибн Аби Хатим передали ещё одну версию, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«...а потом любовь (к нему) спускается к обитателям земли и об этом - слова Аллаха, могуч Он и почтенен: “Поистине, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью” (Коран, 19:96)».
Также Абу Зарр рассказывал:
"Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, совершающем доброе дело (ради Аллаха), за которое его хвалят люди. Он сказал: «Это - предвестник радости верующего (в Судный День)»" (Муслим).
Разумеется, речь идёт не о всяких людях, а лишь о тех, кто принял и познал религию Аллаха:
"аль-Ауфи сказал, что от Ибн Аббаса также (передаётся): «(Аллах одарит их) любовью мусульман в этом мире, благим уделом и правдивым языком».
Катада сказал (о словах Аллаха): «Поистине, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью»: «т.е. (любовью) в сердцах обладателей веры»" («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 5/269).
Один из праведных табиунов по имени Харам бин Хайян говорил:
«Раб не приблизит своё сердце к Аллаху без того, чтобы Аллах приблизил к нему сердца верующих - до тех пор, пока Он не одарит его их любовью» («Сияру а'лями-н-нубаля» аз-Захаби, 4/49).
Замечу, что любовь верующих не всегда означает власть и высокое положение в обществе:
"Сказал аль-Убайй: «(Понимание данного) хадиса не затрудняется тем, что многие из тех, кого любит Аллах, не имеют преимущества (перед другими) за счёт этой приязни к ним, на что указывает сообщение: “Сколько же есть взлохмаченных, запылённых, отгоняемых от дверей...”»" («Шарху-з-Зуркани аля муваттаи-ль-имами Малик»,
4/552). Читайте также
тут.
Однако она может стать признаком благого конца человека и его успеха в будущем мире. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал:
"(Однажды, когда мимо нас) прошла похоронная процессия и люди стали поминать (покойного) добрыми словами, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, произнёс: «Стало обязательным». Затем прошла другая (похоронная процессия, и на этот раз люди) отозвались о (покойном) плохо, однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, снова) сказал: «Стало обязательным». Тогда Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил: «Что стало обязательным?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Вы помянули этого добром, и для него стало обязательным (войти) в Рай, а о другом вы отозвались плохо, и для него стало обязательным (войти в) Огонь, ведь вы - свидетели Аллаха на земле!»" (аль-Бухари; Муслим).
"ад-Дауди сказал: «В хадисах речь идёт о свидетельстве правдивых и достойных людей, а не нечестивых, поскольку нечестивцы отзываются с похвалой только о том, кто подобен им. И также речь не идёт о том, с кем враждовал умерший, поскольку свидетельство врага не принимается»" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара,
3/230-231).
Конечно, судьбы людей неведомы никому, кроме Аллаха и Его пророков; смысл хадиса не в том, что мы можем предсказать чью-то загробную жизнь на основе мнений очевидцев-мусульман, а в том, что мусульманин обязан внимательно отнестись к тому, что думают о нём его братья (по крайней мере, грамотные и набожные).
«Поистине, людям может казаться, что человек совершает дела обитателей Рая, но (на самом деле) он относится к числу обитателей Огня, людям может казаться, что человек совершает дела обитателей Огня, но (на самом деле) он из числа обитателей Рая!» (аль-Бухари, Муслим).
Наконец, целью наших праведных дел, безусловно, должны быть довольство и любовь Аллаха, тогда как довольство верующих - это один из указателей верного пути и стимулов того, чтобы двигаться по нему.
Читайте также:
Искренность в Исламе Разрушает ли показуха все праведные дела? О материальных стимулах праведных дел Каяться никогда не поздно! Любовь ради Аллаха Почему неверные будут мучаться вечно? И хвала Аллаху, Господу миров.