И так, закончил я в прошлый раз на ночевке недалеко от города Полярные Зори.
Это было действительно ужасно. Мы спали в том положении, в котором ехали, укрывшись спальниками. Спать за рулем, при условии, что сиденье нельзя отодвинуть, а спинку наклонить - это просто ад, но мы справились. К тому же, на площадку для отдыха постоянно кто-то приезжал/уезжал, все шумели, а мы пытались спать. Проснувшись, позавтракали бутербродами с паштетом и устремились прямиком на берег Баренцева моря в Териберку.
До нее нам осталось доехать после второй ночевки всего 350 км.
Традиционный GPS трек третьего дня путешествия можно посмотреть на
http://www.gpslib.ru, нажав на картинку.
Пейзаж за окном изменился до неузнаваемости. Теперь там тундра. Появились сопки, деревья стали гораздо ниже. А потом и вовсе исчезли. Только мхи, лишайники, огромные камни, ползучие полярные ивы и карликовые березы, которые вместе с ивами гораздо скромнее обыкновенных кустов средней полосы.
Не стану скрывать оставшиеся 350 км до Териберки мы ехали с "открытыми ртами". Виды с трассы открываются просто сногсшибательные. Это тебе и озеро Экостровская Имандра, а вдали Хибины. Или, например, безжизненные техногенные окрестности города Мончегорск, в котором располагается комбинат "Североникель". На самом деле наша неделя трипа, это всего лишь небольшая, неподробная обзорная экскурсия. Но с учетом запланированного маршрута, мы не могли себе позволить отклонения.
Наблюдая восхитительные пейзажи, мы не заметили, как добрались до развязки, на которой нам нужно сворачивать направо на Серебрянскую дорогу. Перед тем, как сделать этот маневр мы проехали в сторону Мурманска и накормили автомобиль горючим. От Р21 (М18) до Териберки нет регулярных заправок, а может, их там и нет вовсе.
Раз у нас по-прежнему дорожные заметки, то "Серебрянка" (дорога ведет на Серебрянское водохранилище у поселка Туманный) до перекрестка с дорогами Североморск и Североморск-3 не в очень хорошем состоянии, встречаются выбоины в асфальте. После, до самого поворота на Териберку, дорога в весьма приличном состоянии.
01. р. Канентъявр, которая течет из одноименного озера. Обратите внимание на размер растительности.
02. Она же, но в обратную сторону. В сторону озера.
03. Спустился к бурлящей воде. Прекрасно. Динамично.
От вышепродемонстрированной реки до отворотки на Териберку осталось 30 км. Всего от трассы Р21 до Териберки 120 км, из них 40 км грунтовой дороги с улучшенным покрытием (покрытие - щебень).
Как только мы свернули с "Серебрянки" на Териберку больше всего я удивился, с какой скоростью по этой улучшенной грунтовке летают местные жители. Я скрипя зубами держал скорость 30 км/ч, а меня обгоняли как стоячего вознаграждая столбом пыли. В итоге, поняв, что до Териберки за 20 минут мы точно не доедем, решили остановиться и попить чай/кофе. Это был не первый опыт приготовления горячих напитков на трассе, благо газовая плитка это позволяла. Дежурный одноразовый газовый баллончик позволял не освобождать из плена багажника большой "красный" баллон. Просто достал плитку и вскипятил чайник. :)
04. Вот он, какой субарктический пейзаж. Фантастика.
(Фотография по клику открывается в большем размере).
05. Ради этого стоило проехать почти 2000 км.
06. Сопки и озеро Кийявр.
07. Вот так выглядит смотровая площадка на озеро.
08. Камни, мхи и лишайники. Минимализм от самой природы.
(Фотография по клику открывается в большем размере).
09. Побывав на Севере, я стал немного представлять что такое "шел ледник". Довольно часто обсуждали это. В средней полосе прошедший ледник был абстрактным понятием.
10. Териберская дорога.
11. Пасмурное Териберское водохранилище на одноименной реке.
12. Криволесье на переднем плане, сопки на заднем плане.
13. На Кольском полуострове оказалось немало ГЭС.
14. Плотина водохранилища совмещена с дорогой. К этому моменту я уже привык к тряске, смог ехать 40-50 км/ч, но местные все равно меня обгоняли как стоячего. Самое не приятное в езде по щебню - это не тряска, а камни, отлетающие от колес по кузову и днищу. Всегда неожиданно.
(Признаюсь, что все пленочные снимки сделаны уже по дороге из Териберки в Мурманск. Но для правильного описания событий я их показываю сейчас. В третий день KolaOrangeTrip'14 погода была ясная, температура за бортом была +18).
И вот, ровно в 15:00 мы уже радовались этому дорожному указателю.
Не стану скрывать, как попали в Териберку, так сразу и растерялись. Ну, доехали, а что делать дальше? Бесцельно и наугад проехали по Лодейному и Териберке. Навигатор не смог прокладывать маршрут к озерам (речь идет об озерах Секретарское, Песчаное, Малое и Большое Батарейское). Потыкались, но езда наугад, ни к чему не привела.
Решили поискать турбазу "Териберка-Тур", которая предоставляет огромный спектр услуг, включая размещение, кемпинг, разного рода активный отдых, а также баню и душ. Последний был наиболее интересен. Кое-как нашли эту базу. Представляла она из себя 2 прицепа-дома на колесах, баня в армейском грузовике, офис в нем же. Все облагорожено, но выглядело по истине суровым. Просто милитаристайл, ну никак не иначе. Походив вокруг и около, не нашли никого живого. И тут я вспомнил про wikimapia.org. Открыл этот прекрасный сайт на своем winphone, и произошло чудо. Я узнал свое местоположение на карте, оно перемещалось по карте, как на навигаторе. В итоге, благодаря викимапии мы сразу же взяли след дороги, которая ведет мимо свалки к озерам. Дорога, конечно же, грунтовая. Вся она усеяна камнями. У водозаборных сооружений нас ждал бетонный блок стен подвала (ФБС) поперек дороги. Это было одно из тех мест, проезжать которое мне помогал весь наш экипаж. Оранжевая Лада Калина справилась, и мы выехали на побережье Баренцева моря, а это значит, что мы выехали на побережье Северного Ледовитого океана. Океана моей надежды. Дальше уже сложно было заблудиться, дорога сама нас вывела к озеру Песчаное. До него нам пришлось преодолеть дорогу с камнями и небольшой ручей вброд, также с камнями. На машинах с малым клиренсом все это было бы гораздо труднее, ну и наверное, менее безопасно.
И вот спустя всего лишь 3 часа, а это значит, что в 18:00 мы приступили к разбиванию лагеря на берегу Песчаного озера. Стоит отметить, что у нас был лагерь с видом на океан, но в достаточном отдалении и с кустарниковой лесной защитой, чтобы нас не сдуло.
Вопреки всем опасениям, Алексей собрал костер из карликовых берез и ползучих ив. Ягель, кстати, тоже прекрасно и очень интенсивно горит.
Северные деревья, кстати, очень долго горят. Поэтому на наш очаг мы израсходовали совсем немного растений.
На сегодня все, спасибо что зашли!
В следующих сериях постов о KolaOrangeTrip'14 вы увидите слайдовые пейзажи окрестностей Териберки и многое другое.
Читайте все записи о
KolaOrangeTrip'14:
KolaOrangeTrip’14. Отход на север. Размышлизмы KolaOrangeTrip'14. Пресс-релиз. KolaOrangeTrip'14. Начало. Маршрут. Дорожные заметки. KolaOrangeTrip’14. Полярный круг. День 2. Дорожные заметки. KolaOrangeTrip’14. Знакомство с тундрой. День 3. Дорожные заметки. KolaOrangeTrip’14. Окрестности Териберки. KolaOrangeTrip’14. Гидрометеорологическая станция "Териберка". KolaOrangeTrip’14. Тайны дальних морей. Баренцево море. KolaOrangeTrip’14. Невыносимая легкость бытия. KolaOrangeTrip’14. День 4. Ночевка в неблагоприятных погодных условиях. KolaOrangeTrip’14. Туманная Териберка. KolaOrangeTrip’14. Териберка. Заброшенная школа. KolaOrangeTrip’14. Корабли без капитанов. KolaOrangeTrip'14. Город-герой Мурманск. KolaOrangeTrip’14. Апатиты, нефелин и апатия. KolaOrangeTrip'14. Хибины. KolaOrangeTrip'14. На берегу реки Умба. KolaOrangeTrip’14. Терский берег. KolaOrangeTrip’14. Маяк Кашкаранцы. Терский берег. KolaOrangeTrip’14. Гидрометеорологическая станция "Кашкаранцы". KolaOrangeTrip’14. Последняя ночевка на Кольском полуострове. KolaOrangeTrip’14. Итоги. Заключительная часть.