Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Передают со слов Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать (людей), кто из обитателей Земли является самым знающим, и ему указали на одного монаха (из числа сынов Израиля). И он явился к нему, признался, что погубил девяносто девять душ, и (спросил, возможно) ли для него хоть какое-то покаяние? Тот сказал: "Нет", - и тогда он убил и его, доведя (количество погубленных им душ) до сотни. Потом он снова стал спрашивать (людей) о том, кто из обитателей Земли является самым знающим, и ему указали на одного учёного человека (богослова). (Встретившись с ним,) он сказал, что погубил сто душ, и (спросил, возможно) ли для него хоть какое-то покаяние? Тот ответил: "Да! Кто же мешает кающемуся (принести) покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо эта земля (наполнена) злом!"
И он отправился (туда), но когда преодолел половину пути, его настигла смерть, и о нём начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: "Он шёл, раскаиваясь и обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!" Ангелы мук ответили: "Поистине, он никогда не совершал ничего благого!" И тогда к ним пришёл ангел в людском образе, которому они доверили рассудить их. Он сказал: "Измерьте (расстояние) до двух этих земель, и к какой из них он будет ближе, то (и получит в воздаяние)". Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали ангелы милости» (аль-Бухари; Муслим).
Также в некоторых версиях данного хадиса говорится:
«И Аллах Всевышний внушил (одной части земли) отдалиться, а другой - приблизиться, после чего сказал: "Измерьте (расстояние) до них". И они обнаружили, что он на пядь ближе к той (земле, куда стремился), после чего был прощён (Аллахом)»; «в своей груди он был устремлён к ней (к этой земле в момент смерти)».
Из этих слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, следует несколько важных выводов, в том числе:
1. В вопросах религии мы обязаны внимать советам исламских учёных, а не тех, кто поклоняется Аллаху без знаний (пусть даже это поклонение будет очень усердным). Недаром ведь Всевышний сказал:
«Спросите знатоков Напоминания (т.е. Корана), если сами не знаете» (Коран, 21:7).
2. Аллах повелел мусульманам сторониться нечестивого окружения, вредящего их религиозности, и брать в друзья праведников. В некоторых случаях это может вынудить к хиджре (миграции в мусульманскую страну либо в страну или селение, где к Исламу относятся более терпимо):
«Тем, которых ангелы упокоят несправедливыми по отношению к себе (т.е. творящими грехи), скажут: "В (каком положении) вы находились?" Они скажут: "Мы были притеснены на земле". Они (ангелы) спросят: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселялись на ней?". Они - те, чьим прибежищем станет Геенна, которая является скверным местом прибытия, исключая слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят верного пути» [творят грехи по невежеству или под принуждением и не могут ничего изменить] (Коран, 4:97-98).
3. Каяться перед Аллахом никогда не поздно; однако мы должны спешить с покаянием, ибо человеку неведомы время и место его кончины (см. также
Условия покаяния перед Аллахом):
«Скажи (, Мухаммад, от имени Аллаха): "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха! Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный. И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, до того как постигнет вас наказание. Ведь потом вам уже не помогут"» (Коран, 39:53-54).
4. Тот, кто искренне поверил в слова Аллаха и Его пророков, умрёт мусульманином, даже если и не успел совершить ни одного праведного дела. В этом случае ангелы по приказу их Господа запишут ему те благие поступки, к которым направлялось сердце человека накануне смерти (см.
Милость и мудрость Аллаха в вопросах подсчёта людских деяний). Таким образом, мусульманами могут быть даже те покойники, которые не имели никаких внешних признаков Ислама при жизни (как и наоборот - некоторые мусульмане могут скончаться, став в душе вероотступниками).
5. Мысли разумных рабов Аллаха не знает точно никто, кроме Него. Мы же, как и ангелы, вправе судить о человеке лишь по его явным чертам или по тому, что о нём говорит Аллах (для нас Божьими словами являются священные писания). Как сказал хафиз Ибн Хаджар, комментируя
другой хадис:
"В этом хадисе - доказательство того, что ангелу, (записывающему плохие или благие дела), ведомо о том, что в сердце человека. Либо Аллах Сам открывает это знание ему, либо Аллах дал способность самому ангелу узнавать об этом. Первое мнение усиливается сообщением, которое приводит Ибн Аби-д-Дунья: «Будет сказано ангелу (в Судный день): “Запиши такому-то то-то и то”. А он ответит: “О Господь, поистине, он не совершил этого!” Ему же будет сказано: “Воистину, он намеревался сделать это!”»" («Фатху-ль-Бари»,
11/325).
И хвала Аллаху, Господу миров.