Среда и случайные совпадения. Польско-католический вопрос. 1909 год

Jan 25, 2013 08:15

Просто среда, та, в которой живут и работают. Рассказывать о татарах - это рассказывать и о том, что они могли видеть, слышать и понимать из того, что происходило вокруг. А на слуху и необычные для татар фамилии и имена...
Дискуссия на бирже по поводу военнопленных, которая так поразила меня, велась между поляками, евреями и немцами... Революция видоизменит соотношение сил, но до революции польско-католическая диаспора города Екатеринбурга очень сильна и влиятельна. Меня заинтересовал факт приезда в город суфрагана и некоторые аспекты деятельности полицмейстера города после отъезда епископа. Очень вероятно, что никакой связи между фактами нет. Но почему бы нам не отвлечься от мусульманской темы? Дописываю позже... военнопленные... я с необходимостью рано или поздно должен был наткнуться на тему "места заключения", и на нее наткнулся, пусть это будет продолжением - Сущинский... наведение порядка в екатеринбургской тюрьме, 1909.
А пока...
Уральская жизнь, 23 апреля, 1909. Приезд епископа суфрагана.
24 апреля в Екатеринбург приезжает римско-католический епископ-суфраган Ян Цепляк, который 25, 26 и 27 апреля совершит в римско-католическом костеле ряд богослужений.
В виду тесного помещения костела, молящиеся будут допускаться на богослужения по особым билетам. Встретить епископа-суфрагана выехал в Пермь екатеринбургский ксендз Вилкас.

Уральская жизнь, 28 апреля, 1909. Приезд епископа суфрагана.
25 апреля в 9 часов вечера на станции Екатеринбург I прибыл с поездом епископ-суфраган католической церкви Ян Цепляк в сопровождении ксендзов-акакдемиков. Из вагона епископ прошел в парадные комнаты, а оттуда проехал в приготовленную для него квартиру в доме н(аследни)ков Поклевских.
На вокзале епископа встретили Екатеринбургский полицмейстер И.Н.Скорупский и представители местного польского общества: И.И.Козелл, И.Л.Фальковский, Игн.К.Янковский, В.Г.Рымшевич и др.
В воскресение 26 апреля и понедельник 27-го в римско-католическом костеле епископ суфраган Ян Цепляк совершил в римско-католическом костеле обедни при массе молящихся, с 5-ти часов вечера началось миропомазание, закончившееся в 8 часов вечера.
Последняя обедня будет совершена 28 апреля, после чего епископ Ян Цепляк выезжает из Екатеринбурга в Челябинск.
26 апреля епископ Ян Цепляк сделал визит преосвященному Владимиру, епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому и екатеринбургскому полицмейстеру И.Н.Скорупскому.
Так и хочется добавить: Не притесняют ли чем у вас поляков-католиков и кто? - поинтересовался епископ... - Р.Б.



Уральская жизнь, 29 апреля, №92, 1909. Пребывание и отъезд епископа-суфрагана.
27 апреля епископ суфраган католической церкви Ян Цепляк совершил в римско-католическом костеле последнюю литургию. В 6 часов вечера была совершена вечерня, закончившаяся в 8 часов.
В 10 ч. 36 м. ночи епископ-суфраган выехал с поездом на Челябинск, а оттуда проследует далее, в Сибирь.

Уральская жизнь, 1 мая, 1909.  О прописке евреев.
Екатеринбургский полицмейстер И.Н.Скорупский обратил внимание на то, что при прописке видов на жительство временно прибывающих в Екатеринбург евреев, дежурные при полицейских участках ограничиваются обычной пропиской видов на жительство, которые возвращаются, причем не обращается никакого внимания на то, имеет ли данное лицо право на постоянное жительство; между тем, такой порядок прописки и непроверки прав как бы подтверждает права евреев на постоянное проживание. В устранение этого г.полицмейстер рекомендует прописывающим паспорта, после обычной их отметки, препровождать их для соответствующей проверки прав в городскую полицию.

Из забавных доносов, к которым относились достаточно серьезно:
Уральская жизнь, 11 июля, № 148. Расследование.
За последнее время в городскую управу поступают анонимные заявления, в некоторых указывается, что многие из местных промышленников евреев и татар, живущих по Покровскому пр., не имеют прав на принадлежащие им промышленные заведения, что предметы торговли, изготавливаются в промышленных заведениях этих предпринимателей небрежно, и, наконец, имея по несколько штук рогатого скота и лошадей, они не платят установленного налога. Первые два вопроса вне компетенции городской управы, что же касается налога, то городская управа поручила расследовать дело члену управы Д.А.Ардашеву.

Уральский край, 14 июля, № 148. Отъезд.
Произведя смотр нижним чинам городской и уездной полиции, 12 июля в г.Пермь выехал начальник пермского жандармского управления полковник Бобчинский. (Верно: Бабчинский. Кстати, газета "Уральский край" под редакцией Спасского ни слова пока не написала о проверке прописки евреев - Р.Б.)

Уральская жизнь, 19 сентября, № 201. Приказ.
Екатеринбургский полицмейстер И.Н.Скорупский, в целях упорядочения прописки лиц, прибывающих и выбывающих из города, отдал приказ, чтобы содержатели гостиниц и меблированных комнат доставляли адресные листки два раза в сутки: в 6 ч.вечера и в 7 ч. утра.

Уральский край, 1 октября, № 209. Хроника. Приказ по полиции.
На днях г. полицмейстером выпущен следующий приказ по полиции. При проверке права жительства в г.Екатеринбурге лиц иудейского вероисповедания замечено, что многие евреи, хотя и меющие право на проживание вне черты еврейской оседлости, но не снабжены установленными билетами, выдаваемыми подведомственным мне полицейским управлением. Полагаю, что этот дефект мог произойти лишь только потому, что гг. пристава не взяли на себя труд разъяснить служащиим вверенных им полицейских частей и заведывающим приемом адресных листков на прибывающих в дома лиц, тот порядок, который должен быть введен по отношению прибывающих лиц иудейского вероисповедания. Предписываю на будущее время к неуклонному исполнению следующее:
По прибытии лиц иудейского вероисповедания на жительство в район полицейской части, домовладельцы обязаны в течение установленного времени представлять в полицейскую часть документы их для прописки вида на жительство.
В случае если прибывший еврей не будет снабжен билетом на жительство в г.Екатеринбурге, то объявленному лицу следует объявить под расписку, чтобы он в течение суток озаботился подачей заявления в полицейское управление с приложением документов для исходатайствования себе права жительства. Письмоводители полицейских частей должны, под видом опасения ответственности, ежедневно к 8-ми вечера представлять местному приставу выписку из поступивших за сутки адресных листков на прибывших на жительство лиц иудейского вероисповедания с указанием места жительства и места приписки последних. Представление выписки письмоводителями послужит контролем по отношению лиц, служащих в частях по заведыванию приемом адресных листов.
Надеюсь, что гг. пристава ограничатся принятием к исполнению настоящего моего указания и не вынудят меня на принятие более репрессивных мер по правильному учету и регистрации прибывающих в город лиц иудейского вероисповедания.

Уральский край, 7 октября, № 212. Хроника. Распоряжение г. губернатора.
Выпущенный г. екатеринбургским полицмейстером ... приказ по полиции относительно порядка учета приезжающих в г. Екатеринбург лиц иудейского вероисповедания г. пермский губернатор рекомендует принять к руководству чинам полиции и прочих городов Пермской губернии.

Уральская жизнь, 14 ноября, № 245.
15 ноября в залах Общественного собрания состояится концерт-бал в пользу вспомоществования бедным прихожанам Екатеринбургского Римско-Католического костела. На сцене собряния будут поставлены отдельные картины из опер "Галька" (будет представлена в Екатеринбурге в 1909 г. труппой Альтшуллера) и "Страшный двор" Ст.Монюшко... и лотерея-аллегри.
Молодое польское благотворительное общество энергично принялось за дело помощи своим бедным обычным устройством благотворительных вечеров. В прошлом году их бал был одним из самых удачных в сезоне и нынешний польский бал, 15-го ноября, в залах общественного собрания обещает быть интересным. Устроители привлекли для участия в концерте как любителей, так и артистов оперной труппы. (14 нояб.)
А в заметке от 17 ноября корреспондент отмечает, говоря о танцах, госпожу Скорупскую.
Уральский край, 16 ноября, № 244. О том же событии.
Польский бал, состоявшийся вчера в залах общественного собрания, привлек значительное количество публики.
Концерт, в котором участвовали артисты оперы И.Я.Альтшулер, гг. Комиссаржевский, Шидловский, г-жа Задонская и любительницы г-жи Скорупская, Комиссаржевская был очень удачен. Убранство столовой носило национальный колорит. В ней была устроена "корчма", где г-жа Тыминская в красивом национальном костюме с большим успехом выполняла роль "корчмарки".
Торговля у урн лотереи шла бойко.
Небезынтересно.
Понятно, что польско-католическое сообщество не могло быть однородным, и речь идет не только о социальном расслоении на бедных и богатых: одни верою и правдой служили империи, другие ее ненавидели...Монюшко. Опера «Галька». Глава №132 книги «История зарубежной музыки - 3»:
"Национально-польские и - более широко - славянские черты оперы проявляются, во-первых, в социальной направленности сюжета, во-вторых, в интонационной самобытности мелодического строя. Впервые в истории польской оперы новым национальным образам сюжета полностью соответствовала новая интонационная сфера... Галька - не просто обманутая, обесчещенная девушка, Януш - не только предатель. Их личные отношения символизируют положение обиженной, бесправной крестьянской массы, бессильной защитить свои права в столкновении с «сильными мира сего». Сквозь лирическую линию оперы ясно проступает гневное обличительное начало".
Опера Монюшко «Страшный двор» («Зачарованный замок»):
"Авторы, стесненные условиями цензуры, только намеками могли говорить о былом величии и славе Польши. Патриотическая тема сильно выражена в музыке, переосмысляющей анекдотическую фабулу". (над курсивом потрудился я - Р.Б.)

Уральская жизнь. 9 декабря. Проверка прав.
Чинами полиции начата проверка прав на жительство евреев, живущих в Екатеринбурге. Евреи вызываются в участки, здесь проверяют их паспорта и занятия.
Облавы. (События, быть может, и не связанные между собой, но в газете следующие одно за другим - Р.Б.)
В ночь на 8 декабря пристава 1 и 2 части г.Екатеринбурга произвели облаву в домах терпимости, в чайных, столовых, на постоялых дворах и т.п.
В 1 части задержано 20 чел и во 2-й - 14. Не имеющие письменных видов и занятий высланы из города этапом.

Католики в Екатеринбурге.
В нач. 1900-х синдик В.А.Поклевский-Козелл пожертвовал деньги на покупку церк. подворья (т.н. плебании) - усадьбы на ул. Гоголя, 9. В ее строениях разместились католическая приходская шк., квартира ксендза, часовня, гостиница, конюшни. С 1914 по этому адресу было зарегистрировано "Об-во пособия бедным прихожанам римско-католического прихода Св. Анны" и др. организации. По свидетельствам очевидцев, в 1915-1922 римско-католической общине принадлежал также дом по ул. Гоголя, 7. По данным переписей, католиков в Екат. насчитывалось: в 1889 - 675 чел., в 1912 - 951, к 1917 - св. 2000, к 1921 - ок. 2000 чел. Изв. имена священников, служивших в храме Св. Анны: Франциск Буткевич, Казимир Рогазевич, Мариан Мисинский, Иосиф Вериго (1898-1905), Франциск (Франтишек) Пинярович (1905-1907), Иосиф Вилкас (1908-1919), Франциск Будрис (1919-1930). В 1922 в Сов. России начались репрессии против католического духовенства. В 1922 из костела Св. Анны были изъяты церк. ценности, в 1924 реквизированы строения по ул. Гоголя, 9. С закрытием костела в 1930 распалась римско-католическая община Екат. Посл. ксендз, Фр.Будрис, подвергался аресту по делу иерархов римско-католической ц. в России Цепляка и Будкевича (1922-1924) и был расстрелян в 1937. Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010.

Ян Феликс Цепляк (Ян Гиацинтович Цепляк, польск. Jan Feliks Cieplak; 17 августа 1857, Домброва Гурнича Бендинского уезда Келецкой губернии - 17 февраля 1926, Пассаис, США) - епископ Римско-католической церкви в Российской империи и Польше; архиепископ Охридский, митрополит Виленский.
Из интересующего нас (Википедия):
"В 1908 назначен викарным епископом Могилёвской архиепархии. Летом 1909 провёл визитацию католических приходов Сибири и Дальнего Востока - всего в это время на данной территории действовали 31 приходская церковь, 14 часовен и 20 молитвенных домов. В 1910 провёл визитацию Минской епархии, не имевшей в то время своего епископа, но она была прервана по требованию властей, которые обвинили епископа в том, что он ни разу не молился об императоре и его семье, «в проповедях косвенно выступал против православия» и намеревался посетить закрытый властями храм в Городищах. Был освобождён от должности председателя Духовной коллегии в Петербурге, власти дважды не давали согласие на его назначение ректором Духовной академии".
По Челябинску (Энциклопедия "ЧЕЛЯБИНСК"):
Ц. побывал в Чел. до рев-ции - 28-30 апр. 1909, будучи в то время епископом. С вокзала он проехал в костёл, при входе в к-рый в его честь была установлена арка, украш. зеленью. В Чел. Ц. служил мессы, исповедовал горожан. Очевидно, именно он окончательно решил вопрос о стр-ве нового кам. здания чел. костела (построен к 1914).

Иосиф Вилкас
На сайте прихода (см.ниже) почему-то - Вилас. Был настоятелем прихода cв. Анны с 1908г. по 1919г.

Козелл-Поклевские (пока см. Необъявленная война. К вопросу о рабстве. Часть 2)

Фальковский Иосиф Львович
(26.03.1851, Борисовский уезд Минской губернии - ?), католик, предприниматель, общественный деятель. Сын польского потомственного дворянина. Окончил Витебскую гимназию и Николаевское военно-инженерное училище. Служил в Казанском военном округе, в начале 1880-х гг. переведен в Екатеринбург. В 1894 г. вышел в отставку в звании инженера-подполковника и занялся коммерцией: председатель Сызранского асфальтового завода, а также член-компаньон товарищества писчебумажного и картонного производства «В. В. Воронцов и К°», член-вкладчик Ольгинской акционерной золотопромывальной компании. Активный участник общественной жизни: почетный мировой судья (1906-1917), гласный городской Думы (1894-1914), член попечительных советов роддома, член правлений обществ вспомоществования недостаточным ученикам реального училища, мужской и 2-й женской гимназий, член-жертвователь вольного пожарного общества, член городской организации Красного Креста, общества спасения на водах, общества покровительства животным, УОЛЕ (с 1886). Иногда выступал в качестве архитектора: по его проектам построены храм в с. Коневском Екатеринбургского уезда, детская больница при городской общине сестер милосердия, павильон общества велосипедистов-любителей, здание екатеринбургской конторы Госбанка. Награжден орденом Святого Станислава 2 ст. (1917). Публикется по книге Екатеринбург. Эниклопедия. - Екатеринбург: "Академкнига", 2002. - 728 с. - сайт Музея истории Екатеринбурга.
Источники:
- Брюховецкий Р.И. ФАЛЬКОВСКИЙ Иосиф Львович.
Сайт фотографа Боченина: Красноармейская ул., 18. Усадьба И.Л. Фальковского. 1890 год, при участии архитектора Ю.О. Дютеля. Усадьба включала в себя жилой дом, службы и деревянную беседку над насыпным погребом. Усадебный дом образец профессионального зодчества в кирпичном стиле. Общ.вид. Утраченные памятники архитектуры.

Скорупский Иван Николаевич
1895 - Осинское Уездное Полицейское Управление - 2-го ст., коллежский секретарь. (Адрес-календарь Пермской губернии на 1895 г. - Пермь, 1895, с.137. А также для ориентации - табель о рангах)
1900 - Екатеринбург, исправник Уездного Полицейского Управления, коллежский асессор (Пермь, 1900, с.73)
1902-1907 - служба там же, надворный советник (Пермь, 1902 - с.83, 1903 - с.86, 1904 - с. 100, 1905 - с.94, 1907 - сс.180, 199, 236),
В 1907 году - член уездного училищного совета Екатеринбургского уезда, товарищ председателя Екатеринбургского Окружного Правления Императорского Российского Общества спасения на водах (Пермь, 1907 - сс.199, 236)
1908 год. (А вот это уже интереснее. Хотя всего лишь очередное совпадение. Талица Камышловского уезда - столица водочного короля Козелл-Поклевского - Р.Б.) Камышлов. Исправник Уездного Полицейского Управления, уже коллежский советник, его помощник Никита Стапанович Пациоркевич, столоначальник уголовного стола Владимир Вас. Чистяков. (Пермь, 1908 - с.69)
1909-1910. - Полицмейстер Екатеринбургского городского полицейского управления, автоматически директор Екатеринбургского уездного отделения общества попечителей о тюрьмах. (Пермь, 1909 - сс. 83, 84) Статский советник.
С 1912 года я теряю из виду Скорупского.

- Газета «Урал» от 31 января и 10 февраля 1904 года сообщает об одной из екатеринбургских инициатив: «Местные чиновники городской полиции, во главе с уездным исправником И.Н. Скорупским, постановили уделить с 20-го февраля по 1 % полученного жалования на усиление средств Красного Креста на все продолжение военных действий. - Урал. - 1904. - 31 января и 10 февраля. - С. 4. Источник В.В.Семячкова. ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЕЗДА И РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904-1905 гг.). Сборник материалов конкурса исследовательских работ по вопро-сам благотворительности - Самара : Артель, 2008. - 40 с.
- 16 марта. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ПОЛИЦМЕЙСТЕР, ввиду наступившей оттепели, просит домовладельцев г. Екатеринбурга немедленно приступить к очистке улиц против своих усадьб от вытаявшего навоза. Виновные в неисполнении сего домовладельцы будут привлечены к ответственности по суду, и уборка против их домов будет произведена за их счет мерами полиции. Полицмейстер Скорупский. - Уральский край, 1910. Источник О чем писали местные газеты в начале XX века. Газета «Уральский край». -  Свердловский областной краеведческий музей.

Янковский Игнатий Казимирович
Главный архитектор города в 1909 году. Владелец Технической конторы. Специализация: продажа паровых котлов, насосов, железных конструкций, пробковых полов, потолков, обшивок стен, прокладок для труб и др.
А также официальный представитель в Екатеринбурге фирмы - Рон, Зелинский и Ко, Варшава, Иерусалимская, 117, продажа касс, отопительных приборов и компрессоров. В Москве представитель той же фирмы В.Янкоский.
Адрес в Екатеринбурге: Вознесенский пр., 34.
Источники:
- Ур.жизнь, 1 мая, 1909.
- Реклама фирмы в Барбот де Марни Н. П. Урал и его богатства /Николай Павлович Барбот де Марни. - Екатеринбург : Изд. П. И. Певина, Тип. газ. "Уральская Жизнь", 1910. - 413 с.: 5 л.ил. - Электронные тексты и коллекции библиотеки им. В.Г. Белинского. Екатеринбург
- Реклама фирмы "Рон, Зелинский" в Барбот де Марни Н. П. Урал и его богатства /Николай Павлович Барбот де Марни. - Екатеринбург : Изд. П. И. Певина, Тип. газ. "Уральская Жизнь", 1910. - 413 с.: 5 л.ил. - Электронные тексты и коллекции библиотеки им. В.Г. Белинского. Екатеринбург.

Дополнительно.
Пермское губернское жандармское управление, 1908-1909. (требует уточнений, но главное, что требует уточнений, кто из них остался на посту в 1911 году)
Бабчинский Николай Филимонович - начальник управления, полковник
Минкевич Иосиф Иосифович - пом.нач. по Перми, подполковник (выпускник 1882, Тверское кавалерийское училище, 2-й разряд, во 2-й лейб-драгунский Псковский полк - Русская императорская армия. РегиментЪ.RU)
Ральцевич Сергей Матвеевич - пом.нач. в Екатеринбургском уезде, ротмистр - (1-е Киевское Константиновское военное училище, вып. 1894, военно-училищный курс, 2-й разряд, в 103-й пехотный Петрозаводский полк - Русская императорская армия. РегиментЪ.RU)
Ружицкий Николай Лаврентьевич - пом.нач. в Верхотурском уезде. (Родился в 1876 г. Арестован 19 июля 1918 г. Приговорен: 27 ноября 1918 г., обв.: Служба в полиции. Приговор: ВМН. Источник: Книга памяти Пермской обл.)Медер Арнольд Карлович - пом.нач. в Крусноуфимском и Кунгурском уездах - (похоже, сохранилась даже фотография, - humus - Фотографии конца ХIX - начала XX века. Часть 6. Армейцы-16 - но не подробности биографии)
(Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1909 год. - Пермь, 1908)

Бабчинский Николай Филимонович
1880 - выпускник, Владимирский Киевский кадетский корпус.
19.04.1908-4.04.1910 гг. - Пермское губернское жандармское управление.
4.04.1910-3.10.1912 гг. - Курское губернское жандармское управление.
13.10.1912-14.09.1913 гг. - Седлецкое губернское жандармское управление
14.09.1913-после 20.01.1917 гг. - Минское губернское жандармское управление. (Русская императорская армия. РегиментЪ.RU)
И такая версия с сайта Электронная библиотека Псковской области:
Бобчинский Николай Филимонович [18.03.1862-?] Православный. Образование получил во Владимирский Киевской военной гимназии. В службу вступил 14.08.1880. Окончил 3-е военное Александровское училище. Выпущен в 29-й пех. Черниговский полк. Подпоручик (ст. 07.08.1882). Поручик (ст. 07.08.1886). Переведен в отд. корпус жандармов. Штабс-Ротмистр (ст. 30.08.1892). Ротмистр (ст. 30.08.1893). Подполковник (ст. 26.02.1902). Полковник (пр. 1908- ст. 12.09.1908- за отличие). Начальник Минского губ. жанд. управления (на 06.12.1914). На 01.08.1916 в списках не значится.
Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. (1907) Св. Анны 2-й ст. (1912). Св. Владимира 4-й ст. (ВП 06.12.1914).Источники :Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914.
Источник информации: :Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914ВП по военному ведомству//Разведчик №1260, 23.12.1914. Взято с сайта: grwar.ru

Жигаловский Адам Викентьевич
- горный инженер, помощник начальника Златоустовского горного округа.

Боклевский Павел Петрович
седьмой по счёту из главных начальников Уральских горных заводов, изобрёл золотоулавливатель для приисков, президент УОЛЕ в 1897 - 1899 гг.
"Активное участие в политической борьбе на Урале в 1905-1907 гг. принимал П.П.Боклевский. Будучи Главным начальником Уральских горных заводов, он вел решительную борьбу против забастовочного движения на предприятиях Урала в 1905 г. Документы показывают, что П.П.Боклевский хорошо видел политические причины забастовок. В телеграмме директору Горного департамента, посланной в декабре 1905 г., он справедливо отмечал: «Причины волнений рабочих есть результат систематической деятельности революционеров. Требования неисполнимы, удовлетворение их цели не достигает, придумывают новые... Губернские власти бессильны. Успокоение принесет только время и утомление». В борьбе против забастовок П.П.Боклевский вел жесткую линию, суть которой сводилась к отказу от беспрерывных уступок рабочим и объявлению им, что в случае продолжения стачек и беспорядков завод будет закрыт. Такие указания были направлены им, в частности, горным начальникам Златоустовского и Камско-Воткинского округов в ноябре 1905 г. В сентябре 1905 г. по указанию П.П.Боклевского были закрыты Мотовилихинские заводы, однако после настойчивых просьб пермского губернатора и министра финансов В.Н.Коковцева, опасавшихся взрыва недовольства уволенных рабочих, Главный начальник вынужден был открыть завод. Но в декабре 1905 г. Мотовилиха была снова охвачена политической забастовкой.
Деятелям партии правового порядка, боровшимся против революционных беспорядков, не удалось завоевать политические симпатии екатеринбуржцев. Полная победа кадетов на выборах в I Государственную думу в Екатеринбурге толкнула П.П.Боклевского к блоку с черносотенцами. На выборах во II Думу он шел в списке правомонархического Всесословного народного союза вместе с его лидером В.О.Козицыным.
Источник: Антошин А. В. Партия правого порядка в политической жизни Екатеринбурга начала XX века// Екатеринбург - вчера, сегодня, завтра. Екатеринбург, 1998. - С. 93-95. - с сайта Музей истории Екатеринбурга.

Ардашев Дмитрий Александрович
Интересно здесь то, что Ардашев имел еврейские крови и по Бланкам приходился родственником Владимиру Ульянову. Мать Ардашева, Любовь Александровна Бланк, - родная сестра матери Ульянова.
"1 ноября 1897 г. Ардашева перевели в Екатеринбург. Со временем он успешно продвигался по службе, совершенствуя и свои знания в области юриспруденции. Известность и авторитет его вскоре стали значительными, он начал много зарабатывать и приобрёл два дома в Екатеринбурге. 17 декабря 1908 г. Д.А. Ардашев был награждён золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте, а 2 марта 1910 г. его избрали гласным городской думы на четырёхлетний срок. 1913 год... Он решил оставить Екатеринбург и по семейным обстоятельствам переехать в город Шадринск. Обладая некоторым запасом юридических знаний, 4 февраля 1913 г. Д.А. Ардашев обратился к председателю Екатеринбургского окружного суда с просьбой допустить его к экзаменам на должность нотариуса в Шадринске. Экзамен он выдержал, как отмечено в архивном документе, «вполне удовлетворительно». Так, в семье Ардашевых появился ещё один нотариус. Дмитрий Александрович служил на нотариальном поприще около двух лет и очень неплохо, ибо 20 ноября 1914 г. он был награждён орденом Святого Станислава III степени. Скончался Д.А. Ардашев 31 октября 1915 г. в Москве, где и был похоронен.
Источник: Смыкалин А.С. Трагическая судьба уральского нотариуса В.А. Ардашева, двоюродного брата В.И. Ленина. - 22.08.2007. Федеральная нотариальная палата.

К польскому вопросу в журнале- Эмиграция. Париж, 1831 год. Флоренция, 1860-е. Черновик.
Эмиграция. Бакунин. "Польская интрига".
Эмиграция. Бакунин. Часть 2.
В моем журнале:
"Обыкновенная история".
Любопытное. "Татарские стрелы", "сабли гуситов", Ченстоховская Мадонна (Матка Боска) в Екатеринбурге.
"Роль Польши в судьбе Азербайджана", интервью с Салаватом Исхаковым на "Радио Азадлыг".
Работа над конспектами. В.И.Ленин. О праве наций на самоопределение.

Аспекты.
euronews learning world: В поисках взаимопонимания.
Лион. Чёрная мадонна и Бакунин.
- Газ.
Прага 1938-39 гг. глазами турецкого дипломата.
Источники.

Католический приход в Екатеринбурге был основан в 1876 году. Уже к 1884 году был построен и освящен каменный храм во имя святой Анны. В начале XX века количество прихожан насчитывало более 1000 человек.
Екатеринбургский римско-католический приход святой Анны.
На сайте рассказывается об истории прихода, размещены уникальные фотографии.

Посмотреть, еще не читал (источник library6):Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше (XIX - начало XX в.). М.: Индрик, 1999 - 272с.
"Подробное исследование на больную и совсем еще не отрефлексированную тему - угнетение Польши Россией. Хороший обзор законодательства о дискриминации поляков во всем его развитии, включая различные секретные циркуляры, полностью опубликованные в приложениях. Подробный рассказ о попытках внедрить в Польшу русских помещиков и задавить польских, о попытках вытеснить польских чиновников с государственной службы и т.д. Трудно было управлять народом, превосходящим коренное население России по культуре и благосостоянию. А получалось это у царского правительства как-то подловато. И непоследовательно - не зря книга называется "парадоксы".
В конечном счете, книга рассказывает о том, как ц�POST /editjournal.bml?journal=rbvekpros

Еврейский вопрос, Католики, 1909, Газеты, Музыка, Польский вопрос

Previous post Next post
Up