Эмиграция. Париж, 1831 год. Флоренция, 1860-е. Черновик.

Jan 16, 2012 11:48

1831. Париж.

Постановка "Нормы" в 1831 году совпадает с усмирением неугомонных итальянцев в Модене, Романье, Парме... В 1831 году подавлено польское восстание в Российской империи... В Париже Беллини встречается с Шопеном. После Ноябрьского восстания (1830) более 10 тысяч человек (по некоторым сведениям 5-7 тыс.) отправились в эмиграцию. Эту волну из-за ее масштаба, а также интеллектуального и творческого потенциала эмигрантов (среди которых были: выдающийся политик Адам Чарторыский, поэты Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий, композитор Фридерик Шопен, историк Иоахим Лелевель, а также почти весь генералитет восстания) стали называть "Великой Эмиграцией". Многие эмигранты активно включились в политическую жизнь Европы, при этом, не отказываясь от борьбы за дело независимости Польши. Одни, как князь Чарторыский, использовали с этой целью дипломатические связи, другие - армейскую службу, а третьи - деятельность в тайных европейских организациях (Млода Польска). Во Франции родились величайшие произведения польской литературы, в том числе "Пан Тадеуш" Мицкевича. Впрочем, Шопен покинет Варшаву 5 ноября 1830 года, а основные события развернутся 29 ноября, когда из Варшавы будет изгнан царский наместник князь Константин. Шопен же душою с повстанцами, он больше не вернётся на родину, а польской эмиграции будет помогать.
    Итальянская эмиграция в Париже. О ней -  через Беллини. (Источник: Франческо Пастури "Беллини", в переводе Ирины Константиновой)

«В это время я познакомился с лучшими музыкантами, живопис­цами и т. д. и т. д. а со многими литераторами», - про­должает он в письме к дяде, и хотя не уточняет подроб­ностей, мы можем не сомневаться, что ввела его в этот мир давняя миланская знакомая - княгиня Кристина ди Бельджойозо, которая принимала его в своем салоне.
    Бесстрашная итальянская княгиня как-то восстанови­ла свои силы после нескольких лет политической борьбы, вынудившей ее покинуть Рим и уехать в Геную, потом в Швейцарию и наконец найти прибежище во Франции, где она жила поначалу в полнейшей нищете, так как австрий­ские власти конфисковали всю ее собственность, считая княгиню изменницей. С помощью графа Аппони (австрий­ского посла во Франции, благородного венгра) княгине удалось вернуть часть имущества, и она вновь заняла в Париже положение, соответствующее ее титулу и необык­новенному уму, а также многообразной общественной де­ятельности.
    В своей большой квартире на улице Монпарнас она открыла салон, который вскоре мог поспорить с извест­ным салоном мадам РекамьеУ княгини Кристины ди Бельджойозо собирались самые выдающиеся таланты, ка­кими мог гордиться Париж, - поэты и писатели Виктор Гюго, Альфред де Мюссе, Жорж Санд, Александр Дюма, Генрих Гейне, музыканты Шопен и Лист, политические деятели Адольф Тьер - в ту пору министр внутренних дел, и Гизо, историки Огюстен Тьерри и Жюль Мишле.
    Но самыми почетными гостями в салоне княгини, пат­риотки и заговорщицы, были, конечно, итальянцы, преж­де всего политические эмигранты, лица, преследовавшие­ся за свои убеждения. Здесь Беллини имел возможность познакомиться с Никколо Томмазео, Винченцо Джоберти, Теренцио Мамиани, Джузеппе Сартори, Микеле Амари, Алессандро Поэрио и Карло Пеполи, со многими другими соотечественниками, которые оказывались в Париже про­ездом или в ссылке и собирались возле Кристины ди Бельджойозо, чтобы свободно подышать чистым воздухом Отечества".

И всё же вернёмся в Италию. Пафос, заложенный в "Норме", порой вызывал патриотические "демонстрации" ещё и при жизни Беллини, но я не нашел прямых ссылок на это. А вот о событиях более поздних свидетельства есть, а ссылок опять нет, м-да.
    "Известно (кому? почему так трудно давать ссылки?), что во время представления "Нормы" в театре "Ла Скала" возник шумный беспорядок В зале присутствовало много австрийских офицеров. Когда зазвучал хор из последнего акта "Война, война", зрители поднялись с мест и, стоя, повторяли те же слова во весь голос". (Крунтяева Т. Винченцо Беллини. - Л.,"Музыка", 1984. - 78 с. - с.55)
    Это замечание и заставило меня вспомнить фильм Висконти, и, понятно, я ошибся. Но мы скитаемся в том мире, где ошибки приветствуются, где ошибка - необходимое условие для продвижения вперёд, где ошибка - основа импровизации.
    Сложно найти в youtube этот фрагмент, не то что сложно... мне не очень нравится предшествующий речитатив, ищу хор. Останавлюсь на этом. Как жалко, что хор такой короткий...

image Click to view


...
    Итак, 1954. Висконти снимает Sense "Чувство". Фильм начинается с фрагмента из оперы "Трубадур".

image Click to view



... здесь более полный эпизод ...
...
Ария в исполнении Паваротти

image Click to view



Казалось бы, это выглядит прелюдией, предвестием событий (у Бойто этого нет, они встречаются в купальне, всё, с самого начала смыслы преображены). Собственно, и "Трубадур" начинается с "Дуэли", а заканчивается "Казнью"... Но у Висконти всё наоборот, музыка, которая вдохновляет венецианцев на борьбу за независимость, музыка, которую обожает героиня, - лишь основание, для повествования от противного. Героическая сцена - предверие предательства близких, родины, самой себя. А в итоге и своего любовника.
  Висконти уходит от оригинала, как отмечают специалисты, порой произведение неузнаваемо. Висконти хотел даже назвать фильм Custoza (по юридическим причинам этого нельзя было сделать, некоторые пункты мне самому не понятны) по битве 1866 года при Кустоце, когда итальянская армия терпит сокрушительное поражение от австрийцев, и только благодаря победе Пруссии, Венеция переходит Италии. Казусов оказалось немало. Проявила себя и итальянская цензура: сцены с пьяными итальянскими солдатами были запрещены.

1860-е. Италия.

Лев Мечников принимает участие в борьбе итальяцев против австрийцев под предводительством Гарибальди. (Интересный материал о гарибальдийцах).
  "Центром русской эмиграции начала 1860-х годов в Италии была Флоренция, где Мечников часто бывал, а в итоге поселился, войдя в общество русских художников, собиравшихся вокруг гостеприимной семьи Н.Н. Ге. Круг этот был широк, в него входили А.И. и А.А. Герцены, М.А. и А.А. Бакунины, П.П. Забелло, Г.Г. Мясоедов, Н.П. Ножин, В.0. Ковалевский... Настроения были самые радикальные, однако добрые. “Спорили много, спорили с пеной у рта, не жалели ни слов, ни порицаний, ни восторгов, но все это, не выходя из области пожеланий, кончалось мирным поглощением русского чая”, - вспоминал Г.Г. Мясоедов*. Во Флоренции Мечников устроил свою личную жизнь, заключив гражданский брак с Ольгой Ростиславовной Скарятиной. Здесь же, выступив весной 1863 года на митинге в пользу польских повстанцев, он открыто заявил о своих социально-политических взглядах и здесь же, видя, как рождалась под кистью Ге могучая картина “Тайная вечеря”, понял, увы, неспособность свою к большой живописи".
* Г. Г. Мясоедов. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1972. (цитата отсюда)
  Интересная тема - Гарибальди и Россия.
  В середине 60-х русская эмиграция перебирается в Женеву. Начинается совершенно другой период.

А вот историческая справка об итальянской эмиграции.
"По иронии судьбы (именно после объединения Италии и завоевания ею независимости) именно в это время начинается массовая эмиграция итальянцев. Если до середины XIX века имели место буквально единичные случаи эмиграции, то уже в 1870-е годы десятки тысяч эмигрантов покинули страну. Наступило время сказать об этом феномене. Исследование социальных и экономических причин такого сложного явления, как итальянская эмиграция, выходит далеко за пределы этого очерка.
Мы лишь приведем ряд цифр и фактов, которые говорят сами за себя. Достоверная статистика существует лишь с конца XIX века, и в этот же период наблюдается бурный рост числа эмигрантов. Так, в 1880 году всего эмигрировало за пределы Италии 120 тыс. человек, в 1890 - 217 тысяч, в 1900 - 353 тысяч, в 1910 - 650 тысяч, а в 1913 году число эмигрантов доходит уже до 900 тысяч. А вот социальный состав эмиграции: 32% - крестьяне, 30% - поденщики и неквалифицированные рабочие, 12% - индустриальные рабочие, 13% - строительные рабочие и еще 13% - коммерсанты и лица свободных профессий. Таким образом, мы видим, что подавляющее число эмигрантов - это беднейшие слои населения. Эмигрировали преимущественно мужчины, и это обстоятельство существенно изменило за три десятилетия численное соотношение мужчин и женщин в Италии.
Большие колонии итальянских эмигрантов образовались в Северной Африке - в Тунисе, Египте, на территории современной Ливии. Значительный поток эмигрантов из Италии направлялся в ЮЖНУЮ Америку - Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию. Однако подавляющее большинство эмигрантов (по некоторым данным, до 80%) осело в США. Всего до начала Первой мировой войны из Италии уехало около 5 миллионов человек! Даже если учесть, что около 2 миллионов эмигрантов вернулось на родину, все равно цифры впечатляют. Считается, что по количеству эмигрантов Италия занимает первое место среди стран мира".
...

Верди, Черновики, Беллини, Париж, Висконти, История bel canto, Италия, Польский вопрос, Флоренция, Эмиграция, Опера, Шопен

Previous post Next post
Up