Аксиома о ненасытности

Dec 22, 2013 22:17

Некто умер и оказался в месте, которое он принял за рай.
Птички поют. Джин потчует изысканной едой и гибкими гуриями.
Но через две недели он заскучал и попросил работы, напряжения, опасностей, борьбы...
Джин сказал, что здесь этого не положено. Тогда Некто запросился в ад.
Джин удивился и спросил: «А ты думаешь, ты - где?»
Притча об аде

Людьми движут чувства. Науку о поведении человека нужно начинать с изучения его души. Но обществоведы стесняются откровенно говорить о чувствах, они их лицемерно приукрашивают, а потом удивляются «внезапному» массовому насилию и обману.

В «Аксиомах о душе» я перечислил семь высказываний, семь аксиом о человеческих чувствах, которые необходимо учитывать каждому, кто размышляет об экономике, политике, праве, жизни вообще. И если кто не согласен с той или иной аксиомой, он должен предложить альтернативу. Полагаю, что думающие люди не будут спорить с моими аксиомами, потому они честно отражают чувства, которые испытывает каждый.

Вот мои аксиомы:
О гуманизме: чувствуют люди, а не коллективы.
О ненасытности: дефицит сил непреодолим.
О разнице: люди неодинаковы в предпочтении сил.
Об эгоизме: чужие нужды не актуальны.
О любви: полюбить как себя можно немногих.
О справедливости: люди сходны в неприятии преступлений.
О зависти: чем богаче человек, тем больше готовность навредить ему.

Каждая из этих аксиом отсекает огромный массив высказываний, относя их к ненаучным. И только высказывания, которые не противоречат всем этим аксиомам, могут претендовать на звание научных.

Аксиому о гуманизме мы уже обсуждали.

Сегодня на очереди вторая аксиома - о ненасытности.

Старуха из сказки о золотой рыбке ведет себя совсем не сказочно, не волшебно. Её поведение - быль, норма. Как, впрочем, и поведение старика, главное желание которого - насыщать ненасытную старуху, чтобы та не бранилась.

Пословицы о ненасытности:
1. Большому куску и рот радуется.
2. Глаза наши - ямы, а руки - грабли.
3. Дай душе волю, захочется и поболе.
4. И бог на всякого не угодит.
5. Кто много имеет, больше ещё хочет.
6. Много хорошо, а больше лучше того.
7. Не все сбывается, что желается.

Неутолённые нужды побуждают к делам. Утоление нужд радует, но быстро обнаруживаешь новое беспокойство, новую нужду, требующую утоления. Как только справишься с этой нуждой, возникает следующая. И так всю жизнь.

Дефицит. Желания можно исполнять только при наличии сил. Нужд столько, что сил для их утоления всегда не хватает. Силы, которых не достаёт, не хватает, называют дефицитными силами. Их также называют ограниченными, редкими, экономическими (их нужно экономить), хозяйственными (к ним нужно относиться по-хозяйски) ресурсами или благами.

Дефицит отчуждаемых сил. Все аксиомы мы черпаем из опыта. А опыт говорит, что наша ненасытность распространяется не только на неотчуждаемые силы: жизнь, здоровье, красоту, ум, ловкость, навыки… - но и на отчуждаемые силы, самая популярная из которых деньги. Только ценные отчуждаемые силы, активы или имущество побуждают нас общаться: торговать, просить, воровать, отбирать… Будь мы совершенно сыты отчуждаемыми силами, нам бы ничего не нужно было от других, мы бы перестали общаться, занятые лишь приращением своих неотчуждаемых сил, своего неотчуждаемого богатства - длинной, одинокой, в том числе бесполой жизни.

Маркс в «Критике Готской программы» выдвинул опрометчивый с научной точки зрения, но привлекательный для многих лозунг полного коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Однако состояние, при котором все потребности будут удовлетворяться, недостижимо.

Дефицит, который экономисты чаще называют редкостью, не может быть преодолён полностью. Можно представить себе преодоление дефицита простейших сил. Например, можно представить себе избыток неприхотливой еды и одежды, простого жилья, когда всем хватит и даже останется. При богатой фантазии можно представить себе избыток любых вещей, как это сделал Ант Скаландис (псевдоним Антона Молчанова). В романе «Катализ» он описал мир, в котором каждый с помощью машины под названием «сибр» легко может копировать любую вещь в любых количествах.

Но даже в фантастическом мире изобилия привычных вещей не удаётся удовлетворить все нужды. Хочется новых, невиданных вещей, которые нужно создать, прежде чем копировать, а главное, хочется внимания других людей. Например, Ивану хочется, чтобы Маша уделяла внимание только ему, а не Петру или другим мужчинам. Но и Пётр также может пожелать исключительного внимания Маши к себе. Такие желания Ивана и Петра относительно Маши - несовместимые желания. Расположение Маши только к одному - дефицитная отчуждаемая сила, актив, который может достаться как Ивану, так и Петру. Но Маша в свою очередь может распорядиться своим активом не в соответствии с желаниями Ивана или Петра, она может выбрать кого-то третьего, а может и вовсе не ограничиться одним мужчиной. Она может одарить своим вниманием нескольких, если у неё щедрая душа.

Вот как рассуждает такая щедрая душа из повести Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»: «Мужчины не довольствуются тем, что мы им отдаёмся, и даже тем, что мы их любим. Каждому из них надобно, чтобы мы отдавались только ему и любили его так, как ему хочется. Володя не понимает, что ему даже взять нечем того, что я отдаю в себе (душевно и телесно) Модесту, как и Модесту нечем взять того, что я отдаю Володе. Все твердят: я хочу тебя всю, но ни один не подумает, достаточно ли глубока и широка для того его душа!»

Дефицит - следствие человеческой ненасытности, которая непременно упрётся в нехватку каких-нибудь сил, в их дефицит. Причём, не просто сил, а отчуждаемых сил. Это значит, что какие-то отчуждаемые силы людская ненасытность непременно сделает ценными, дефицитными силами, то есть превратит их в активы, в имущество. С учётом аксиомы о гуманизме нужно помнить, что нехватку, дефицит испытывают лишь люди, но не коллективы. Поэтому высказывания о том, что не только люди, но и целые народы испытывают нехватку, дефицит ресурсов нужно относить к неверным высказываниям, к проявлению опасной иллюзии - коллективизма.

Итак, активы, то есть дефицитные отчуждаемые силы существуют, и будут существовать всегда, пока существуют люди. Или, другими словами, преодолеть дефицит всех отчуждаемых сил невозможно.

аксиомы, аксиома о ненасытности

Previous post Next post
Up