Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Некоторые «ватники», грудью защищающие честь России везде, где надо и не надо (помните анекдот: «А нехай клевещут!»?),
не хотят верить в то, что русская деревня во времена последних царей тихо спивалась и разлагалась. Зачем нищим крестьянам тратить деньги на такой дорогой товар, как табак и водка? Эх, вашу бы трезвую логику да миллионам российским алкашей!
Поэтому сегодня я хотел бы поговорить подробно о проблеме пьянства в Российской империи конца 19-го - начала 20-го веков, а также о человеке, который боролся с этим злом. За что был предан анафеме, а затем по настоянию духовенства заточён в Суздальскую тюремную крепость при Спасо-Ефимьевском монастыре.
"В конце ноября 1910 года министр внутренних дел и статс-секретарь Пётр Столыпин получил прошение от крестьянина Самарской губернии Иоанна Чурикова, проживающего в Санкт-Петербурге. Проситель сообщал о том, что пристав 4-го участка города повелел закрыть духовно-нравственные беседы в Обществе трезвенников, которые проводил Чуриков и доказывал необходимость продолжения своей деятельности «на пользу погибшему от пьянства народу».
Трудно сказать, насколько точные сведения о Чурикове представили министру его подчинённые. Даже в настоящее время мало что твёрдо известно о «братце Иоанне», как почтительно называли в народе этого человека, боровшегося с массовой алкоголизацией населения в конце ХIX - начале ХХ века. Даже годом его рождения одни считают 1861, а другие 1862 год. Те, кто придерживается первого мнения, в январе 2011 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира провели в Санкт-Петербурге при приходе Феодоровской иконы Божией Матери конференцию, посвящённую 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Чурикова. Е. Бажанов, саратовский литератор, который первым попытался в мирской печати дать разностороннюю оценку этому человеку в 90-х годах прошлого века, утверждал, что Иван Алексеевич родился в 1862 году. В таком случае 150-летний юбилей Чурикова приходится на нынешний год и совпадает с таковым Столыпина.
Противоречивы сведения о занятиях Ивана Алексеевича до ухода его из Самары в Санкт-Петербург. Одно ясно, что занимался торговлей, показал деловую хватку, но личная беда - болезнь и смерть любимой жены выбили его из торгово-промышленной стези. Он ударился в запой и пропил значительную часть своего имущества. Его тётка-монахиня и дядя-миссионер помогли ему выйти из этого пагубного состояния. После этого, познав на личном опыте тяжкую хватку пьянства, Иван Алексеевич решил помогать ближним преодолевать этот недуг.
Его порыв совпал с важной тенденцией в общественном сознании. Представители интеллигенции Российской империи, которые пристально следили за развитием страны и мировыми тенденциями, пришли к выводу, что серьёзной помехой дальнейшему прогрессу России становится алкоголизация населения. В 1912 году киевский профессор-психиатр И.А. Сикорский, отец выдающегося авиаконструктора И.И. Сикорского, в течение многих лет изучавший этот феномен, издал брошюру «Надвигающийся великий кризис от вина». Он считал, что ускоренная алкоголизация населения России произошла в 50-80 годах XIX века, особенно после Крымской войны 1853-1856 годов. Сначала народ спаивали откупщики, затем после реформы 1861 года на рынок было выброшено огромное количество дешёвой водки. В 80-е годы, по мнению И.А. Сикорского уже определились последствия алкоголизации - «увеличение числа помешанных и усиление алкогольной заболеваемости среди женщин».
«По размерам хронических заболеваний от вина, - писал врач-психиатр, - русская женщина стоит впереди французской, австрийской, швейцарской и немецкой женщины (немку необходимо признать самой трезвой женщиной в Европе)».
Отмечая, что алкоголизация матерей скажется на здоровье будущих поколений, И.А. Сикорский уделил особое внимание и другому «опасному последствию» пьянства, а именно, - «в последние 10-20 лет» «понижению нормальной трудоспособности населения». «Ежедневная выпивка или прогульные дни, - утверждал он, - препятствуют работному усовершенствованию, даваемому постоянством труда, и держат работника в состоянии упорной рутины».
Киевский профессор полагал, что от решения алкогольной проблемы зависит судьба Российской империи в мире. Он писал:
«Существует серьёзное опасение, что на международном рынке, на всемирной арене трудового состязания народов, русский работник, всё равно - интеллигент или простой рабочий, обнаружат меньшие рабочие достоинства - в зависимости от алкоголизации, сделавшейся наследственным и упрочившимся злом в стране. А о моментах боевого столкновения народов, когда физическое и нравственное напряжение соперников достигает крайних пределов - об этих моментах страшно и подумать! На весах исторических судеб учитывается каждый утраченный атом души! Всякое понижение народного труда и энергии, хотя бы и кратковременное, опаснее всяких экономических и финансовых кризисов».
Брошюре И.А. Сикорского, поставившего вопрос ребром, предшествовали выводы 1 съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, состоявшемуся в 1889 году. На съезде зашла речь о работе ремесленных мастерских и такая обнаружилась картина:
«Мастерская работает не тогда, когда нужно работать, по случаю накопления срочных заказов, а когда желают рабочие, на короткое время отрезвившиеся от постоянного пьянства, постоянного разгула. Подмастерья, предаваясь постоянному разгулу, занимаясь делом урывками, не могут совершенствоваться в ремесле, и потому хорошо знающие своё дело подмастерья делаются редкостью.
Пьянство, дошедшее до такой степени, когда человек пропивает от себя всё до последней рубахи и затем ворует, что попадается под руку, чтобы стащить в трактир; самые грубые, порочные развлечения; отсутствие хотя бы малейшего сознания своих обязанностей; в высшей степени недобросовестное отношение к своей работе; леность и привычка кочевать от хозяина к хозяину, не задумываясь о будущем; всё это вошло в кровь и обычаи подмастерьев, развращая из поколения в поколение класс ремесленных рабочих. Зло приняло слишком большие размеры».
Высочайше утверждённое Общество для развития русской промышленности и торговли, возникшее в 1867 году, пыталось по-своему бороться с «расстройством народного труда»: предложениями о совершенствовании законодательства о рабочих и ограничении рабочего дня, привлечением самих ремесленников к надзору за ремесленными заведениями. Но оставалась потребность, которую удовлетворил своей проповеднической деятельностью именно Иван Алексеевич Чуриков. Об этой потребности так сказал представитель ремесленников г-н Сальников, выступая на 1 съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию:
«Для поднятия нравственности и упорядочения отношений между ремесленниками необходимо развитие грамотности в подрастающем поколении, нужно живое слово любви и участия, а не палка или розга, нужны объяснения различия добра и зла, хорошего и доброго от дурного, нужно укоренение в юном сознании превосходства первого над вторым...»"
Окончание здесь Читайте также:
Русская деревня накануне краха Российской империи Свинина в христианстве: логика фарисеев И хвала Аллаху, Господу миров.