Аксиома о справедливости

Jan 12, 2014 20:40

Некто спросил:
- Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?
Учитель сказал:
- А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром.
Конфуций

В «Аксиомах о душе» я перечислил семь высказываний, семь аксиом, которые необходимо учитывать каждому, кто размышляет об экономике, политике, праве, социальной философии, жизни вообще:

1. О гуманизме: чувствуют люди, а не коллективы.
2. О ненасытности: дефицит сил непреодолим.
3. О разнице: люди неодинаковы в предпочтении сил.
4. Об эгоизме: чужие нужды не актуальны.
5. О любви: полюбить как себя можно немногих.
6. О справедливости: люди сходны в неприятии преступлений.
7. О зависти: чем богаче человек, тем больше готовность навредить ему.

Каждая из этих аксиом отсекает огромный массив высказываний, относя их к ненаучным. И только высказывания, которые не противоречат всем этим аксиомам, могут претендовать на звание научных.

Мы уже обсуждали пять аксиом:
- о гуманизме,
- о ненасытности,
- о разнице,
- об эгоизме,
- о любви.

Сегодня на очереди шестая аксиома - о справедливости.

Гарвардский биолог Марк Хаузер, опрашивая многих людей, обнаружил, что люди разных национальностей, культур, религий поразительно одинаково проводят грань между моральными и аморальными поступками. Причём их согласие друг с другом в этом выборе значительно превосходит их способность внятно объяснить причины такого выбора. Уверенность в правильном выборе даёт им интуиция.

Отрицательное отношение к преступникам и преступлениям отражено и в русских поговорках:

1. Неправдой жить - Бога прогневить.
2. Хоть в латаном, да не хватаном.
3. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
4. Воровское стяжание впрок не пойдёт.
5. Один вор всему миру разоренье.
6. Невзначай рука в чужой карман попала.
7. Прямиком по кривой не ездят.
8. Воровство - последнее ремесло.
9. Воровать - не торговать: больше накладу, чем барыша.
10.Плуту да вору - честь по разбору.

Наша задача подкрепить логикой, наукой интуитивный нравственный выбор между правыми делами, справедливостью, с одной стороны, и преступлениями - с другой.

Дефицитные (а потому ценные) отчуждаемые силы или, другими словами, имущество, являются предметом конкуренции между людьми, которые не испытывают любви друг к другу. Конкуренты могут захватывать имущество (или активы) принуждением и обманом, а могут проводить грани, межи, распределяющие активы между ними и защищающие ценные неотчуждаемые силы. Грани превращают ценные силы в чьи-то права. Чужими правами пользоваться запрещено. Чужие права запрещено уничтожать или портить. И если солидарность в защите прав высокая, то можно быть уверенным, что она проявится и в защите твоих прав. Дела с соблюдением граней превращаются в правые дела, дела с нарушением граней - в преступления, а борьба с преступниками - в общее дело.

Соблюдение граней вовсе не означает неизменность граней. Добровольное изменение граней в виде обмена или подарков - это тоже соблюдение граней. Нарушение граней происходит, когда к их изменению принуждают. Это - преступление. Но принуждение может быть правым делом, если оно применяется к преступнику. Преступника наказывают, в частности его принуждают возместить убытки пострадавшим от его преступления.

Преступления - опасные дела, с запретом которых люди почти единодушно соглашаются.

К опасным относятся следующие дела:

1. Насилие, когда убивают, калечат или физически мучают людей, уничтожают или отнимают имущество.
2. Устрашение, когда сам устрашённый без насилия, но из страха перед насилием выполняет требуемое.
3. Обман, когда тайно умыкают имущество или не выполняют обещания.

Однако, несмотря на то, что опасные дела выглядят неприглядно, абсолютный запрет этих дел несправедлив. Абсолютный запрет почти не оставляет возможностей для борьбы с преступниками, а уговоры, увещевания, взывания к совести могут не подействовать на преступников.

К преступникам справедливо применять адекватное их преступлению насилие, устрашение и обман. Таким образом, насилие, устрашение и обман могут быть правыми, и в этом случае их преступно запрещать. Признавать преступными и запрещать нужно не все опасные дела, а только те из них, которые признаны преступными.

Определяя преступления через преступные опасные дела, мы применяем рекурсию. Рекурсия трудна для понимания, многие любую рекурсию принимают за порочный круг, но я не вижу иного способа для определения преступлений. Возможно из-за рекурсии в определении преступления у нас проблема с хорошими заповедям и законами. Не убей! А если нет другого способа остановить убийцу? Справедливо ли осуждать убийцу убийцы?

Рекурсия в определении преступления усугубляется, когда обнаруживается, что есть ещё одно опасное дело, которое нуждается в запрете:

4. Уклонение от борьбы с преступниками.

Борьба с преступниками - общее дело, от которого никто не вправе уклоняться. В этом деле преступен принцип: «Моя хата с краю».

Крайний индивидуализм - преступен. Долг каждого внести свою лепту в борьбу с преступниками: деньгами, личным участием в вооружённом ополчении, свидетельскими показаниями.

Требование солидарности, уместное в борьбе с преступниками, преступно, когда его распространяют на другие дела. Например, на социальную защиту. Это преступное требование широкой солидарности, присущее современному миру, ослабляет солидарность правых людей в борьбе с преступниками и усиливает преступников. Справедливо, когда помощь бедным движима любовью, и преступно, когда к ней принуждают. От принудительной борьбы с бедностью выигрывают не бедные, а те, кто возглавляет такую борьбу с бедностью.

аксиомы, аксиома о справедливости

Previous post Next post
Up