Статья Нью-Йорк Таймс от 23 января 1972 г. о сотрудничестве Фиата с советским правительством показывает, что еще в начале 1970-х ситуация с автопромом была несколько иной, чем повествуют ностальгические представления сегодняшнего дня.
Fiat, S.P.A., крупнейший итальянский производитель автомобилей, доволен своей сделкой с Советским Союзом по строительству Тольяттинского автомобильного завода, по словам Джованни Аньелли, председателя совета директоров компании.
"Мы не заработали денег на этой сделке", - сказал г-н Аньелли в интервью, - "но было много других плюсов".
Успешно руководив строительством завода, который сейчас выпускает более 1000 автомобилей в день и который к концу 1972 года рассчитывает достичь запланированной производительности в 2000 автомобилей в день, Fiat завоевал мировой авторитет, отметил он.
"Но помимо этого, - сказал г-н Анджелли, - мы обучили многих наших инженеров строительству завода такого масштаба в очень сложных условиях".
"Однако больше всего нам нравится то, что очень большое количество автомобилей, выпускаемых в России, - это Фиаты".
Российский Fiat, получивший название "Жигули", основан на конструкции Fiat 124 - небольшого седана, который в Италии и других странах мира в основном был заменен моделью 128.
Тольяттинский проект, стоимость которого оценивается более чем в 800 миллионов долларов, принес Fiat около 50 миллионов долларов в качестве гонорара.
"Мы почти полностью окупили затраты", - сказал г-н Аньелли, - "но есть и побочные выгоды в виде заказов на станки, не только наши, но и других производителей".
Fiat, чьи продажи в 1971 году впервые превысили отметку в 3 миллиарда долларов, поможет Советскому Союзу в строительстве автомагистралей, бензоколонок, объектов обслуживания и других вспомогательных средств, которые продвинут эту страну в автомобильную эру.
Это непростая задача. Строительство завода, которое отставало от графика примерно на два года, было осуществлено, несмотря на плохую местность, чрезвычайно холодную зиму, задержки в работе и необходимость обучения рабочих сборочного конвейера.
В Москве, городе с населением 7,5 миллионов человек, имеется около 100 автозаправочных станций и менее 25 авторемонтных мастерских. Программа строительства дорог в России отстает от графика примерно на 12 лет, а нынешние дороги узкие и полны выбоин.
Г-н Аньелли является сторонником оказания помощи социалистическим странам в развитии их автомобильной промышленности. Он сообщил, что Fiat заключил новое соглашение с Польшей о строительстве промышленного комплекса в Силезии, который в течение четырех лет будет производить более 150 000 автомобилей в год.
В своем недавнем выступлении перед Обществом автомобильных инженеров в Детройте он отметил, что страны Восточной Европы переживают переход от акцента на тяжелую промышленность к потребительскому производству, и любая попытка остановить автомобилизацию может повлечь за собой социальные потрясения. [Переход от тяжелой промышленности - это переход экономики с военных на мирные нужды, из чего следует, что война закончилась совсем недавно. А вот почему отказ от автомобилизации может вызвать социальные потрясения не совсем понятно, когда все привыкли к общественному транспорту и инфраструктуры все равно еще нет.]
Инженерам он рассказал, что социалистические страны в настоящее время не обладают возможностями для быстрого расширения производства потребительских товаров, и поэтому им понадобится опыт Запада, чтобы в короткие сроки построить эффективную автомобильную промышленность.
Он сказал, что, по его мнению, для основных производителей автомобилей на Западе могут открыться широкие возможности для бизнеса с Востоком.
[...]
Г-н Аньелли сказал, что открытие автомобильной торговли с Китаем будет происходить медленно. Он добавил, что там требуются грузовики и тракторы. [Это вообще интересное заявление, поскольку инвестиции в Китай начались в 80-е после реформ Дэна Сяопиня.]
Другие исследования сделки с Фиатом тоже утверждают, что компания не получила значительной прибыли от строительства заводов и инфраструктуры, а объяснения в духе «зато мы приобрели опыт» выглядят не очень убедительными. В то же время известно, что у Фиата были проекты в Индии и Египте, так что может быть это прикрытие для лендлиза развивающимся странам.
С другой стороны, в Италии в то время была сильна коммунистическая партия, и у СССР (России) исторически были тесные связи с Италией, и даже город Тольятти назван якобы в честь главы итальянской компартии. Так что Фиат мог быть совместным предприятием, особенно если цивилизация была единая и Железного занавеса еще не было.