Антреприза Альтшуллера. Часть 1. Бенефис Альтшуллера и Юродивый Козловского

Mar 01, 2013 23:02

К содержанию.
Мы ничего не слышали, мало что знаем... и можем доверять только авторам газетных заметок тех времен... или воспоминаниям... Музыковедам и любителям творчества Козловского рекомендую не читать нижеизложенное.
Как газетные заметки, так и воспоминания - материалы сомнительные, или вздохи, или выдохи, нагромождение эпитетов. Собственно, этими - конечно, своими, весьма субъективными сомнениями, - я и хочу поделиться, чтобы вернуться к теме появления и развития кинопроката в Екатеринбурге. Задача осложняется еще и тем, что нужно представить, что могли слышать екатеринбуржцы (кто, с чем и как часто приезжал в город на гастроли, пластинки, с какими записями пользовались популярностью у крайне немногочисленной публики провинциального городка, отсутствие высших учебных заведений и пр.), чтобы соотнести уровень вкусов публики и уровень мастерства режиссера, дирижера, окрестра, исполнителей... Одним словом, мы забредаем в дебри, это будет длинный скучноватый ряд заметок, где любители оперы, чьи писания я буду цитировать, будут вздыхать и переживать по поводу услышанного, что по понятным причинам нам будет недоступно... мне представляется это скрипами старой пластинки, забытой на проигрывателе, когда запись уже отыграла свое, но автостоп не срабатывает.
Но начнем повествование с двух поразительных сцен с участием Козловского. Для меня они преображены сегодня новыми смыслами: копеечка, которую отнимают дети, ну, и весь последующий ужас по поводу обиды...
Интеллигенция и Сталин - к дате создания фильма, идеологически столь замысловато вписанного в эпоху безвременья, - Сталин уже умер, но до XX съезда еще два года, сравнение Бориса с Иродом, на смену одному самозванцу приходит другой с помощью иноземцев, Березовский и Ельцин, Михалков и Путин, какие угодно можно выстраивать параллели... Православному народу остается плакать?.. У кого же постоянно отбирают копеечку неразумные дети? Несколько необычно обрисовывается "национальный" облик юродивого, очень трудно представить его православным, это же "слёзы сиротки Хаси"!.. "Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича..." Юродивый прощен и прощен дважды, второй раз - когда отказывается молиться за царя Ирода. Резковатый, пронзительный, отчасти гипнотически навязчивый, завораживающий уникальный тембр голоса Козловского... Страшная сталинская тоска, отшлифованная, блестящая и беспросветная тоска. Но если ты не восторгаешься его искусством, то... советская эстетическая школа, которая до сих пор тоскует по этой тоске, не менее страшна, как бы ее ни пытались отколупать от тела сталинского режима (что ж теперь уничтожить списки лауреатов Сталинской премии?) - ты сам превращаешься в изгоя...
Здесь много парадоксов. К примеру, соавтор (хотя скончался в августе 1953 г.) сценария к фильму Николай Голованов в 1949 году получает Сталинскую премию первой степени за дирижирование оперным спектаклем «Борис Годунов».
 "Почти легендой стали рассказы о «безжалостности» Голованова пэ отношению к оркестрантам. Но это была лишь бескомпромиссная требовательность художника, его долг музыканта. «Говорят, что дирижер насилует волю исполнителей, подчиняет ее себе,- Замечал Голованов. - Это верно и необходимо, но, конечно, в разумных пределах. В исполнении единого целого должна быть единая воля». - Л. Григорьев, Я. Платек, 1969. Николай Семёнович Голованов. Belcanto.ru
Для записи к фильму оркестром дирижировал Василий Небольсин (Сталинская премия второй степени (1950); за оперный спектакль «Мазепа» П. И. Чайковского). В 1949 году Александр Пирогов за исполнение заглавной партии в оперном спектакле «Борис Годунов» М. П. Мусоргского получает Сталинскую премию первой степени. Никандр Ханаев - Сталинская премия первой степени (1949) - за исполнение партии Шуйского в оперном спектакле «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Таким образом, весь основной состав, кроме режиссера Строевой-Рихтер, лауреаты Сталинской премии, кто-то и дважды, кто-то и трижды, утвержден, вероятно, в тот период, когда никто никаких перемен не ждет. Но вот какую сверхзадачу закладывал в свой замысел режиссер? В 1959 году выйдет фильм-опера Строевой-Рихтер "Хованщина". Тематически это был семейный подряд. Муж Строевой Рошаль в короткий период создает два идеологических полотна: Мусоргский (1950, получая за фильм сталинскую премию) и Римский-Корсаков (1952-53 гг.) Дмитрий Шокстакович напишет не менее идеологический отклик в "Огоньке", декабрь 1950. Соавтором сценария будет Анна Абрамовна Абрамова-Бруштейн (она также получит Сталинскую премию за картину "Мусоргский"), сценарий к "Хованщине" создают в содружестве Строева, Шостакович и Абрамова.
Но мог ли такой фильм появиться при Сталине? Или уже при Хрущеве? Трудно сказать. Не могу найти никаких оценок этого фильма.
И именно в 1954 году Козловский покидает Большой театр, тень юродивого его никогда уже не покинет.
И еще несколько замечаний.
- Советская жизнь оперы начнется в Свердловске (закончится в 1983 г.): 7 февраля 1926 - Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского (однако в иных, кроме Википедии, электронных источниках подтверждения я не нашел - Р.Б.). Борис - Алексей Месняев, Марина - Фатьма Мухтарова (хотелось бы однажды рассказать о ней отдельно). Режиссер-постановщик А. Улуханов (1925-26 гг. работал в Свердловске и Киеве). Дирижер - Валериан Бердяев (и здесь интересное совпадение, дирижер - поляк, работал в Свердловске в 1925-26). Балетмейстер - Павел Константинович Йоркин.
"Это он (Йоркин), как и А.Макаров, слышал меня в Полтаве и потом назвал мое имя директору Харьковской оперы Б.С.Арканову. И потом я получил телеграмму-приглашение в Харьков, подписанную Аркановым и Альтшуллером. Потом мы все вместе служили в Свердловске". - Козловский И.С. Музыка - радость и боль моя. - с.266.
- Козловский ...отвергнув заманчивое и весьма почетное предложение от знаменитой «Мариинки», артист приезжает в Свердловский оперный театр. Это сезон 1925-26 гг.
- В сентябре 1926 года Сергей Яковлевич Лемешев дебютировал в спектакле “«Севильский цирюльник” на сцене Свердловского оперного театра. Забавно, пути Лемешева и Козловского могли пересечься на Урале. А споры "кто лучше?" не утихают до сих пор - Лемешев vs Козловский.
- "В 1924 году Альтшуллер получает приглашение быть главным режиссёром Свердловского оперного театра. Надо отметить, что Свердловский театр всегда считался лучшим периферийным оперным театром России. Кстати, ещё до революции, когда в бывшем тогда Екатеринбурге в 1912 году было построено новое здание оперы, и в нём открылся первый оперный сезон, Александр Яковлевич был первым главным режиссёром, приглашённым на эту должность.
Так что предложение, сделанное в 1924 году, было для него как бы возвращением в «родные Пенаты».
Дав согласие, Александр Яковлевич способствует переходу в Свердловскую оперу почти всей Харьковской труппы и, конечно же, Ивана Семёновича Козловского.
Годы 1924/1925 были для труппы под руководством Альтшуллера периодом необычайного творческого расцвета и огромного успеха.
С удивительной душевной теплотой и необыкновенным лиризмом вспоминает И.С.Козловский в своей книге об этом времени, как будто рассказывает о своей первой, незабываемой юношеской любви:
«Сезоны 1924 и 1925 годов. Их мне не забыть. Никак не забыть! Они были, можно сказать, отправными этапами в моей дальнейшей сценической биографии. Именно здесь я получил настоящую зарядку как артист и оперный певец. И я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться, найти своё настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный, творческий процесс». (...) «Когда в 1924-1925 годах я впервые пел на сцене Свердловского оперного театра, там царила блистательная эпоха. Эпоха влюблённости в искусство, как актёров, так и зрителей, эпоха высокого мастерства артистов, дирижёров, режиссёров…». - Инна Кушнер. Ванечка, дядюшка Исачок и семья Рабинович.
Итак, 1924-6 гг., кто мог составлять публику? Нэпманы и новые уже большевистские руководители, представить ту смешанную публику не так-то легко, основная часть и без того немногочисленной интеллигенции, конечно, покинула город, если не была расстреляна... Были ли обязательными в этот период выступления, к примеру, перед солдатами, рабочими, не могу сказать...
И еще одно немаловажное замечание. "На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, - вспоминает певец, - что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах - в особенности, а тут - какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический". - А. Майкапар. Опера Мусоргского «Хованщина». belcanto.ru
Борис Годунов Boris Godunov 9/12 1954 год. iroglif

image Click to view


...
Борис Годунов Boris Godunov 12/12 1954 год.

image Click to view


...
Итак, ноябрь 1909 года, заканчивается антреприза оперной труппы Альтшуллера в Екатеринбурге.
С этого и начнем. Приготовьтесь к тому, что выписки будут пространными.
"Уральский край", 24 ноября, № 250, 1909. Театр и музыка (это и определило выбор тэгов-меток, не получается ввести новую метку "опера", относительно ее существования в Екатеринбурге меня и сегодня не покидают сомнения - Р.Б.).
Бенефис И.Я.Альшулера. (Исаак Яковлевич, где-то Александр, считается правильным написание Альтшуллер, но я буду придерживаться того текста, где употребляется написание, с которым и были знакомы екатеринбуржцы - Р.Б.)
"В четверг 26 ноября предстоит бенефис антрепренера и режиссера оперной труппы И.Я.Альтшулера.
Художественные заслуги И.Я. (эта экономия газетного пространства удивляет меня не первый раз - Р.Б.) достаточно общеизвестны и о них не приходится много говорить.
И.Я. давно и хорошо знаком и екатеринбургскому и пермскому обществу, как один из первых и выдающихся пионеров оперного дела в нашем крае, где И.Я. остается со времени окончания музыкального образования.
Первые годы своей деятельности И.Я. был сначала участником , а затем режиссером знаменитой в свое время пермской оперы (городская антреприза), являвшейся по составу труппы и художественности постановки первой из провинциальных опер.
В текущем же сезоне мы встречаем И.Я. уже в роли антрепренера; в этой роли он является редким исключением - это не антрепренер-предприниматель, а антрепренер-художник, редкий антрепренер с высшим музыкальным образованием, который в противоположность знакомым нам "держателям" оперы из отставных военных (нужно уточнить, о ком идет речь - Р.Б.), служит искусству, а не только делу, приносящему либо доход, либо убыток. Впрочем, об этом лучше всего свидетельствует адрес, поднесенный И.А.Альтшулеру артистами в начале текущего сезона.
Однако, если этот первый опыт антрепризы, опыт текущего сезона в художественном отношении удался впелне, то в материальном его нельзя признать удачным.
Хорошая, а, следовательно, и дорогая труппа, выдержанная, и, следовательно, также дорогая постановка, разлагающиеся в переживаемое время полного упадка вкусы публики, падкой больше на гнойные, цинично-бессымленные зрелища, наконец, обостренная конкуренция (драма, синематографы, цирк, всевозможные гастролеры etc) вот причины материального неблагополучия первой половины текущего сезона. (Но я вам напомню, что дума всячески препятствует открытию и новых кинотеатров и цирков, этих балаганов, дабы они не нанесли ущерб делу просвещения горожан посредством театров - Р.Б.)
Что скажет вторая, (здесь и в Перми), не знаем, но не можем не пожелать результатов более благоприятных.
В бенефисе И.Я. Альтшулера примет участие вся труппа; что ставится - пока еще не решено, но предполагается, именно с целью дать возможность всей труппе принять участие и, кроме того, каждому артисту выступить в его выигрышной партии, поставить сборный спектакль.
Z. (Да, именно такая подпись - Р.Б.)

Вернемся к воспоминаниям Инны Кушнер. Позыв:
"Для данной истории повод возник абсолютно неожиданно. В апреле 2011 года 9 канал израильского телевидения показал новый документальный фильм: «Иван Семёнович Козловский. Вера… Надежда… Любовь».
Никогда не потянулось бы моё «перо к бумаге», если бы не чувство неудовлетворённости, возникшее у меня после просмотра этого фильма. Со временем это чувство не только не покидало меня, а наоборот, всё больше и больше усиливалось, переходя постепенно во всё нарастающее ощущение досады от сухости, холодности и неэмоциональности кинокартины (согласен - Р.Б.), а, особенно, от отсутствия в ней, практически, материала, отражающего еврейскую тематику в личной жизни и творческой судьбе И.С. Козловского (1900-1993). (Вот об этом и хотелось бы поговорить, ибо для авторов фильма этой темы вообще не существует - Р.Б.)
Интервью, взятое в Израиле у дочерей незабвенного Соломона Михоэлса стандартно, «по-советски», лишь усугубляло моё разочарование. А ведь стоило только создателям фильма (среди них оказались и израильтяне) просто обратиться к не раз издававшейся книге воспоминаний И.С.Козловского «Музыка - радость и боль моя», чтобы понять, с какой теплотой, любовью и с каким уважением он относился к своим сотоварищам по музыкальному цеху - евреям. Среди множества фамилий, упоминаемых в книге, назову всемирно известные имена, такие как Б.Э.Гольдштейн, Я.Флиер, Л.Коган, Б.Хайкин, С.Самосуд, М.Рейзен, С.Хромченко, Э.Гилельс и многие, многие другие.
С какой поистине моцартовской щедростью своего таланта он отзывался о творчестве каждого из них! А главы, посвящённые актёрам С.Михоэлсу и В.Зускину, писателю Л.Кассилю и щемящая душу история о поэте Иосифе Уткине! Это выделяет Ивана Семёновича Козловского из числа многих неординарных людей искусства, в лучшем случае равнодушно относящихся к "еврейскому вопросу". (вечная неизбывная и уже нескрываемая обида на неблагодарность не столь одаренных русских - Р.Б.)
И эта грань духовного мира уникальной личности великого русского певца почти неизвестна широкой публике".

Прежде чем продолжить чтение мемуаров, посмотрим фильм, о котором идёт речь. Отдавал ли себе отчет автор, когда первую часть фильма обыгрывает "копеечку" и милостыню? Естественно, что, получив все немыслимые сталинские награды, Козловский остался абсолютно порядочным человеком и глубоко верующим, православным... та же путианица: Сталина бы вытереть из истории, а успехи советского искусства его эпохи освятить по-православному... О евреях действительно неуместно говорить, замысел фильма просто исключает претензии Инны Кушнер, более того, в фильме не говорится и о России, не говорится даже о народе, только о некоем представлении автора о вере, надежде и любви, о представлении и служителей советского искусства, их отречение от истории и то - советское, воздыхания по возвышенному бессильны скрыть печать совка. Частокол сталинских премий превращался в стену плача, до сих пор вызывая сетования на несправедливое отношение к евреям на умаление их вклада в строительство мощнейшей идеологической машины советского искусства...
...
Иван Семенович Козловский: Вера... Надежда... Любовь... TheYulia977.
Режиссер: Юлия Коваленко. Тюмень, 2012.

image Click to view


...
"В нашей семье его редко называли Иван Семёнович. Чаще звучало ласковое и нежное имя - Ванечка. А рядом с этим распространённым русским именем почти всегда неотступно следовало другое - тоже ласковое и нежное - Исачок.
Дядюшка Исачок был старейшиной нашей большой семьи, раскиданной в послевоенное время по всем городам и весям необъятного Советского Союза и, так сказать, «последним из могикан», рождённым в конце 19-го столетия, и дожившим до середины двадцатого…
Вне семьи его имя звучало: Александр (Исаак) Яковлевич Альтшуллер (иногда пишут Альтшулер с одним «л», что, в общем, неверно) - заслуженный артист РСФСР и УССР, певец, педагог, режиссёр, а в самом конце своей жизни - суфлёр Большого театра".
(...)
Итак, Альтшуллер заметил Козловского. А далее, как "Исачок" "Ванечку" уму-разуму учил, помогал, наставлял. Это никак не вписывается в концепцию фильма, ну, не может еврей помогать православному, нет у него такой привилегии, исключает вера предков, даже если ты крестился. Это православный человек, верующий в бога-сына, способен сострадать и помогать евреям, - позиция авторов предельно ясна, прямолинейно, у них и места-то для подобных мыслей в голове не предназначено, это и ответ на появление в фильме дочерей Михоэлса. Честно говоря, с этими копеечками, милостынями, подарками авторы фильма просто выводят из себя. Хорошая черта, но в контексте "произведения" - похожа на барское шутовство. В общем, конечно, "кинематографисты" оторвались. Даже выбор сцен из Бориса Годунова (я неслучайно отыскал именно их) - это больше похоже на издевку... а отчасти тоже на ответ на недоумение Инны Кушнер... Вернемся к тексту:
"Он сразу же пригласил Козловского к себе в труппу Харьковского оперного театра. С этого момента и до последних своих дней Александр Яковлевич становится для Козловского преданнейшим другом, педагогом-наставником и даже в какой-то степени «духовником» (что бы на это сказали авторы фильма? перекрестились бы, там частенько вспоминают о том, как сам Козловский любил креститься... "или по шляпе постукивать!" - Р.Б.), которому Иван Семёнович доверял свои самые сокровенные мысли и тайны".
(...) Ниже уже весьма характерные перелистывания страниц войны - одна строчка:
"Жестокость военного времени и тяготы эвакуационной жизни ещё сильнее сплотили этих двух близких по духовному настрою людей".
(...) Из документов, оставшихся после смерти отца, Инна Кушнер находит:
"... письмо-прошение, написанное в июле 1886 года, в Пермское городское полицейское управление от полоцкого мещанина Якова Ш. (Шаевича) Альтшуллера. В письме мой прадед, отец Александра Яковлевича, просит подтвердить даты рождения его дочерей - Веры (моей бабушки) и Маши, потому что он хочет отправить их учиться в Пермскую прогимназию, а метрических свидетельств у него нет, так как «раввин умер, и книги запечатаны». Обращает на себя внимание то, что все имена в прошении написаны уже в русифицированном варианте.
Итак, Александр Яковлевич Альтшуллер - уроженец города Пермь, по происхождению - мещанин. Отец его - Яков Альтшуллер был в Перми известным ювелиром, и хотя в семье его было шестеро детей (два сына и четыре дочери), она явно не бедствовала".
(...) Одна из ключевых фраз:
"Как сейчас помню, мне было лет 12. По радио транслировали из Большого театра «Бориса Годунова». Папа сидит на диване, нога закинута на ногу, глаза закрыты, слушает. После окончания коронной арии Козловского (он пел Юродивого) восклицает: «Ты слышала, как он поёт? Это же потрясающе! Какой чистоты звук!»
Но для меня наступил уже возраст сомнений, и я позволила себе заметить: «Папа! Ну что ты, всё время: «Козловский, Козловский!» А вот Лемешев поёт нисколько не хуже!» Недоумение и жалость были написаны на лице моего отца: «Доченька! Но у него же тремоло!», - и папа во время этой фразы торцом ладони несколько раз дробно ударил себя по горлу".
(...) И завершение:
"В руках у меня старый-старый альбом с чёрно-белыми фотографиями. Без преувеличения можно сказать, что там есть фотографии, которым намного больше 70 лет. Этот альбом с огромной любовью составлен моим папой, и весь он практически посвящён Ивану Семёновичу Козловскому. Не поразительно ли это: где-то далеко-далеко от огромной России, в маленьком, мало кому известном израильском городке Хадера, бережно хранится альбом с фотографиями великого русского певца! Альбом, чудом провезенный через все нелепые препоны советской таможенной службы (из эторй страны из без советской службы вывозятся не только альбомы - таланты, ученые и артисты, ископаемые, вывозятся не только и не столько в Израиль, но можно вывезти русское искусство? не уверен, неуверенный и в пути, которое оно, наверняка, вопреки любым прогнозам, будет выбирать непредсказуемо самовольно - Р.Б.), который я храню уже 20 лет. В нём помещены не стандартные фотографии из серии «Певцы Большого театра, народные артисты СССР», а любительские снимки, где Иван Семёнович, в большинстве своём, снят в неофициальной, домашней обстановке. Вот на первом листе две фотографии: большой портрет И.С.Козловского и фотография, где он стоит рядом с А.Я.Альтшуллером, и они с нежностью и любовью смотрят друг на друга. Потом следует небольшой цикл фото, посвящённых дядюшке Исачку. На одном из них, где Александр Яковлевич сидит в суфлёрской будке, на оборотной стороне стоит штамп «Музей ГАБТ» (зачем же это отмечать, удобно ли из музея, скажем, одалживать фотографию на столь продолжительный срок? - Р.Б.). А вот ещё одно интересное фото - отмечается юбилей Александра Яковлевича. За красиво накрытым столом - весь цвет оперной труппы Большого театра и, конечно же, на переднем плане Ванечка Козловский. Чудесная фотография, где сидят вместе, улыбаясь, И.С.Козловский, А.Я.Альтшуллер, известные пианисты Яков Зак, Роза Тамаркина..."

Конечно, поразительно! Ну, при всей моей симпатии к автору-хранителю столь бесценного материала (но не искусства!) хочется заметить: искусство, русское искусство - явление совершенно необъяснимое, и нет никаких сомнений в огромном вкладе евреев в его развитие, - но искусство ни в каких альбомах и воспоминаниях не уместится, и произрастает на определенной почве при определенных условиях. Его не увезти вместе с альбомами и воспоминаниями. Но об Альтшуллере должны узнать и должны узнать и на его "родине" - на Урале, в Перми и Екатеринбурге...
А фильм, согласен, слабый. Часто возникает впечатление, что снят на деньги православной церкви, хотя... "Травиату" вдруг сменяет "Господь, спаси и сохрани...", свечи... Хотя денежки, судя по титрам государственные. Бред какой-то...

К содержанию.

Продолжение, полагаю, последует.

Театр, Екатеринбург, Еврейский вопрос, 1909, Музыка, Кинематограф, Свердловск

Previous post Next post
Up