Максимилиан Волошин. Туркестанские письма. 5. В Ташкенте. Знакомство с Ювачевым

Jul 20, 2022 00:10

М. А. Волошин. Собрание сочинений в 13 (17) томах / Под общ. ред. В. П. Купченко и А. В. Лаврова. - М., 2003-2015.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.


Ташкент. Вход на базар. (Георг Алмаши, 1900)

А. М. ПЕШКОВСКОМУ
11-12 января 1901 г. Ташкент

Шахризябская, д. Павлова, кв. Яхонтова.
11/24 января 1901 года. Ташкент.

Только что получил твой увесистый конверт, дорогой Саша; и так был обрадован, что убежал, не докончив обеда, в свою комнату, заперся, прочел залпом оба письма [Письмо Пешковского из Берлина от 10 января 1901 г. (29 декабря ст. ст. 1900 г.) и приложенное к нему письмо с датировкой «Август 1900 г.», отправленное ранее Волошину в Неаполь и возвращенное автору (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 963, л. 50-59 об.).], причем во время чтения подскакивал, бегал по комнате и вообще производил разные неподобающие действия. Когда я читал твое письмо в Неаполь, то мне казалось, что, если бы я его получил тогда, я непременно бы поехал с тобой в Норвегию. А не получил я его вовсе не потому, чтобы оно меня там уже не застало, а потому (это я сейчас узнал, взглянув на конверт), <что ты> адресовал его Kirienko-Woloschin’у; а на почте спрашивал исключительно Max Volochine, что я и тебе всегда отмечал, сообщая свои заграничные адреса. Ну, что бы там ни было, неизвестно, но тем, что было, я очень доволен. О моем путешествии до Рима ты уже знаешь из римского письма. В Неаполе я пробыл все<го> 2 дня. Денег уже мало было, а непременно хотелось Грецию посмотреть. Осталось впечатление только чего<-то> ослепительно красивого, блестящего, ужасно сильно живущего. Потом Помпея, Везувий. В Помпее меня ошеломила древнеримская живопись. (Собственно, не в самой Помпее, т. к. она вся находится в Неаполитанском музее). Она показалась мне целым откровением. Она гораздо ближе к нашей современной, чем живопись Возрождения. И я ее ставлю выше последней. И представь мой восторг, когда я это же самое прочел у Тэна. Затем пешком из Салерно в Амальфи и маленький городок Равелло, как орлиное гнездо лежащий на вершине отвесной скалы над морем в лимонных рощах, куда можно добраться только по лестницам, местами высеченным, местами прямо приделанным к скале. Там все голубое: и небо, и море, и горы, и зелень. А солнце! «Экстаз света», как говорит д’Аннунцио в «Джиоконде» (прочти). И как это все теперь ужасно далеко от меня. За сколько тысяч верст? Из Салерно мы проехали в Бриндизи, где нас нагнала телеграмма о смерти Гумберта. Ночью была демонстрация, но народ печали выражал мало и на патриотические речи «народ безмолвствовал». Через два дня отошел пароход на Патрас. Целый день мы стояли в виду Корфу, и у нас не было денег, чтобы нанять лодку и съездить на берег посмотреть памятник Гейне. Наконец, Греция. Из Патраса мы проехали ж. дор. в Коринф. Какая бедность и народа и природы. И какая красота - ни одного лишнего штриха, ни одной лишней краски, а все-таки красивее Италии во всей ее роскоши. Я поднимался на гору Акрокоринф, с которой развертывается под ногами вся средняя Греция с Коринфским и Эгинским заливами. Перешеек, почти прямо под ногами. Скалы Парнаса… Саламис… Эгина… и наконец смутные очертания Акрополя далеко, далеко в тумане.

Из Афин я себе взял на память только сорную травку, выросшую между мраморных плит театра Диониса, в котором когда-то собиралась избраннейшая публика на первые представления драм Софокла, и ветку оливы со склонов Акрополя для Алекс<андры> Мих<айловны>.

В Константинополе нас прежде всего арестовали, по подозрению в том, что мы армяне (в Турции это, оказывается, государственное преступление), и таскали целый день по разным полицейским присутствиям и местам заключения: это было прологом будущего.

Приехав в Крым, я заметался: в Севастополь, в Балаклаву, сейчас же оттуда с Яшей в Ялту [Яша - Я. А. Глотов (живший тогда в Балаклаве). Упоминаемые разъезды приходятся на последние дни июля 1900 г.], из Ялты той же ночью через Яйлу на Чатырдаг, в Алушту. Наконец, в Феодосию, в Коктебель, в Керчь к Юрию Андреевичу [Ю. А. Галабутский.], снова в Коктебель, в Судак… И тут меня наконец поймали жандармы [Волошин был арестован в Судаке 21 августа 1900 г.], которые, как оказалось, с самого моего переезда через границу ловили меня и только через 2 недели поймали. К этому времени я уж и не думал про Ташкент, т. к. Валериан Вяземский все еще обретался в Петербурге и ничего не было еще известно даже о постройке дороги, а собирался через несколько дней ехать в университет. За что и почему меня арестовали, я не знал абсолютно и терялся в самых неправдоподобных догадках, что не мешало мне все-таки сиять радостью и весельем по поводу этого факта. Я тогда чувствовал себя ужасно гордым, особенно когда меня провезли под конвоем по улицам Феодосии. Когда меня в тот же вечер отправляли в Москву, на вокзал меня пришли провожать только Лера и Вера [В. А. Воллк-Ланевская и В. М. Нич.]. Алекс<андра> Мих<айловна> ни сама не пришла, ни пустила Исара [Исар-Абрам Иосифович Спитковский (1878-?), соученик Волошина по Феодосийской гимназии, с 1898 г. студент Киевского университета, впоследствии врач-хирург.] из политических видов и опасений. Я, разумеется, был в восторге от своего интересного положения, и потом Алекс<андра> Мих<айловна> меня ужасно ругала за то, что я все время «бравировал». Так в этом убеждении она и осталась. Я просидел день в Харьковской центральной тюрьме, а затем был посажен в Москве в Басманную часть, где и отсидел в одиночке две недели, удивляя охранников своим прекрасным расположением духа. Сидючи же в тюрьме, я читал, делал шведскую гимнастику и царапал на стене стихи при помощи зубчика от гребенки, т. к. карандаш и бумага воспрещались. Ну об этом периоде моей жизни ты знаешь верно по Яшиным и Лёлиным [Е. С. Лямина.] рассказам. Затем я поехал в Севастополь. День пробыл в Феодосии и через Батум направился в Ташкент. Ташкент мне очень понравился с первого взгляда. Он утопает в зелени. На каждом тротуаре доходит до семи рядов деревьев. Да вот тебе: городская дума здесь проектирует правильную порубку деревьев на улицах для дровоснабжения. За Ташкентом стоят ледяной стеной горы Каратау (отроги Тянь-Шаня) высотой с Тирольские Альпы. Положим, Альпы здесь карлики сравнительно. Недалеко ведь отсюда за Алайским хребтом возвышает<ся> вершина 26 тысяч фут. (7 верст) Пик Кауфмана. А от послед<него> русского селения: Памирского поста - всего 150 верст до Кашмирской долины. Отсюда (т. е. из Ташкента) мы тронулись на работы за г. Туркестан к Джулеку (см. по течению Сыр-Дарьи) [Это путешествие с изыскательской партией В. Вяземского продолжалось с 6 октября по 15 ноября 1900 г.; Волошин был назначен начальником каравана и заведующим лагерем.]. Это было самое лучшее из всего. До Туркестана все время направо возвышалась над этой сухой выжженной, знойной степью ледяная цепь гор, а дальше горы стали ниже. Здесь я только понял всю красоту степи.

Полтора месяца я провел в седле. Только верхом можно понять степь. Сперва бифштексы мои не понимали и очень страдали, но потом и они поняли. Я исправлял должность начальника каравана. Под моей властью состояло 22 верблюда, красивых, нелепых, с библейскими физиономиями, напоминающими об ихтиозаврах. Удивительно старомодное, выносливое и в то же время нежное животное. На целые дни, пока передвигался караван, мы уезжали вдвоем с Валерианом в степь. Там мы натыкались на полуразрушенные, развеваемые ветром стены старых городов и крепостей, тысячелетних китайских укреплений, без конца вели разговоры о Китае и о Европейской цивилизации. Об этом-то мне и нужно много, много с тобой поговорить. Валериан очень интересный и оригинальный человек. Он хорошо знает Китай и любит его. От него я узнал много неожиданного и нового. Как-то эти степи умели внушать удивительно объективный взгляд, и отсюда на этой почве, освященной тысячелетиями, по которой Европейские народы проходили даже еще без детских панталончиков, можно было взглянуть со стороны на Европейскую цивилизацию.

Мне как-то ужасно ярко представились ее два источника: как из старого Египта вывезли основы свои два народа - греки и евреи. Рим был ретортой, в которой попавшие туда элементы получили страшную жизненность, практическую мощь и стремление к всемирности. Он воспринял Грецию и Иудею и придал им силу. Ведь теперешняя Европейская культура - чисто еврейская. Средневековое христианство - это еврейство. Теперь и капитализм и социализм тоже создается Евреями. Inde irae. И что удивительно, что единственная страна, где нет евреев, т. к. они, попадая туда, неизбежно ассимилируются и исчезают, - это Китай. Валерианов исходный пункт - то, что основа и зло Европейской цивилизации - это милитаризм. Капитализма бы не было, если б его не защищал солдат. Капитализм - это второстепенное зло и следствие уже, а не начальная причина. А Европейская цивилизация без солдата существовать не может. Положим, он слишком мрачно смотрит на Европейскую цивилизацию. Он долго жил на окраинах, где все великие и прекрасные идеи, кипящие в центральных котлах Европы, проступают только накипью из штыков. Я с ним во многом не согласен, но он дал мне сильный толчок. В XX веке нам надо будет идти учиться к другим цивилизациям: китайцам, индусам. У китайцев нет солдат и они войну ненавидят, а Европейцев презирают за то, что они очень много суетятся и любят воевать. Помнишь ты осенью - письмо одного китайца, появившееся в английских газетах, где он говорит о том, что китайцы уже тысячу лет назад пережили Европейские искания и настроения. Его встретили насмешками, но я глубоко верю в истинность этого письма. Я посылаю тебе один мой фельетон «Эпилог XIX века», где есть кое-что об этих делах, только, к сожалению, коротко, т. к. меня слишком торопили. А пока до завтра, спать пора.

12/25 января.

1½ месяца мы прожили в юртах. Иногда нам приходилось одеваться при температуре в 5 градус. ниже нуля. 1½ месяца я прожил в крошечном городке Джулеке из 5 домов. Там из подворотен вылетают фазаны, по улице гуляют дикие кабаны, а в окрестностях иногда ходят тигры. При нас, положим, не было, т. к. за последние годы они ушли севернее к Аралу. Под конец нас засыпало уже снегом, и приходилось работать иногда во время снежной вьюги. Вернувшись в Ташкент, я немедленно отправился с поручениями в Баку, а на возвратном пути останавливался в Асхабаде у Адриана Петрова и в Самарканде. Помнишь, когда-то Асхабад казался нам краем света, а теперь, когда я оказался на полторы тысячи верст за Асхабадом, он показался мне лежащим совсем в Европе. Положим, представления о расстояниях тут удивительно меняются. Русские расстояния кажутся такими же маленькими после среднеазиатских, как западноевропейские после русских. Проехать чуть не тысячу верст из Ташкента в Казалинск [Город Казалинск находится в 935 верстах от Ташкента (недалеко от Аральского моря), но, судя по письмам, отправленным Волошиным во время путешествия, экспедиция далее Джулека в северо-западном направлении не продвинулась.], на лошадях и по грязи и притом на « трешпанке» (Dreispann) - варварском инструменте, не обладающим не только ни малейшей тенью рессорности, но умудряющимся каждый толчок возводить в куб и квадрат, так что только мечешься на дне его, бьешься головой об кузов и перестаешь уже что-нибудь чувствовать, - это считается совсем близким.

Самарканд поражает царственным величием своих Тамерлановских развалин. Это среднеазиатский Рим. Теперь уже 1½ месяца я живу в Ташкенте. Теперь составляется проект жел. дор., у меня довольно много всякой математической работы. Это ты представь себе только меня в роли техника. В декабре я получил от Охранки известие, что дело мое оставлено без последствий и что я свободен располагать собой [11 декабря 1900 г. Волошин расписался в ташкентской полиции на извещении, что его дело прекращено, и получил заграничный паспорт.]. Я уже предварительно решил в русский университет не возвращаться, а ехать в Париж на Faculté des Lettres или в Ecole des Chartes. Счастливое окончание дела только ускорит это. Я не определил еще срока выезда, но это во всяком случае будет весной между мартом и маем, т. к. я хочу летний семестр уже быть в университете. Я, разумеется, заеду сперва в Крым к маме, потом в Москву (если получу, как служащий, даровой билет) и непременно остановлюсь на несколько дней у тебя в Берлине. Надо будет только подогнать так, чтобы у тебя свободное время было - к Пасхе, что ли? Мне мама пишет, что Яша получил от тебя письмо о том, что ты не можешь ехать в предполагаемое путешествие по северу России. Я об этом услыхал в первый раз, но во всяком случае вот что: я имею на тебя виды на время осенних каникул и буду тебя всячески настраивать и обольщать при свидании: поедем в Пиренеи и затем Испанию. Я думаю, что у меня на это останется немного денег. Вспомни Атта-Троля, Дон Кихота, Дон Карлоса, и поедем. Меня страшно манит теперь всё на юг к Средиземному морю, и тебе тоже надо будет увидеть и понять его. Положим, если ты вместо Испании выберешь Сицилию, я тоже не буду ничего иметь. Путешествия на юге стоят очень дешево: все мое последнее путешествие по Италии и Греции целиком со всеми решительно расходами от Москвы до Севастополя обошлось <в> 170 рублей. Но мне больше хочется в горы, в Пиренеи, где много средневековых замков, много дикости и нетронутости, и много света и солнца. Ты приедешь ко мне в Париж сперва (стыдно, что ты еще не был в Париже). Я тебе его покажу в течение двух недель, а затем мы через Прованс проедем в Пиренеи и будем там бродить - (гулять, а не бежать).

Теперь же я в феврале месяце собираюсь вместе с Валерианом в Китай, т. е. в Кашгар. До Андижана есть железная дорога, а оттуда всего 5 суток езды на лошадях через Тянь-Шань. А в Китае побывать теперь мне ужасно любопытно. Я много мечтал о Памире. Но туда отправиться можно только летом, а я в это время буду уже в Париже. Но один план я непременно приведу когда-нибудь в исполнение: пройти отсюда пешком через Памир и Гималаи в Индию. Вообще меня теперь страшно мучит одна идея, о которой я пока еще никому не говорил: после окончания курса в Париже, т. е. через 4-5 лет, изучивши какое-нибудь ремесло, отправиться странствовать пешком, по Индии, Китаю и Японии, чтобы познакомиться с этими культурами не с европейской точки зрения, которая всегда будет высокомерно-презрительной, а с вполне объективной. В Париже я буду постепенно подготовляться, занимаясь историей и языками. Но главнейшая-то цель моя теперь в Париже - это все-таки литература <и> искусство. Ведь если ты не можешь найти в себе никаких определенных склонностей к какому-нибудь роду человеческого познания, кроме склонности к усердным занятиям вообще, то я вижу свои склонности очень ярко и строго очерченными. Я с твоими взглядами на историю литературы как науку абсолютно не согласен. С твоими опасениями относительно сухости и холода еще больше [Подразумеваются следующие рассуждения в августовском письме Пешковского: «…в литературе меня в сущности интересует она сама, а не ее история. Я интересуюсь ею как критик, но не как историк. <…> „На высотах научной мысли“ всегда холодно, что бы ни трактовала та или иная наука. Если пока в области истории или истории литературы еще не холодно, то это потому, что они еще не науки».]. Для человеческой «мысли» нельзя составить формул, или же составленные формулы совсем не будут походить на естественноисторические. Логические основы исследования останутся в основах те же, но приемы должны создаться другие. Так что эта часть литературы останется еще долго свободной. Но есть другая сторона, к которой естественноисторический метод свободно может быть приложен и должен быть приложен. Эта область в литературе, сколько мне известно, еще не выделялась - именно приемы изобразительности. Впрочем, я начинаю вспоминать, что я тебе уже весной писал об этом и что твои рассуждения об этом в неаполитанском письме, вероятно, только ответ на мои. Ты мне между прочим сообщил новость, что Лера в этом году не в Москве: вот этого я совсем не знал. Почему?

От Алекс<андры> Мих<айловны> я пока получил только одно письмо, наполненное исключительно бурными описаниями достоинств Mario Lago [Имеется в виду письмо А. М. Петровой от 10-22 ноября 1900 г. (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 951, л. 42-48 об.) с подробным рассказом о Марио Лаго - «молодом италианце, приехавшем для поправки здоровья»: «…я совсем, совсем очарована им. <…> Ему двадцать два года; в будущем году он оканчивает университет и поступает еще в Академию для изучения языка, т. к. пишет и стихи и прозу <…> Читала и переводила ему Ваши стихи; они ему очень понравились. Он мне написал также маленькое дивное стихотворение <…>».]. Таких писем Алекс<андра> Мих<айловна> еще не писала. Вероятно, тебе она писала о нем в точно таком же тоне. Влюблена она? Во всяком случае он меня очень заинтересовал, так же как и его друг: Antonio del Veccio, о котором мне очень интересно будет услышать твое мнение. Я вообще итальянцев очень полюбил: они к нам как-то гораздо ближе, чем французы и особенно немцы. А кстати, как поживает Freulein Franciska Weber и Frau Berger? Если ты их когда-нибудь встретишь, то передай им мой поклон. Я, будучи в Берлине, непременно зайду к ним. Кланяйся и всем другим знакомым: Авксентьеву, Иванову, Рабиновичу [Российские студенты, входившие в Берлине в кружок Авксентьева.] и т. д.

У меня в Ташкенте знакомых немного, но все-таки раз в 10 больше, чем у тебя в Берлине. Прежде всего я здесь познакомился с редакцией местной, только что народившейся газеты «Русский Туркестан» и чувствую, как приятно быть первым <в> деревне, а не вторым в Риме. Я там довольно много пишу. Образец тебе - мой новогодний фельетон [Подразумевается статья «Эпилог XIX века».].

Яхонтов, у которого я живу, - учитель математики в здешней гимназии и товарищ Валериана по университету. Мы с ним ведем бесконечные «русские» разговоры, обо всем, начиная с дифференциального счисления и кончая путешествиями Радда-Бай по Индостану.

Недавно я познакомился еще с одним интересным человеком: сидевшим 4 года в Шлиссельбурге и 12 лет проведшим на Сахалине, на каторге. Свои воспоминания он печатал в «Историческом вестнике» под псевдонимом Миролюбова. Он был морским офицером и был приговорен за политические организации в войсках сперва к повешанью, а потом помилован. Только 2 года <как> он вышел с Сахалина. Это удивительный человек по какой-то примиренности, с какой он глядит на все. Достоевский, верно, таким был. Его настоящая фамилия Ювачев. Другой интересный, но совсем противуположный тип политического - это Гейер, издатель «Рус. Туркестана». Он тоже был приговор. к смертной казни по Лопатинскому процессу, но после сослан сюда в Ташкент, где и остался. Это сама энергия. Кажется, никто здесь не знает лучше его Туркестанский край и больше не работает над ним. Теперь он занимает здесь административное положение и расписывается на бумагах вместо губернатора. Впрочем, здесь и сам вице-губернатор был <в> свое время судим по Каракозовскому делу [Помощником губернатора в Ташкенте в 1900 г. был генерал-лейтенант Николай Александрович Иванов (1842-1904), однако по делу Каракозова проходил Дмитрий Львович Иванов (1846-1924), приговоренный к отдаче в солдаты с правом выслуги (в 1867 г. был переведен в Ташкент из Оренбурга, в 1870 г. произведен в офицеры, в 1873 г. поступил в Горный институт; впоследствии видный геолог).]: поэтому мой фельетон и получил возможность появиться на свет. Вот и все мои знакомые. Ну, надо закончить письмо и идти в контору. Пиши скорее и больше.
Макc Волошин.

P. S.  Я недавно прочел «Jenseit von Gut und Boöse» Ницше и был совсем ошеломлен. Непременно купи и прочти. Особенно главы: «Народы и цивилизация» и «К происхождению морали». Когда прочтешь, напиши. Там об Евреях очень интересно. Он их очень любит. Между прочим, последними словами умирающего Вл. Соловьева были: «Мне надо молиться за несчастный Израильский народ». См. Сентябрь 1900 г. «Вестн. Европы» статью Трубецкого [Волошин отсылает к следующему фрагменту статьи С. Н. Трубецкого «Смерть В. С. Соловьева»: «Раз он сказал моей жене: „Мешайте мне засыпать, заставляйте меня молиться за еврейский народ, мне надо за него молиться“, и стал громко читать псалом по-еврейски. Те, кто знал Владимира Сергеевича и его глубокую любовь к еврейскому народу, поймут, что эти слова не были бредом» (Вестник Европы. 1900. № 9. С. 415).].

P. S.  Не успел я еще запечатать письмо - звонок: открытка от Лёли с твоим адресом. Немного поздно.

Е. С. ЛЯМИНОЙ
12 января 1901 г. Ташкент

Милая Лёля!

Письмо твое пришло как раз в тот момент, когда я уже запечатывал письмо к Пешковскому, в ответ на его два письма: одно явившееся сюда, побывав в Неаполе, а другое из Берлина, полученные мною вчера. Так что я уже узнал его адрес. Посылаю тебе мой «Эпилог XIX века». Яше я писал на днях, и он, верно, уже получил мое письмо. На Памире нам с ним встретиться не придется, потому что я сам туда не попаду, т. к. весной уже думаю быть в Париже и удовольствуюсь здесь, вероятно, только поездкой в феврале в Кашгар, через Тянь-Шань. А вот если б нам с Яшей встретиться в Париже, а потом в Бретань или в Пиренеи - это бы очень хорошо было. Почему ты разду<ма>ла ехать в Германию? Положим, в Париж бы лучше, и я, если только попаду теперь в Москву, непременно буду уговаривать тебя ехать в Париж.

А я думаю теперь, что смогу попасть и в Москву и в Крым, т. к. я, кажется, в качестве служащего имею право на даровой билет по всем казенным дорогам.

Времени своего отъезда я никак решить не могу, т. к. это все отчасти связано с решением постройки дороги, что решится в феврале. <…>

Передай Нине Федосеевне [Н. Ф. Локошенко.], что здесь в Ташкенте есть барышня с хвостиком бурым и длинным - вершка в четыре. Когда она была маленькая, то хвост у ней торчал из панталончиков. Кроме того, она богатая невеста. Я еще не познакомился, но имею сериозные намерения. До свиданья. Спасибо за адрес. Целую Любу и Мишу [Л. С. и М. С. Лямины.]. Не знаешь ли ты, справлялся ли Яша об «Горной Сказке» в Мире Искусства, как обещал?
Макс.
12/25 января 1901 года.

Е. О. КИРИЕНКО-ВОЛОШИНОЙ
17 января 1901 г. Ташкент

Дорогая мама!

Получил сегодня Вашу открытку от 7-ого января. Беспокойство Ваше по поводу моего неписания, верно, рассеялось уже в тот же день, т. к. я писал вам 29 декабря, т. е. как раз 9 дней пред этим, так что завтра верно я от вас получу уже ответ на него. Работы теперь еще больше: я бываю в конторе теперь от 10 до 3-х и от 6 до 9, так что последние дни совсем некогда что-нибудь делать.

Взвешиваю все различные побудительные причины к моему отъезду и все никак не могу решиться. К началу марта у меня будет 300 рублей, а может, и больше. Теперь у меня 170, и за январь и февраль я получу еще 150. Кроме того, я не брал еще в редакции денег ни за одну статью [Речь идет о гонорарах за публикации в газете «Русский Туркестан».]. Собственно, при отъезде я имею право как служащий получить обратные прогоны в размере полуторамесячного жалования, т. е. 110 р., но получу я их едва ли, т. к. сам ни в каком случае ни говорить, ни просить не буду. Даровой билет по казенным ж. д. верно получу. Так что собственно ехать я смогу даже в начале марта.

Что вы сами думаете об моем отъезде? От Лёли я получил открытку с адресом Пешковского в один день с его собственным письмом из Берлина, в котором он сообщает мне свой адрес.

Из знакомых я вижусь теперь чаще всего с одним очень интересным человеком Ювачевым, бывшим 4 года в Шлиссельбурге и 8 лет на каторге на Сахалине. Его воспоминания напечатаны в «Русском Архиве» под псевдонимом Миролюбова (Очерки Сахалина - с янв. по июль 1900 г.) [Журнал «Русский архив» здесь указан ошибочно.]. Он бывший флотский офицер и был приговорен сперва к повешенью за политические организации в войсках. После Сахалина (он всего 4 года оттуда) он много путешествовал по Америке, Японии, Сирии и Палестине. Он какой-то совсем удивительный человек - примиренный, ровный - в типе Достоевского и религиозный. Статьи его очень стоит прочесть. Он тут тоже «техником» на изысканиях. Мы с ним видимся почти каждый день и ведем бесконечные разговоры.

Ах! Прочтите также в ноябрьской книжке «Русского Богатства» письма Дионео из Англии [Дионео - псевдоним Исаака Владимировича Шкловского (1865-1935, Лондон), публициста, критика, прозаика и поэта. Очерки «Из Англии» (Русское богатство. 1900. № 11. С. 82-105) - обзор английской печати о «хулиганах» - в том числе «культурных». Продолжение очерков - в № 12 «Русского богатства».]. Очень типично. Что говорят и думают московские студенты по поводу 170 киевлян, отданных в солдаты [20 декабря 1900 г. в Университете св. Владимира в Киеве состоялись митинги с требованием возвращения в университет исключенных перед этим участников студенческой сходки; по распоряжению министра просвещения, опубликованному в газетах 11 января 1901 г., 183 студента были отданы в солдаты. По призыву социал-демократов и кадетов в феврале-марте 1901 г. студенческие демонстрации протеста состоялись в Киеве, Харькове, Москве и Петербурге.]? Т<р>усят или негодуют? Или то и другое вместе?

Целую бабушку.
Макс.
17 января 1901 года.

По поводу моего фельетона генерал-губернатор собирал экстерный совет для обсуждения того, что имел ли право цензор пропустить его. Решили оставить без последствий.

Я. А. ГЛОТОВУ
20 января 1901 г. Ташкент

Ты стал удивительно хорошо и интересно писать, Яша! Твое письмо, полученное мною сегодня, так интересно и увлекательно, что, несмотря на всю ту тоску и пакость, которые теперь царят в Моск<ве>, мне все-таки захотелось туда. Письмо мое ты, верно, уже получил и получил вместе с ним и мой фельетон [Фельетон - «Эпилог XIX века».]. Мама, верно, передала тебе также и фельетон об Обер-Аммергау. Это единственные произведения мои в Ташкенте. У меня действительно было много времени в начале декабря, но тогда совсем не хотелось писать, а теперь страшно хочется писать и совсем нет времени, т. к. я занят беспрерывно с 10 часов утра до 9 часов вечера. Положим, это временно и, верно, опять скоро я буду свободен. Мой первый фельетон «В Обер-Аммергау» ташкентской публике не понравился. Он был помещен в первом номере «Русского Туркестана», которым тот открыл в прошлом году свое существование вновь, после целого года молчания, со времени убийства своего первого издателя Сморгунера, застреленного в редакции одним вспыльчивым полковником, оскорбленным нападками либеральной газеты на его особу.

«Зачем это вы перевод в своем первом номере поместили?» - спрашивали редактора догадливые ташкентцы по поводу моего фельетона. Зато «Эпилог XIX века» произвел неожиданный эффект. Генерал-губернатору доложили, что в новогоднем номере «Русского Туркестана» помещена «апология революции». Перепуганный генерал-губернатор собрал экстерный совет для обсуждения этого ужасного произведения; мой фельетон читался, комментировался, но в конце концов решено было «оставить без последствий». В результате в течение нескольких дней ташкентцы цитировали разные места из фельетона. Особенно их поразило то обстоятельство, что XIX век родился в Париже, а умер в Пекине, а потом подпись [«XIX век родился в 1789 году в Париже и умер в 1900 в Пекине», - фраза из «Эпилога XIX века». Подпись под статьей в № 2 «Русского Туркестана» от 3 января 1901 г. Max Vole-à-Chine - имеет каламбурный смысл; подразумевается: Макс, летящий в Китай.]. У «Русского Туркестана» сразу прибавилось подписчиков. Через несколько дней я был в гостях у вице-губернатора [Генерал-лейтенант Н. А. Иванов.] (он же и цензор, если ты это еще не забыл с прошлых экзаменов). Он меня встретил словами: «Ну пусть они там мне объявляют выговор, за то, что я пропустил ваш фельетон… Я даже и хотел бы этого. Мне уж столько выговоров за разную ерунду объявляли, что получить выговор за такую вещь, как Ваш фельетон, мне бы даже хотелось. Впрочем, я тут никакой „апологии революции“ и не вижу - просто очень широкий исторический захват…» Сидючи там за чайным столом, я смотрел на публику и думал: «Ну где возможно, кроме России, такое изумительное сочетание элементов». В состав общества входили: вице-губернатор (привлекался по каракозовскому делу), его жена (была сильно замешана в дела террористов), два полицейме<й>стера (не были никуда замешаны и, слушая все говорившееся, недоуменно хлопали глазами, т. к. из Средней Азии никуда не выезжали), советник областного Управления Гейер - он же редактор «Русского Туркестана» (сидел по лопатинскому делу и был приговорен к повешенью), техник по изысканию Ор<енбургско>-Таш<кентской> ж. д. Ювачев (бывший морской офицер. Был приговорен по делу о военных организациях к повешению, помилован 20-тью годами Шлиссельбурга, но, просидев там 4 года, помилован еще раз 8-мью годами каторги на Сахалине. 3 года назад был выпущен и поехал на Сандвичевы острова, затем в Америку, а этим летом в виде бедуина странствовал по Сирии). Его воспоминания о Сахалине напечатаны в «Историческом Вестнике» (я маме писал неверно, что в «Русском Архиве») за 1900 г. от января по июль, под псевдонимом Миролюбова. Это в высшей степени интересный и симпатичный человек. Положим, ты уж из этого краткого формулярного списка можешь видеть, насколько интересный. Мы с ним видимся теперь почти каждый день и ведем бесконечные разговоры. Он отличается какой-то удивительной примиренностью и очень религиозен. Словом, он нашел выход Достоевского. Теперь он пишет очень любопытное исследование об « уральцах» - раскольниках, сосланных на берега Аральского моря, с которыми он познакомился и очень сошелся во время пребывания там в период изысканий [Указанная работа Ювачева либо не была завершена, либо осталась неопубликованной, либо была напечатана в неизвестном нам издании.]. Он собирается в Петербург, и если он в Москве остановится, то я постараюсь устроить так, чтобы ты с ним познакомился. Между прочим завтра едет в Москву отсюда один молодой ученый Берг, бывший московский студент - окончивший еще при нас. Он будет там очень короткое время и, вероятно, будет читать в географическом обществе либо в обществе любителей естествознания свой доклад об исследованиях Аральского моря: очень интересный. Ты заметь по газетам (он приедет в один день с этим письмом) и пойди, а потом, может, и познакомишься и узнаешь обо мне. Он очень милый человек, почти мальчик.

Будешь ли ты писать о Памире? Верно не будешь! А если не будешь, то передай-ка эту работу мне лучше. У меня тут под руками богатейший материал в публичной библиотеке: все, что когда-нибудь было написано о Памире русскими и иностранными путешественниками. Кроме того, сотни показаний очевидцев, да еще, может, и мои собственные наблюдения. Подумай и если решишь, то оставь себе Волгу, а мне пришли все требования и условия, а я сооружу здесь капитальнейшее исследование. Только скорее, если да. Я много хотел писать об своих путешествиях, да вот все никак не выберу времени, а то сейчас же примусь.

<…>

Кстати: справлялся ли ты в «Мире Искусства» о «Горной Сказке», а то я ее в «Рус. Тур.» напечатаю, чтобы не пропадала по крайней мере и чтобы знакомым можно было бы дать оттиски. Отчего ты не пишешь ничего о Жебунёвых? Я Ларочке [Лариса Владимировна Жебунева.] писал, но ни ответа, ни привета. Также и Карлыч [Ф. К. Арнольд.] не отвечает мне на мое письмо. Брал ли ты у князя или у Леонида наш дневник [Кн. В. П. Ишеев и Л. В. Кандауров. Подразумевается «Журнал путешествия».]? Если нет, то возьми почитать - ведь там изо дня в день все наше путешествие.

Ну довольно. Рука устала и голова ошалела от бесконечного писанья. Пойду прогуляться по азиатскому городу, хоть уже час ночи. Но я люблю лунные ночи в Ташкенте. Пиши мне такие же художественные интересные и веселые песни. Кланяюсь всем и целую кого следует.

Что-то у вас теперь в университете… Хотелось бы быть в Москве, пиши об этом подробнее, а то ведь я ничего не знаю. Будут ли у тебя деньги на путешествия? Как это ты умудрился у Омона [Театр «Омон» в Камергерском переулке (дом Лианозова).] 50 р. прокутить? Мне аж досадно: ведь это стоимость дороги до Неаполя вместе с пашпортом.
Макс.
20 января 1901 г.
Ташкент. Шахризябская, д. Павлова.

Зачем это ты мне карточку финки прислал? Где теперь Шура и где Дунечка [Неустановленные лица.]?

Саша наконец написал мне из Берлина письмо, помеченное августом 1900 года и адресованное в Неаполь + современная приписка [Саша - А. М. Пешковский. К датировке «Август 1900 г.» Пешковский приписал дату повторной отправки письма: «(10 I 1901)».]. Об Норвегии он ни слова. Где и как он там ходил?

А. М. ПЕТРОВОЙ
23 января 1901 г. Ташкент

Дорогая Александра Михайловна!

Посылаю Вам свой новогодний фельетон [Статья «Эпилог XIX века»], который Вам верно будет интересен.

Писать не могу сегодня, т. к. занят теперь разными работами со страшными названиями с 10 час. утра до 9 вечера. А вы мне пишите и поскорей, а то я в последних числах - фюить!! - прямо в Париж. В Крым, увы, не попаду. А в Москве остановлюсь, остановлюсь и в Берлине, специально, чтоб Саше [А. М. Пешковский.] помешать, а то он заработался уж очень. Кроме Faculté des Lettres у меня теперь мелькает мысль: не поступить ли мне и в гравировальное отделение в Académie des Arts? А? Как выдумаете?..

Ну, там видно будет.

Пишите-ка мне поскорей, а то ведь Бог весть сколько лет еще не увидимся, если только вы сами в Париж не приедете.

А что теперь со студентами-то делают! Хорошо, что я покончил с этим.

Кланяюсь всем.

Спросите, пожалуйста, Леру об моем альбоме с фотографическими карточками, который она оставила у каких-то своих знакомых в Москве. Пожалуйста, спросите.
Макс.
Ташкент. Шахризябская ул., д. Павлова, кв. Яхонтова.
23 января 1901 года.

ОКОНЧАНИЕ

тюрьма/каторга/ссылка, история российской федерации, .Сырдарьинская область, Ташкент, история казахстана, .Самаркандская область, .Закаспийская область, 1901-1917, история узбекистана, периодическая печать/журналистика, железные дороги, Самарканд, личности, казачество, Константинополь/Стамбул, история турции, староверы, Асхабад/Полторацк/Ашхабад/Ашгабат

Previous post Next post
Up